Земля для крестьянского фермерского хозяйства – как получить в аренду

Земля для крестьянского фермерского хозяйства – как получить в аренду

Статья 10. Предоставление гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности

1. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2 – 3. Утратили силу с 1 марта 2015 года. – Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 23.06.2014 N 171-ФЗ, от 03.07.2016 N 336-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Абзац утратил силу. – Федеральный закон от 03.07.2016 N 336-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Абзацы третий – четвертый утратили силу с 1 марта 2015 года. – Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

(абзац введен Федеральным законом от 07.07.2003 N 113-ФЗ)

Абзац утратил силу с 1 марта 2015 года. – Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться религиозным организациям (объединениям), казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным организациям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, гражданам для сенокошения и выпаса скота в аренду в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 23.06.2014 N 171-ФЗ, от 27.06.2018 N 164-ФЗ, от 30.04.2021 N 117-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

При этом выкуп арендуемого земельного участка в собственность не допускается.

5.1. Земельный участок, находящийся в муниципальной собственности и выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, передается использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство обратились в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок. При этом цена такого земельного участка устанавливается в размере не более 15 процентов его кадастровой стоимости, а арендная плата – в размере 0,3 процента его кадастровой стоимости.

(в ред. Федерального закона от 02.12.2013 N 327-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Орган местного самоуправления муниципального образования, в собственности которого находится земельный участок, выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, не позднее чем в течение двух недель со дня возникновения права муниципальной собственности на такой земельный участок обязан опубликовать в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и разместить на своем официальном сайте в сети “Интернет” (при его наличии) информацию о возможности приобретения такого земельного участка на условиях, предусмотренных настоящим пунктом. Указанная информация размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.

(п. 5.1 введен Федеральным законом от 29.12.2010 N 435-ФЗ)

6. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера, отгонными пастбищами и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы гражданам и юридическим лицам только на праве аренды или на праве безвозмездного пользования на срок не менее чем пять лет.

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2005 N 87-ФЗ, от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Не требуется переоформление видов разрешенного использования в правоустанавливающих документах на земельные участки КФХ, полученных до 01.01.2014 (ФЗ от 28.12.2013 N 446-ФЗ).

Читайте также:
Отпуск по уходу за ребенком до 1,5 или 3 лет в 2022 году

7. Приобретение сельскохозяйственными организациями, а также крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации”. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения приобретаются в собственность по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации в размере не более 15 процентов кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий. Законами субъектов Российской Федерации устанавливаются случаи бесплатного предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

(п. 7 введен Федеральным законом от 18.07.2005 N 87-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 29.12.2010 N 435-ФЗ, от 28.12.2013 N 446-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов.

В случае, если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.

(п. 8 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 354-ФЗ)

Предоставление земельных участков для фермерского хозяйства

Бесплатно получить землю под фермерское хозяйство можно в собственное владение и в наем с определенным сроком либо бессрочно. Сделать это могут лица, имеющие статус гражданина России, или не имеющие такового. Но при этом свою предпринимательскую деятельность они должны осуществлять в рамках крестьянско-фермерского хозяйства.

  • Закон
  • Кто может получить землю
  • Какие угодья могут предоставляться
  • Необходимые документы
  • Порядок получения земли под КФХ
  • Когда могут отказать
  • Можно ли строить на земле фермерского хозяйства

Законодательное регулирование

Деятельность КФХ регламентируется положениями гражданского законодательства и ФЗ-74 от 11.06.03г.

Ими определяется возможность создания фермерского хозяйствования ИП и организациями, соответственно и участок передается организациям и предпринимателям.

Основными сферами деятельности фермеров устанавливаются:

  • Производство и перерабатывание продукции сельского хозяйства и продуктов животноводства;
  • Их перевозка, сохранность, реализация.

На угодьях, принадлежащие КФХ, может осуществляться:

  • Растениеводство (выращивание зерна, кормовых и других культур, табака и другое);
  • Животноводство (разведение различных животных – лошадей, коз, овец, свиней, кроликов, выращивание птицы, оленей, верблюдов, шелкопряда, пчеловодство);
  • Овощеводство (сбор орехов, грибов, ягод, выращивание фруктов и винограда).

ВАЖНО! Угодья фермы могут использовать все, входящие в его состав, люди для произведения продуктов для собственного употребления. При этом не потребуется регистрация компании или ИП.

Под фермерским имуществом подразумевается:

  • Земля;
  • Строения и здания;
  • Хозяйственные постройки (склады, сараи и пр.);
  • Мелиоративные сооружения и орошатели;
  • Сельскохозяйственное оборудование и спецтехника;
  • Рабочая скотина и домашняя птица;
  • Машины и инвентарь.

Порядок предоставления участков КФХ, предъявляемые к ней требования и их предназначение определяются в ЗК РФ и ФЗ «Об обороте земель с/х назначения».

Кто может получить землю

Возможность получить земельную территорию имеют физические лица и компании. Обращаясь за выдачей земли, необязательно регистрироваться в качестве предпринимателя или организации. Но в случае, если планируется предпринимательская деятельность в виде реализации сельскохозяйственной продукции, то придется зарегистрировать её в установленном порядке.

Заниматься фермерством вправе как граждане страны, так и другие люди, имеющие гражданство другого государства. Они могут арендовать землю у частного лица либо у государства, или выкупить её в собственное владение.

Какие угодья могут предоставляться

Земельные площади, выдаваемых КФХ, имеют сельскохозяйственное назначение. Они должны располагаться за пределами сельского поселения и включать различные объекты, на которых находятся леса, поля, водоемы, здания и постройки, дороги, различные коммуникации.

Под защитой государства находятся особенно ценные площади сельхозназначения. К ним относятся территории, стоимость в кадастре которых выше средней в муниципальном образовании на 10%, и искусственно орошаемые или осушаемые наделы.

Представляемый участок считается неделимым, поэтому его владельцы обладают долями в нем без их разделения на части. Поделить его получится только в случае прекращения деятельности фермы.

Представленные угодья могут использоваться в целях, для которых они представлены. Их возможным использованием может служить следующие разновидности:

  • Высадка цветов;
  • Разведение птицы и рыбы;
  • Садоводство и овощеводство;
  • Виноградарство;
  • Пчеловодство;
  • Охотничьи угодья;
  • Для организации рыбного хозяйствования;
  • Сенокоса и выпаса домашнего скота;
  • Создание охранных насаждений леса.

Заявитель может сам определять необходимый размер передаваемого надела.

Читайте также:
Смена главного бухгалтера и передача дел + акт передачи документов

Необходимые документы

Обращаясь в муниципалитет, помимо заявления потребуется представить:

  • Удостоверение личности лица;
  • Кадастровый паспорт:
  • План участка и выписка из ЕГРП;
  • Постановление административного органа;
  • Платежный документ об оплате стоимости угодий;
  • Квитанция уплаты госпошлины за совершение регистрационных действий.

Порядок получения земли под КФХ

Это можно сделать несколькими способами:

  1. Организация аукциона, инициатором которого выступает органы муниципальной власти, когда надел входит в их сферу распоряжения.
  2. Проведение конкурса по инициативе лиц с возможным выкупом объекта в личное владение.
  3. Получение территории в наем без торгов для некоторых категорий лиц.
  4. Арендные обязательства в отношении земли, не стоящей на кадастровом учете, без проведения торгов.

Предоставление земельных участков для фермерского хозяйства заключается совершении следующих действий:

  1. Выбор подходящего варианта. Подбор можно осуществить:
  • Путем обращения в местный муниципалитет. У них скапливаются данные о наличии пустующих объектов;
  • Приняв участие в публичном аукционе, сведения о которых публикуются на электронных ресурсах или в печатных СМИ;
  • Выявить информацию на портале Росреестра.
  1. Представление заявления о выделении земельной площади. Оно подается в административные органы власти, уполномоченные на его принятие. В запросе необходимо указать данные об объекте:
  • Цель использования:
  • Полномочия обратившегося;
  • Условия передачи угодий в собственность (безвозмездно или за плату):
  • Необходимость представления территории необходимого размера (количество участников и работников, оборотные объемы);
  • Подписанное соглашение о создании КФХ;
  • Временной период, если аренда предполагается на небольшой срок.

Заявка рассматривается в течении 14 дней, проект определения границ утверждается около одного месяца.

  1. Организация торгов. Получив заявление, сотрудниками администрации публикуется извещение о намерении передать угодья в аренду и приглашаются претенденты к участию в конкурсе. Если никто не изъявил желания поучаствовать в мероприятии, участок предоставляется инициатору без проведения торгов. Если желающие все же есть, по результатам аукциона цена аренды может вырасти существенно.
  2. Осуществление кадастрового учета. В ситуации, когда административный орган предварительно одобрил заявку, обратившийся должен произвести межевание объекта и его постановку на учет за свой счет. Иногда такие расходы берет на себя местный муниципалитет. Кадастровый инженер землеустроительной организации устанавливает границы территории, осуществляет топографическую съемку и оформляет необходимую документацию.Получив бумаги, нужно сдать их в Росреестр для внесения информации в единый кадастр и получения паспорта.

ВНИМАНИЕ! Если в выдаче земли будет отказано, средства, затраченные на формирование площади, возвращены не будут.

  1. При принятии положительного решения в пользу собственника КФХ, административный орган подписывает с заявителем соглашение о продаже или аренде земельного имущества. В нем должны быть указаны все существенные условия совершения сделки, в частности:
  • Сумма арендных платежей;
  • Права и обязательства сторон;
  • Возможность дальнейшей покупки участка в собственность.

Когда срок его действия заканчивается, его можно:

  • Продлить;
  • Расторгнуть;
  • Выкупить надел в собственность
  1. Передача земли во владение. Земельное законодательство определяет возможность выделения с/х территории в безвозмездный наем с последующим переводом его в частную собственность, если участок использовался в течении пяти лет по назначению. Его можно выкупить у государства после окончания аренды за минимальную сумму.

ВАЖНО! Договор должен пройти процедуру регистрации в Росреестре, только после этого правомочия владения участком вступят в силу.

Когда могут отказать

Обратившемуся гражданину могут отказать в предоставлении с/х угодий. Причинами для этого могут послужить:

  • Требуемая площадь больше пределов, устанавливаемых администрацией поселкового совета;
  • Представлен не полный перечень документов;
  • Бумаги содержат несоответствия и неточности;
  • Объект обременен правами заинтересованных лиц.

О принятом решении сообщается заявителю с указанием причин отказа. Необоснованность доводов может послужить опротестованию их в судебном порядке.

Можно ли строить на земле фермерского хозяйства

На земельной территории КФХ допускается строительство различных строений несельскохозяйственного назначения. Это могут быть жилые, промышленные и рекреационные здания. Площадь таких построек не может занимать более 30% всего надела. Застройка регламентирована складывающейся практикой муниципального образования и утвержденным проектом.

Чтобы официально оформить жилой дом и прописаться в нем, необходимо чтобы его высота не превышала трех этажей. Для его возведения нужно представить доказательства необходимости постоянного присутствия человека на ферме. Это может быть постоянный уход за животными и другие причины.

Застройка с/х территорий регламентирована положениями ГК РФ, который устанавливает важность соблюдения градостроительных, пожарных, строительных, санитарных стандартов при её осуществлении.

Помимо жилья, собственник КФХ может возводить и другие постройки по своему желанию. Строительство капитальных зданий должно сопровождаться получением разрешения на строительство. Временные постройки могут возводиться без согласования с соответствующими службами. Это могут быть сараи, склады, навесы и иное. Их регистрация в Росреестре не нужна.

Надо отметить, что для развития фермерства в России предоставляются земли с/х назначения в аренду либо в собственное владение. На них могут выращиваться различная продукция либо разводиться скот, рыба и другие животные. Максимальная величина предоставляемой территории будет зависеть от количества участников фермы и нормативов, установленных в регионе.

Читайте также:
Можно ли открыть ИП пенсионеру, есть ли льготы и как открыть

ВС обобщил практику предоставления земли КФХ и сельскохозяйственным организациям

23 декабря 2020 г. Президиум Верховного Суда утвердил Обзор судебной практики по делам, связанным с предоставлением земельных участков сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства, который включает в себя 12 разъяснений.

Адвокат Центрального филиала г. Читы Палаты адвокатов Забайкальского края Виталий Воложанин отметил, что разъяснения вопросов судебной практики на основе ее изучения и обобщения имеют важное практическое значение, особенно в сфере, связанной с земельными правоотношениями. «В первую очередь это связано с динамикой совершенствования базовых законов, регулирующих отношения о предоставлении земельных участков. Рассматриваемый обзор Верховного Суда – значимый документ в правоприменительной практике, так как позволяет обеспечить судам единообразное применение практики по делам, связанным с предоставлением земельных участков субъектам – сельхозпроизводителям», – полагает он.

По его мнению, такие анализ и обобщение правоприменительной практики позволят субъектам сельскохозяйственного производства при разрешении вопросов, связанных с заключением договора аренды земельных участков для своей производственной деятельности, избежать необоснованных исков о признании его недействительным и о применении последствий недействительности сделки.

Содержание документа

В преамбуле, в частности, отмечено, что действующее земельное законодательство закрепляет общее правило о предоставлении государственного или муниципального участка земли в собственность или аренду на торгах. При этом упомянуты нормы закона, согласно которым возможно заключение договоров о предоставлении участка для сельскохозяйственного производства в собственность или в аренду без проведения торгов.

Как следует из п. 1 Обзора, предоставление земельного участка для сельскохозяйственного производства на основании п. 8 ст. 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения без проведения торгов допустимо лишь в отсутствие заявлений о предоставлении этого участка от других КФХ или сельскохозяйственных организаций. В целях установления таких лиц уполномоченный орган публикует извещение о предоставлении земельного участка в порядке, предусмотренном ст. 39.18 ЗК РФ.

В п. 2 документа отмечено, что арендатор земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, имеет право на заключение договора аренды на новый срок без проведения торгов. В этом случае опубликования извещения о предоставлении земельного участка, предусмотренного ст. 39.18 ЗК РФ, не требуется.

Виталий Воложанин отметил, что действующее земельное законодательство закрепляет общее правило о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность или аренду на торгах. «При этом предусмотрены случаи, когда договоры о предоставлении участка для сельскохозяйственного производства в собственность или в аренду заключаются без проведения торгов. И вот здесь наиболее интересным представляется разъяснение случаев, когда договоры о предоставлении участка для сельскохозяйственного производства в собственность или в аренду заключаются без проведения торгов, что, безусловно, упрощает процедуру получения земли сельхозпроизводителями», – полагает он.

Согласно п. 3, если арендатор продолжает использование земельного участка, предоставленного в установленном порядке без торгов для ведения сельскохозяйственного производства до 1 марта 2015 г., после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок. В этом случае арендатор вправе обратиться с заявлением о заключении нового арендного договора.

«Возможность заключения арендатором права аренды земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, на новый срок также имеет большую практическую ценность», – отметил Виталий Воложанин.

В п. 4 разъяснен порядок решения вопроса о продаже без проведения торгов в случае, указанном в подп. 9 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ, земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства, лицам, арендующим эти участки более трех лет. Для исчисления трехлетнего срока аренды может учитываться не только последний действующий договор аренды, но и предыдущие, последовательно заключенные договоры аренды земельного участка с одним арендатором.

В п. 5 Обзора отмечено, что трехлетний срок аренды земельного участка, предоставленного для ведения сельскохозяйственного производства, установленный вышеуказанной нормой, в случае продажи участка его арендатору без торгов исчисляется с момента заключения договора аренды при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных и не устраненных в этот период нарушениях законодательства РФ при использовании участка земли.

Исходя из п. 6 документа, площадь земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, который может быть выкуплен арендатором в порядке подп. 9 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ, определяется с учетом законодательных требований к образованию земельных участков и не ограничена площадью, необходимой для использования недвижимости, правомерно размещенной на таком участке.

Читайте также:
Реорганизация ООО: формы, основания и пошаговая инструкция

В п. 7 разъясняется, что арендатор, переоформивший право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком сельскохозяйственного назначения, вправе приобрести его в собственность независимо от срока использования участка по договору аренды на условиях, предусмотренных п. 3.2 ст. 3 Закона о введении в действие ЗК РФ.

В следующем пункте отмечается, что земельный участок, предназначенный для сельскохозяйственного производства в составе земель населенных пунктов, нельзя выкупить на основании подп. 9 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ после изменения его вида разрешенного использования в соответствии с правилами землепользования и застройки.

Директор юридической компании «КОНУС» Алексей Силиванов отметил, что многие владельцы земли воспринимают включение их участков в состав земель населенных пунктов, отнесение их к категории деловой застройки как благо, ведь это расширяет возможности коммерческого использования недвижимости и увеличивает ее стоимость. «Земельным кодексом РФ установлено, что арендаторы могут выкупить участки для сельскохозяйственного производства без проведения торгов по истечении трех лет с момента заключения договора аренды. В обзоре практики Верховного Суда рассмотрена ситуация, при которой арендатор попытался выкупить без торгов сельскохозяйственный участок в составе земель населенных пунктов после его отнесения к зоне общественно-деловой застройки. Суд признал, что в результате этого осуществление сельскохозяйственного производства на участке невозможно, и это исключает возможность предоставления участка в собственность без проведения торгов в соответствии с подп. 9 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ», – пояснил он.

Как следует из п. 9, наличие условий для предоставления муниципального земельного участка, сформированного в счет невостребованных земельных долей, сельскохозяйственной организации или КФХ в собственность или аренду без проведения торгов на основании п. 5.1 ст. 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения может подтверждаться любыми относимыми, допустимыми и достоверными доказательствами

В п. 10 отмечено, что на торги может быть выставлен только участок земли, сформированный в счет невостребованных земельных долей, право собственности на которые признано за муниципалитетом, а не сами земельные доли (земельная доля).

Согласно п. 11 документа, выдел земельного участка в счет невостребованных земельных долей и регистрация на него права муниципальной собственности не прекращают договор аренды участка сельскохозяйственного назначения, заключенный участниками долевой собственности до признания права собственности на невостребованные доли за муниципальным образованием.

В последнем пункте Обзора отмечено, что земельный участок для осуществления сельскохозяйственного производства предоставляется казачьему обществу в аренду без торгов в пределах территорий, установленных законом субъекта РФ, исключительно в целях сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования с учетом потребности такого общества в участке земли.

План действия для начинающего фермера — как арендовать землю под фермерское хозяйство

Государство взяло курс на поддержку сельского хозяйства и запустило программу для опытных и начинающих фермеров. Стимулирующие меры помогают переводить подсобные хозяйства в крестьянские наделы. С этой целью выделяются федеральные и локальные субсидии, а также земельные участки.

  • Земля — в дело, а дело — по закону
  • Как правильно арендовать землю для фермерского хозяйства?
    • Арендодатель — государство
      • Бесплатная возможность
    • Арендодатель — частное лицо
  • Подводные камни

Земля — в дело, а дело — по закону

Земельный кодекс не затрагивал конкретный вопрос приобретения и аренды земли для развития крестьянского хозяйства (КФК). Процесс передачи государственных угодий регламентировал ФЗ (№74):

  • земля может быть передана в собственность или в аренду (срочную и бессрочную);
  • право на открытие фермы имеют граждане РФ и иностранцы без российского гражданства.

В 2015 году вступили в силу некоторые изменения. Теперь алгоритм выделения земель для аренды под КФК определяется ЗК (не ФЗ). Речь идет об официальном статусе хозяйства.

Принята четкая терминология!

Закон относит такие участки к категории земель сельскохозяйственного назначения. Их передают в пользование физическим и юридическим лицам. Это может быть аренда или приобретение в собственность.

Фермерская земля находится за чертой населенного пункта. Арендатор должен использовать выделенный надел строго по назначении.

Если это не противоречит договору и закону, допускаются постройки, в том числе жилой дом.

Площадь участка определяется местным законодательством. Исключения земли определенных назначений:

  • для садоводства;
  • для овощеводства;
  • для птицеводства;
  • для пчеловодства;
  • для рыболовства;
  • для цветоводства;
  • для виноградников.

Зато появляется возможность арендовать государственный участок в упрощенном порядке и получить субсидию на развитие своего фермерского хозяйства.

Как правильно арендовать землю для фермерского хозяйства?

Аренда с/х земель — это процедура, требующая соблюдения правил со стороны закона.

Если один раз все оформить «по уму», то потом не придется отрываться от производственных нужд, чтобы решать вопрос законности использования выделенных земель.

Арендодатель — государство

Если собственником намеченного для КФК надела является местный орган власти, на имя уполномоченного лица следует написать заявление.

Читайте также:
Коллективный договор ООО: образец 2022, как составить и заключить

В бумаге указать:

  • цель аренды;
  • условия аренды (платно или безвозмездно);
  • правомочные основания;
  • расположение выбранного надела;
  • соглашение о действии КФК;
  • аргументы в пользу положительного решения (объемы производства, участники КФК);
  • сроки найма (для арендованных участков).

На момент подачи заявления необязательно иметь на руках свидетельство о регистрации КФК или ИП.

Для каждого запроса законом установлены свои сроки рассмотрения:

  • получение в собственность или аренда — 14 рабочих суток;
  • установление границ участка — максимум месяц;
  • заключение договора аренда или собственности — неделя.

После поступления заявления администрация в СМИ дает объявление о намерении сдать конкретный надел в аренду, также приглашаются все заинтересованные стороны принять участие в аукционе. Единственный лот — выставленная территория.

Если у заявителя объявляются конкуренты, претендующие на тот же с/х участок, проводятся торги по всем правилам. В противном случае надел автоматически отдается в аренду единственному потенциальному арендатору.

После вынесения положительного решения стороны подписывают договор аренды.

В договоре прописываются основные условия и правила использования участка — арендная плата, права и обязанности сторон в деталях. В том числе и пункт о возможности выкупа с/х угодий действующим арендатором.

Стоит учесть, что расходы на межевание с/х земли несет потенциальный арендатор.

Также в его обязанности входит постановка участка на кадастровый учет. На торги выставляется подготовленный юридически участок и прошедший соответствующую проверку.

Бесплатная возможность

В 2015 году в ЗК (статья 39) были внесены поправки. Они сделали бесплатную аренду с/х угодий с последующей передачей земли в собственность реальностью для фермеров. Единственное условие — целевое использование территории.

С/х землю можно взять в аренду, например, пятилетку. Если в указанный срок фермер добросовестно соблюдал условия договора, по его истечении он имеет право оформить территорию в собственность.

Арендодатель — частное лицо

Что делать, если собственником приглянувшегося участка является не государство, а частное лицо? Остается лишь одно — идти и договариваться об аренде на приемлемых для обеих сторон условиях.

В некоторых случаях такой вариант оказывается более простым и выгодным.

Потенциальному фермеру не нужно тратить время на беготню по инстанциям.

Арендодателем может выступать гражданин или юридическое лицо. Земельный участок должен числиться на кадастровом учете. Стоимость аренды определяет сам владелец исходя из собственных материальных мотивов. Договор заключается только по приходу сторон к обоюдному согласию по всем пунктам.

В договоре во избежание вероятных разногласий четко прописываются:

  • информация о земельном наделе;
  • срок аренды;
  • условия аренды;
  • размер и порядок выплаты;
  • права сторон;
  • обязанности сторон.

Если соглашение имеет срок, превышающий 11 месяцев, его необходимо зарегистрировать в Росреестре.

Залог права аренды земельного участка можно использовать при оформлении ипотеки.

В некоторых случаях служащие имеют право проживать в общежитиях. Подробнее об этом читайте в нашей статье.

Обо всех преимуществах ренты квартиры можно прочитать здесь.

Подводные камни

Стоит учесть, что государство может отказать в аренде того или иного с/х участка.

Закон выделяет следующие причины:

  • обременение территории третьими лицами;
  • неточности и противоречия в представленных документах;
  • представлен неполный перечень документов;
  • размер участка превышает установленные государством границы.

Каждый регион также устанавливает свои ограничения и требования к процедуре аренды земель под КФК. Нюансы нужно уточнять в местных уполномоченных органах.

У системы торгов за с/х участки есть один большой минус, который влияет на выгоду предложения со стороны государства. Во-первых, натискать подходящий и свободный «клочок» земли — из ряда фантастики. В отдаленных регионах есть еще шанс на успех, и чем дальше от столицы, тем он больше.

Во-вторых, после выставления участка на аукцион, его стоимость возрастает (за счет проведенных кадастровых работ за счет потенциального фермера). В этот момент могут объявиться другие желающие, которым не пришлось тратить время на поиски «лакомой» территории.

Форс-мажор также имеет вероятность случиться.

Из-за непредвиденных обстоятельств весь проект может сорваться. Например, удалось взять желаемый участок в аренду. Но после всех «бумажных» мытарств выяснилось, что на территорию нельзя подвести газопровод, а электричество невыгодно. Поэтому стоит перепроверить все нюансы еще до того, как заключать договори аренды.

Для фермерского хозяйства «правильная» земля — первая необходимость. И тут государство протягивает руку помощи всем желающим поднимать с/х производство. Условия государственной программы привлекательны, но имеют свои подводные камни. Во всем нужен точный расчет ан перспективу.

Как получить неразграниченные земельные участки в Подмосковье без торгов

Поле, пашня и лесополоса

Источник: © , Зарайское информационное агентство

Вся земля в Российской Федерации, находящаяся в государственной и муниципальной собственности, предоставляется через торги, за исключением определенных случаев. Условия, при которых такие земельные участки могут быть предоставлены без аукциона, регламентируются Земельным кодексом РФ. О том, кто имеет право на предоставление земель неразграниченной государственной и муниципальной собственности в аренду или собственность без проведения торгов в Подмосковье и что необходимо приложить к заявлению на получение данной услуги, читайте в материале портала mosreg.ru.

Что такое неразграниченный земельный участок

Читайте также:
Сельскохозяйственный бизнес идеи и как открыть его с нуля

Вся земля в Подмосковье, как и по всей РФ, определяется по форме собственности как разграниченная и неразграниченная. Разграниченная земля – это земля, находящаяся в собственности: частной, федеральной, федерального субъекта или муниципальной. Неразграниченная – это та земля, на которую нет правоудостоверяющих документов.

Земля считается неразграниченной (государственной) до возникновения и регистрации прав на нее. Распоряжение земельными участками неразграниченной собственности определено земельным законодательством.

Полномочия по распоряжению землей государственной неразграниченной собственности переданы на уровень органов местного самоуправления, а, следовательно, и предоставление соответствующей услуги жителям области. В Подмосковье данная деятельность регламентирована законами «О перераспределении полномочий между органами муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области» и «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в области земельных отношений».

Получатели услуги

Источник: РИАМО, Александр Манзюк

Государственная услуга по предоставлению земель неразграниченной государственной и муниципальной собственности в аренду и собственность без проведения торгов предоставляется физическим, юридическим лицам, а также индивидуальным предпринимателям. Однако, согласно статьям 39.3 и 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, право на получение земли без торгов возникает только при соблюдении определенного ряда условий.

Так, в статье 39.3 Земельного кодекса установлены условия, при которых может осуществляться продажа таких земель, а также перечень лиц, которые могут выступать покупателями. В частности, допускается продажа:

  • земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, − собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса (то есть если на участке неразграниченной госсобственности стоит дом, права на которые зарегистрированы, собственник дома может претендовать на получение земли в собственность);
  • земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса;
  • земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В статье 39.6 Земельного кодекса РФ определены случаи, когда неразграниченные земли передаются без торгов в аренду. В частности, без торгов предоставляются:

земельный участок, образованный из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования, − членам данной некоммерческой организации;

  • земельный участок, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства − собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 39.6 Земельного кодекса;
  • земельные участки − гражданам, имеющим право на их первоочередное или внеочередное приобретение в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации;
  • земельный участок взамен земельного участка, предоставленного гражданину или юридическому лицу на праве аренды и изымаемого для государственных или муниципальных нужд;
  • земельный участок − лицу, которое в соответствии с Земельным кодексом имеет право на приобретение в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе бесплатно, если такой земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд либо ограничен в обороте;
  • земельный участок − гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества;
  • земельный участок, расположенный за границами населенного пункта, − гражданину для ведения личного подсобного хозяйства;
  • земельный участок, необходимый для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, − лицу, с которым заключено такое соглашение (например, под инвестпроекты).

Исчерпывающие перечни случаев продажи участков неразграниченной госсобственности или предоставления их в аренду содержатся в Земельном кодексе РФ.

Как составить заявление

Заявление на услугу проще всего подать через личный кабинет регионального портала госуслуг, где необходимо заполнить готовую форму. Подача данного заявления равно предусмотрена как в случае аренды земельных участков, так и при предоставлении их в собственность.

При этом юридическим лицам необходимо указать следующие данные:

  • сведения о ЕГРН;
  • ИНН;
  • наименование организации;
  • адрес организации;
  • организационно-правовая форма.

Физическим лицам нужно указать следующую информацию:

  • ФИО;
  • паспортные данные;
  • СНИЛС;
  • контактные данные.

И физическим, и юридическим лицам нужно указать в заявлении кадастровый номер участка, который требуется предоставить в собственность или аренду, срок аренды, адрес и площадь участка, а также сообщить цель запроса.

Читайте также:
Страхование работников - обязательное социальное и от несчастных случаев

В случае если земельный участок не сформирован, то есть не имеет границ и кадастрового номера, нужно сначала обратиться за услугой «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена». В результате осуществления этой услуги определяются границы участка и вид права на него. Это важно, поскольку в случае, когда запрашиваемые земли по тем или иным объективным причинам не могут быть предоставлены в собственность, заявителю будет предложена альтернатива − аренда участка.

Куда подавать заявление

Самым удобным и быстрым способом подачи заявления является обращение через РПГУ, поскольку оно позволяет избежать хождения по структурам и дает возможность отследить весь процесс через личный кабинет.

С этой целью сначала нужно зарегистрировать личный кабинет и получить регистрацию в электронной системе ЕСИА.

Подать заявление можно, заполнив форму в личном кабинете портала госуслуг и приложив к ней электронные образцы документов (без ЭЦП). Получить результат услуги нужно будет в МФЦ, где потребуется предъявить оригиналы документов для сверки.

В результате предоставления услуги заявитель получит договор аренды земельного участка либо договор купли-продажи земельного участка.

Сроки оказания услуги

Источник: РИАМО, Анастасия Осипова

Срок рассмотрения заявления составляет от 8 до 50 рабочих дней, в зависимости от необходимости осуществления публикации о предстоящем предоставлении земельного участка и рассмотрения вопроса на Межведомственной комиссии по земельно-имущественным отношениям в Московской области и Градостроительном совете Московской области.

Информация о результате рассмотрения заявления будет направлена в личный кабинет заявителя на портале госуслуг. Оригинал договора купли-продажи или договора аренды с подписью уполномоченного должностного лица и печатью администрации можно получить в МФЦ.

Информация о готовности результатов предоставляется также по единому телефонному номеру: 8 (800) 550-50-30.

Статья 10. Предоставление гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности

Статья 10. Предоставление гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 10 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ пункт 1 статьи 10 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 марта 2015 г.

1. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.

2. Утратил силу с 1 марта 2015 г.

Информация об изменениях:

3. Утратил силу с 1 марта 2015 г.

Информация об изменениях:
Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 336-ФЗ в пункт 4 статьи 10 настоящего Федерального закона внесены изменения

4. Гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Абзац третий утратил силу с 1 марта 2015 г.

Информация об изменениях:

Абзац четвертый утратил силу с 1 марта 2015 г.

Информация об изменениях:

Земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также предоставляться им в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Абзац шестой утратил силу с 1 марта 2015 г.

Информация об изменениях:
Информация об изменениях:

Пункт 5 изменен с 30 апреля 2021 г. – Федеральный закон от 30 апреля 2021 г. N 117-ФЗ

5. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться религиозным организациям (объединениям), казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным организациям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, гражданам для сенокошения и выпаса скота в аренду в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.

При этом выкуп арендуемого земельного участка в собственность не допускается.

Читайте также:
Филиалы и представительства юридических лиц: регистрация и организация
Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 декабря 2013 г. N 327-ФЗ в пункт 5.1 статьи 10 настоящего Федерального закона внесены изменения

5.1. Земельный участок, находящийся в муниципальной собственности и выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, передается использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство обратились в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок. При этом цена такого земельного участка устанавливается в размере не более 15 процентов его кадастровой стоимости, а арендная плата – в размере 0,3 процента его кадастровой стоимости.

Орган местного самоуправления муниципального образования, в собственности которого находится земельный участок, выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, не позднее чем в течение двух недель со дня возникновения права муниципальной собственности на такой земельный участок обязан опубликовать в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и разместить на своем официальном сайте в сети “Интернет” (при его наличии) информацию о возможности приобретения такого земельного участка на условиях, предусмотренных настоящим пунктом. Указанная информация размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ в пункт 6 статьи 10 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 марта 2015 г.

6. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера, отгонными пастбищами и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы гражданам и юридическим лицам только на праве аренды или на праве безвозмездного пользования на срок не менее чем пять лет.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 446-ФЗ в пункт 7 статьи 10 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2014 г.

7. Приобретение сельскохозяйственными организациями, а также крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации”. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения приобретаются в собственность по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации в размере не более 15 процентов кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий. Законами субъектов Российской Федерации устанавливаются случаи бесплатного предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 354-ФЗ статья 10 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 8

8. Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов.

В случае, если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.

Земля для ведения крестьянского фермерского хозяйства — как получить землю в аренду

Здравствуйте! Сегодня рассмотрим такой актуальный вопрос, как получение земли для ведения сельского фермерского хозяйства. Оформить участок можно как во временное пользование, так и в бессрочное. Как это сделать, обсудим подробнее в статье.

Содержание

  • Земля под фермерское хозяйство и ее характеристики
  • Варианты получения
  • Кто обладает правом на получение участка
  • Какие земли нельзя арендовать
  • Как получить землю в аренду под фермерское хозяйство
  • Процедура
  • Как получить землю без торгов
  • Альтернативный способ аренды
  • Нюансы купли-продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения
  • Перечень документации для продажи

Земля под фермерское хозяйство и ее характеристики

Итак, допустим, что у вас уже появился план, как стать успешным фермером. Исходя из своих желаний и интересов, стоит проанализировать те аспекты, с которыми придется столкнуться во время реализации возникших идей.

Государством установлена определенная классификация, согласно которой участки земли, предоставляемые для ведения сельского хозяйства отнесены к категории земель сельскохозяйственного назначения.

Согласно Земельному кодексу Российской Федерации, такие участки должны быть расположены за пределами населенных пунктов и использоваться сугубо по целевому назначению. Хотя допускается еще строительство дома на данной территории, в том случае, если это не будет противоречить действующему законодательству.

Читайте также:
Проверка Ростехнадзора: виды, как подготовиться, что проверяют + штрафы

Варианты получения

  1. Покупка;
  2. Оформление в аренду

Кто обладает правом на получение участка

Правом получения обладают как юридические лица, так и обычные граждане, в том числе с гражданством других государств.

Какие земли нельзя арендовать

  1. Принадлежащие заповедникам и заказникам;
  2. Принадлежащие национальным паркам;
  3. Земли закрытых территориальных образований;
  4. Принадлежащие военным ведомствам и силовым структурам.

Как получить землю в аренду под фермерское хозяйство

Все участки, на которых разрешено ведение фермерского хозяйства, предоставляются муниципальными властями конкретного населенного пункта (местной администрацией). Соответственно, чтобы такой участок получить, его для начала нужно выбрать.

Осуществить выбор можно несколькими методами:

  1. Обратиться в администрацию населенного пункта с обращением, заявителю будет предложен выбор нескольких свободных территорий;
  2. Принять участие в открытых торгах. Обычно они проводятся регулярно, вариантов свободных участков бывает несколько;
  3. Заняться поиском лично.

Что касается первого метода, сразу поясним пункты, которые должны содержаться в заявлении:

  1. Ориентировочное месторасположение земли;
  2. Как именно заявитель хочет оформить землю;
  3. На какой период времени нужен участок;
  4. Четкое обоснование площади участка;
  5. Планируемая цель получения.

Если будет принято положительное решение по заявлению, то землю заявитель получит после того, как данное решение будет опубликовано в средствах массовой информации и на официальном сайте администрации. Однако, оформить договор аренды станет возможным только в том случае, если на этот участок нет других претендентов. Если же они есть, будут проведены торги.

Процедура

Инициатором торгов обычно выступает заинтересованное физ. лицо, юр. лицо, либо уполномоченный на то орган.

Все действия, связанные с образованием земельного участка выполняет тот, кто выносит предложение о проведении торгов.

Организатор определит, когда и где будут проведены торги, срок принятия заявок на участие, как будет вноситься задаток и осуществляться его возврат. Все эта информация обычно указывается в извещении о проведении торгов. Данное извещение в тридцатидневный срок размещается в электронных и печатных СМИ.

Участвовать в торгах обычно может любое как частное, так и юр. лицо, так как чаще всего торги проводятся открыто.

Если в торгах принимал участие один человек, такой аукцион является несостоявшимся. И земельный участок будет получен им по цене установленной изначально, до старта аукциона.

По итогам аукциона составляется протокол о его результатах, которые в течение дня должен быть размещен на официальном портале уполномоченного органа. А в десятидневный срок проект договора аренды подписывается сторонами.

Вообще торги сейчас чаще проходят в электронной форме. Но предоставление земли под фермерское хозяйство и ряд других случаев является исключением из этого правила.

Как получить землю без торгов

Этим правом могут воспользоваться следующие лица:

  1. Те, кто являются собственниками объектов, располагающихся на земельных участках;
  2. Лица, которые обладают правом хоз. ведения или оперативного управления расположенными на участке объектами;
  3. Граждане, которые состоят в некоммерческих организациях, которые занимаются освоением территорий в комплексе;
  4. Лица, у которых в собственности есть незавершенные объекты, построенные на участке.

Не проводятся торги при заключении нового договора с теми, кто уже является арендатором.

Но здесь должен выполняться ряд условий:

  1. Договор аренды, который уже был заключен, не расторгался по причинам, оговоренным в ГК РФ;
  2. Отсутствует лицо, которое обладает исключительным правом приобрести данный участок в аренду.

Если гражданин либо юридическое лицо претендует на предоставление уже образованного земельного участка в аренду под фермерское хозяйство, ему достаточно обратиться с заявлением в орган, который является уполномоченным по земельным вопросам и в срок не более 30 дней заявление будет рассмотрено и принято соответствующее решение.

Если же участок не образован, эту процедуру должен будет провести сам заявитель.

Вот что ему нужно сделать:

  1. Осуществить подготовку схемы расположения участка;
  2. Проконтролировать, чтобы были выполнены все кадастровые работы;
  3. Обратиться с заявлением поставить данный участок на государственный кадастровый учет.

После чего не более чем в течение месяца должен быть подписан проект договора аренды.

Альтернативный способ аренды

  • Скачать Договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения

Существует очень удобная альтернатива перечисленным выше вариантам. Это аренда участка, который находится в собственности у частного или юридического лица. Иначе говоря, частных угодий.

Огромным плюсом такой аренды является то, что не нужно заниматься хождением по различным конторам и инстанциям, которое отнимает не только время, но и силы. Готовить различные документы тоже не нужно, нести финансовые затраты в случае того, если участок не образован, тоже нет необходимости. Казалось бы, сплошные преимущества.

Читайте также:
Производственный календарь на 2022 год с выходными, праздниками

Но как известно, в любой бочке меда своя ложка дегтя. Частный арендодатель установит размер оплаты за участок исходя только из личных мотивов, пожелания и возможности арендатора ему мало интересны. Поэтому перед заключением договора обе стороны ведут длительные переговоры.

Непосредственно в договоре обязательно прописывают следующие пункты:

  1. Что является предметом договора;
  2. Что является объектом аренды;
  3. Срок, в течение которого действует договор;
  4. Какова сумма и срок платы за аренду;
  5. Какие права и обязанности имеются у сторон.

Если договор будет заключен на срок, составляющий более 11 месяцев, его нужно будет зарегистрировать в Росреестре.

В продолжении нашего материала поговорим о том, как же купить участок сельхозназначения. Всем известно, что покупка земли – одна из самых выгодных сделок. Участки не теряют в цене, она наоборот повышается. Но к этой сделке нужно подходить внимательно: иначе можно потерять и землю и все денежные средства.

Для начала уточним, какие есть категории земельных участков сельхозназначения:

  1. Земли для ведения сельскохозяйственной деятельности;
  2. Земли водных фондов;
  3. Земли лесных угодий;
  4. Земли, по которым проходят дороги и коммуникации;
  5. Земли, на которых имеются сооружения для хранения сельскохозяйственной продукции.

Приобретать такие участки (или доли их) разрешено только для осуществления 2 задач:

  1. Проводить сельскохозяйственные работы различного типа;
  2. Вести дачное, личное подсобное хозяйство или фермерское хозяйство.

На данной категории земель вести ИЖС запрещено!

Нюансы купли-продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения

Сделки с данной категорией земельных участков контролирует государство, в силу того, что именно эти земли считаются особо плодородными.

При покупке и продаже таких земель нужно учитывать некоторые особенности:

  1. Граждане других государств ограничены в покупке таких участков;
  2. Один гражданин не может приобрести более, чем 10 % от площади всех земель этой категории, расположенных в его районе проживания;
  3. Преимущественным правом на покупку и продажу данных участков обладают государственные органы и муниципалитеты.

Лицо, которое является продавцом участка, обязано в письменной форме известить местные органы власти о намерении осуществить продажу.

К такому извещению прилагаются:

  1. Свидетельство, подтверждающее право собственности на участок;
  2. Выкопировка;
  3. План участка.

Если государственные органы проигнорировали извещение, либо вынесли письменный отказ от приобретения, продавцу можно продать участок третьему лицу. Срок продажи составляет 1 год. Стоимость не должна быть ниже указанной в извещении.

Если же продавцом принято решение снизить цену, он опять же должен известить об этом госорганы. Если этот пункт будет нарушен, сделку можно не просто оспорить, а признать ничтожной. А значит, участок государство отберет.

Перечень документации для продажи

  1. Самый важный документ: договор. Регистрируется в Росреестре в течение 1 месяца;
  2. Свидетельство, которое подтверждает собственность на землю;
  3. Выкопировка;
  4. Справка, подтверждающая то, что у лица нет задолженности по земельному налогу;
  5. Кадастровая выписка и заполненное заявление на продажу;
  6. Протокол, в котором согласованы границы участка (с подписями соседей по участку);
  7. Если на участке есть застройки, на них нужны технические паспорта, если нет, то справка об отсутствии таковых;
  8. Письменное согласие второго супруга на сделку.

Если говорить в среднем, то сбор документов занимает длительное время. Случается и так, что пока занимались оформлением одной справки, срок действия другой закончился. Во избежание таких ситуаций, а также временных затрат, можно поручить сбор документов риелтору.

Чтобы сделка по купле-продаже была совершена, необходимо:

  1. Собрать весь пакет документов;
  2. Предложить государственным органам осуществить выкуп участка;
  3. В случае отказа либо игнорирования выставить землю на продажу;
  4. Провести регистрацию сделки.

Если не пренебрегать простыми по сути правилами, многих проблем можно избежать.

В заключительной части стоит остановиться на таком важном вопросе, как принудительное изъятие земельного участка у правообладателя. Такие случаи не так редки, как может показаться.

В их число входят:

  1. Если участок используется ненадлежащим образом;
  2. Если на участке ведется деятельность наносящая вред экологии;
  3. Если почва подвергается захламлению и деградации;
  4. Если уничтожается плодородный слой почвы;
  5. Если более чем 3 года собственник не ведет заявленное изначально фермерское хозяйство.

Конечно, эта процедура осуществляется через судебные органы.

Как только человек становится обладателем земли, существенно расширяется спектр его возможностей. Можно реализовывать выращенные овощи, сдавать молоко, заниматься разведением пчел, КРС, даже рыбы. А это уже дополнительная и немаленькая прибыль.

Благодаря наличию участка вполне возможно создать крупное, крепко стоящее на ногах фермерское хозяйство и принести пользу не только себе, но и государству.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: