Проверка Ростехнадзора: виды, как подготовиться, что проверяют + штрафы

Проверка организации Ростехнадзором

Больше материалов по теме «Проверки» вы можете получить в системе КонсультантПлюс .

  1. В компаниях какого профиля и что именно проверяет Ростехнадзор
  2. На каком основании может проводиться надзорное мероприятие
  3. Варианты проверок Ростехнадзора
  4. Порядок ведения проверки
  5. Рекомендуемые действия организации перед проверкой

Для контроля деятельности компаний, в том числе бюджетных структур, строительной, промышленной, энергетической направленности Ростехнадзором (Федеральной службой РФ по надзору за экологической, технологической, атомной деятельностью) осуществляются систематические проверки.

В компаниях какого профиля и что именно проверяет Ростехнадзор

Сотрудники Ростехнадзора наделены правом выполнения ревизии предприятий и организаций, определенных приложением к ФЗ № 116 (21.07.1997) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», включая компании, разрабатывающие или использующие:

  • земельные недра;
  • окисляющие или токсичные материалы;
  • взрывчатые вещества;
  • атомную энергию;
  • гидротехнические устройства;
  • тепловые, электрические промышленные установки, работающие при повышенном давлении;
  • грузоподъемные приспособления и механизмы.

Критерии проверки определяются с учетом вида деятельности конкретного предприятия, но общим для всех типов мероприятий являются:

  1. Проверка документации, связанной с использованием объектов повышенной опасности, полный список которой размещен в регламенте к приказу Ростехнадзора № 325 (25.07.2013). Приблизительный набор изучаемых документов включает:
    • учредительные (правоустанавливающие) документы по проверяемой компании;
    • материалы, отнесенные к промышленной безопасности, включая законодательные акты РФ;
    • документальное подтверждение имеющегося на производстве объекта повышенной опасности, его записи в госреестре;
    • разрешения, лицензии на использование, сертификаты по оборудованию, приборам, устройствам;
    • проектную документацию по опасному сооружению или устройству, касающуюся его реконструкции, консервации, ликвидации;
    • нормативные положения о правилах ведения работ;
    • журналы по оформлению пропусков, инструктажу (по ТБ), учету аварийных ситуаций;
    • экспертные заключения по диагностике оборудования, безопасности зданий и строений;
    • графики ремонта сооружений и оборудования, включая капитального;
    • соглашения с профессиональными структурами спасательно-аварийного профиля;
    • информацию о работниках, занятых на опасном производстве, в том числе подтверждающую их соответствие (профессиональное, медицинское) выполняемому виду работ;
    • соглашения о страховании риска (ответственности);
    • предписания Ростехнадзора ранее оформленные, а также подтверждения их исполнения.
  2. Осмотр опасного производственного объекта, направленный на удостоверение в его целостности и определение несоответствия требованиям норм безопасности. По результатам осмотра составляется акт (в 2 экземплярах), наличие которого должно отражаться в журнале по учету проверок.

На каком основании может проводиться надзорное мероприятие

Регламенты Ростехнадзора содержат указания причин (в зависимости от сферы деятельности компании), которые могут служить основаниями для проверки компании. К их числу относят:

  • официальные заявления от предприятий, планирующих занятие деятельностью, имеющей отношение к промышленной безопасности;
  • данные компаний о завершении капитального строительства объекта;
  • завершение установленного срока (12 месяцев) после выдачи разрешения на использование сооружения гидротехнического типа;
  • сведения, подтверждающие запись в государственном реестре и/или приемку в эксплуатацию сооружений или устройств, которые могут представлять опасность;
  • аварийные ситуации, несчастные случаи и подобные им происшествия на производствах, отнесенных к опасным;
  • заявления физических лиц или организаций, информирующие о несоблюдении нормативных актов и законодательства РФ, регулирующих сферу безопасности в промышленности;
  • получение организацией с опасными объектами доступа (разрешений) к техническим устройствам, эксплуатации пожароопасных, взрывоопасных объектов, к предоставлению услуг по обслуживанию/эксплуатации опасных объектов.

Варианты проверок Ростехнадзора

Виды установленных законодательно проверок (ФЗ № 294, 26.12.2008) разделяются по процедуре и причинам для ревизии.

В первом случае подразумеваются проверки документарные и выездные. Проверка документарная выполняется без поездки к месту расположения проверяемой организации. Компания получает официальный запрос о предоставлении документов по прилагаемому перечню с определением срока их предоставления и периода мероприятия.

Внимание! При выездном варианте проверки организация уведомляется не позже чем за 3 дня до начала проверки.

Инспектирующие сотрудники на месте изучают документы и фактическое состояние предметов повышенной опасности.

Во втором случае ревизии разделяются на плановые и внеплановые. Плановые мероприятия по законодательству разрешены не чаще одного раза в 3 года, за исключением предприятий ряда отраслей (к примеру, здравоохранение, образование), для которых применяется интервал между проверками меньшей продолжительности. Дата их проведения (после обязательного согласования с Генеральной прокуратурой) размещается на официальном сайте Ростехнадзора и доступна для ознакомления желающим.

Внеплановые мероприятия проводятся при получении контролирующим органом информации об угрозе жизнедеятельности граждан или окружающей среде, а также для контроля выполнения предписания, вынесенного ранее. Сведения о дате мероприятия на сайте проверяющей структуры не размещаются, но согласование с прокуратурой обязательно, кроме случаев возможной угрозы безопасности и жизни граждан. В подобных случаях Ростехнадзор лишь уведомляет органы прокуратуры о начале работ.

К сведению! Организация получает извещение о внеплановой проверке не позже чем за сутки (24 часа) до начала, но уведомлять проверяемых необязательно в ситуациях аварии, угрозы для людей или окружающего пространства.

Порядок ведения проверки

Распоряжение о ревизии выносится руководством территориального отделения Ростехнадзора и содержит список членов комиссии с указанием причин, условий, целей мероприятия, сроков и вида проверки, перечисление объектов ревизии. Сотрудники проверяющей структуры руководствуются документами, в числе которых законы № 294, № 116, регламент Минприроды РФ № 280 (3.10.2008).

Читайте также:
Справка для расчета больничного листа 182Н - как оформить + образец и бланк

До начала процедуры проверяющие предъявляют распоряжение и собственные служебные удостоверения руководству организации/замещающему его лицу.

Кстати! При отсутствии указанных документов ревизоры могут быть не допущены к документам и на территорию организации к объектам проверки.

Проверка с выездом сопровождается визуальным осмотром всех территорий, где фактически ведется деятельность организации, в том числе всех имеющихся филиалов или подразделений по разным адресам.

Инспекторами проверка начинается с документов, относящихся к объектам производства повышенной опасности. Данные, отнесенные к коммерческой тайне, также попадают в перечень проверяемого (при предъявлении отдельного запроса на доступ к закрытым сведениям). После изучения документов комиссия переходит к визуальному осмотру зданий и построек, оборудования и агрегатов.

Срок процедуры не может продолжаться больше 20 рабочих дней с возможностью продления периода на такой же срок в исключительных обстоятельствах (к примеру, при необходимости длительной экспертизы).

Действия инспекторов заканчиваются составлением акта по форме, утвержденной приказом Минэкономразвития РФ № 141 (30.04.2009). До подписания документа следует убедиться в соответствии всех сведений: даты, места, вида ревизии, оснований мероприятия, выявленных расхождений.

К сведению! При наличии в акте ошибочной информации представитель предприятия может потребовать их исправления. В случае отказа со стороны ревизора следует составить пояснительный документ с возражениями в срок до 15 дней после подписания акта о проверке.

По полученным результатам, отраженным в акте Ростехнадзора, руководство предприятия или ответственный исполнитель могут быть привлечены к административным мерам наказания с наложением штрафов согласно КоАП РФ (ст. 9). По некоторым нарушениям, в результате которых скончался человек, был нанесен тяжкий вред его здоровью или нанесен значительный ущерб окружающей среде, возможно привлечение к уголовной ответственности в рамках УК РФ (ст. 143, 216, 217, 269).

Рекомендуемые действия организации перед проверкой

Целью Ростехнадзора является подтверждение безопасности функционирования предприятия и охраны труда при использовании в производстве объектов опасного типа.

Доказательством соблюдения правил и норм служат соответствующие документы.

Поэтому при заполнении графиков, специальных журналов, при учете даты и итогов аттестаций, ведении инструкций следует проявлять высокую ответственность.

Тщательность и аккуратность при ведении документации требуется не только в период до проверки, а постоянно. Следует на постоянной основе отслеживать законодательные изменения по темам, касающимся обеспечения безопасности, своевременно переоформлять лицензии и иные разрешительные документы.

Постоянное внимание должно уделяться мониторингу состояния построек и установок, размещенных на опасном объекте, их работоспособности и диагностике. Своевременно должны производиться аттестации и обучение персонала, занятого выполнением работ на промышленном сооружении повышенной опасности.

Проверка Ростехнадзора: виды, как подготовиться, что проверяют + штрафы

24. Проверки осуществляются как в плановом, так и во внеплановом порядке в форме документарных (без выезда на поднадзорные объекты) и (или) выездных проверок (с выездом на поднадзорные объекты).

25. Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемого Ростехнадзором ежегодного плана проведения плановых проверок. План проведения проверок составляется и утверждается в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 489.

В ежегодном плане проведения плановых проверок указываются следующие сведения:

наименования юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика, фамилии, имена, отчества (при наличии) индивидуальных предпринимателей, деятельность которых подлежит проверкам, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места жительства индивидуальных предпринимателей, места фактического осуществления ими своей деятельности, места нахождения опасных производственных объектов;

цель и основание проведения каждой плановой проверки;

дата начала и сроки проведения каждой плановой проверки;

наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля, осуществляющих конкретную плановую проверку. При проведении плановой проверки совместно органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля указываются наименования всех участвующих в такой проверке органов;

форма проведения проверки.

Ежегодный план проведения плановых проверок, разрабатываемый Ростехнадзором, включает сведения утвержденных ежегодных планов проведения плановых проверок его территориальных органов о проведении плановых проверок юридических лиц на территориях субъектов Российской Федерации и федеральных округов .

Пункт 5 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 489 (ред. от 27.12.2012).

26. Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение одного года со дня:

принятия в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, решения о вводе в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции и капитального ремонта опасного производственного объекта, в том числе используемых при эксплуатации опасного производственного объекта зданий, помещений, сооружений, технических устройств, оборудования и материалов ;

С 01.07.2021 ст. 16 изложена в новой редакции ФЗ от 11.06.2021 N 170-ФЗ.

Пункт 5 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” (ред. от 02.07.2013).

Читайте также:
Увольнение за пьянство: статья, порядок и процедура увольнения

регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре опасных производственных объектов;

окончания проведения последней плановой проверки.

27. Основанием для проведения внеплановой проверки является:

истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем выданного федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;

поступление в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральных органов исполнительной власти в области промышленной безопасности), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений обязательных требований, о несоответствии обязательным требованиям используемых зданий, помещений, сооружений, технических устройств, оборудования и материалов, осуществляемых технологических процессов, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, угрозу возникновения аварий и (или) чрезвычайных ситуаций техногенного характера либо влекут причинение такого вреда, возникновение аварий и (или) чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

28. Проверки проводятся на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя Ростехнадзора (территориального органа Ростехнадзора), оформленного в соответствии с Типовой формой распоряжения или приказа органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 года N 141.

29. При осуществлении плановой проверки проверяется соблюдение требований пожарной безопасности согласно программе вопросов проверки, утвержденной руководителем Ростехнадзора (его заместителем) или руководителем территориального органа Ростехнадзора (его заместителем) Ростехнадзора.

30. При осуществлении внеплановой проверки проверяется соблюдение требований пожарной безопасности, информация о нарушении которых явилась поводом для издания распоряжения (приказа) о ее проведении.

31. Должностное лицо Ростехнадзора (его территориального органа) производит запись о проведении плановой проверки в журнале учета проверок, который ведут юридические лица и индивидуальные предприниматели по Типовой форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. N 141. В записи указываются сведения о наименовании структурного подразделения центрального аппарата Ростехнадзора (территориального органа Ростехнадзора), датах начала и окончания проведения проверки, времени ее проведения, правовых основаниях, целях, задачах и предмете проверки, выявленных нарушениях и выданных предписаниях, а также указываются фамилии, имена, отчества (при наличии) и должности должностного лица или должностных лиц, проводящих проверку, их подписи.

При отсутствии журнала учета проверок в акте проверки делается соответствующая запись.

32. В распоряжении или приказе о проведении проверки указываются:

наименование органа государственного контроля (надзора), проводящего проверку (Ростехнадзор или его территориальный орган), а также вид (виды) государственного контроля;

(в ред. Приказа Ростехнадзора от 09.10.2017 N 414)

(см. текст в предыдущей редакции)

фамилии, имена, отчества (при наличии), должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;

наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места жительства индивидуальных предпринимателей и места фактического осуществления ими деятельности;

цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;

правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования;

сроки проведения и перечень мероприятий по контролю и надзору, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;

перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю и надзору, административных регламентов взаимодействия;

перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;

даты начала и окончания проведения проверки.

33. В рамках мероприятия по контролю и надзору осуществляются:

визуальный осмотр опасного производственного объекта и технических устройств с целью оценки соответствия требованиям пожарной безопасности;

проверка документов, отбор образцов (проб), проведение исследований, экспертиз, необходимых для заключения о соответствии опасного производственного объекта требованиям пожарной безопасности.

34. Визуальный осмотр опасного производственного объекта и технических устройств осуществляется в присутствии руководителя юридического лица (уполномоченного руководителем должностного лица), индивидуального предпринимателя.

В ходе визуального осмотра фиксируются:

техническое состояние пожарной безопасности объекта;

факты нарушений требований пожарной безопасности.

Впоследствии результаты визуального осмотра отражаются в акте, а при выявлении нарушений требований пожарной безопасности – и в предписании.

Проверка Ростехнадзора: виды, как подготовиться, что проверяют + штрафы

В рамках масштабной реформы сферы контрольно-надзорной деятельности принят Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ, устанавливающий новый порядок организации и осуществления государственного и муниципального контроля (далее – Закон № 248-ФЗ). Под государственным и муниципальным контролем (надзором) в Законе № 248-ФЗ понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, целью которой является предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований. Достигается это за счет профилактики нарушений, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления нарушений, их пресечения и устранения последствий допущенных нарушений.

Читайте также:
Продажа доли в ООО другому участнику или третьему лицу

Закон разграничивает полномочия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере государственного и муниципального контроля (надзора). Кроме того, закон определяет права и обязанности контролеров и лиц, в отношении которых проводятся проверки. Цель закона – устранение недостатков действующих норм, регулирующих сферу проверок, а также снижение количества проверок бизнеса в качестве наиболее затратного способа контроля.

Переняв некоторые положения из действующего ныне федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ (далее – Закон № 294-ФЗ), новый закон вносит ряд нововведений, которые будут рассмотрены ниже.

Разные контролеры не будут проверять соблюдение одних и тех же требований

В Законе № 248-ФЗ подробно прописана процедура проведения контрольно-надзорных мероприятий. При этом устанавливается, что вмешательство контролеров в деятельность контролируемых лиц должно быть соразмерно возможным последствиям допущенных ими нарушений. Кроме того, при проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия необходимо соблюдать принцип недопустимости проверки соблюдения одних и тех же обязательных требований несколькими контролирующими органами в отношении одного объекта контроля (ст. 9, пп. 7 п. 8 ст. 66 Закона № 248-ФЗ).

Все проверки зафиксируют онлайн

Все действия контролирующих органов по проведению контрольно-надзорных мероприятий будут отражаться в информационной системе. Для этого будут созданы ресурсы, включая Единый реестр видов государственного и муниципального контроля (надзора); Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий; Информационную систему досудебного обжалования; Реестр заключений о подтверждении соблюдения обязательных требований; Информационные системы контрольных (надзорных) органов. Благодаря этому лица, в отношении которых проводятся проверки, смогут отследить правомерность их проведения, а также получить оперативный доступ ко всем необходимым документам и сведениям (ст. 17 Закона № 248-ФЗ).

Реестр видов федерального государственного контроля (надзора) будет сформирован до 01.01.2022.

Риск-ориентированный подход при проведении контрольно-надзорных мероприятий

Такой подход будет применяться значительно шире, чем сегодня. Он предполагает, что выбор профилактических и контрольных мероприятий, их содержание, объем, интенсивность и другие параметры зависят от оценки рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, если контролируемое лицо нарушит обязательные требования. Соответственно, чем выше такой риск, тем чаще и тщательнее будут проверять (ст. 23 Закона № 248-ФЗ).

Оценивать эффективность контролирующего органа по количеству проверок запретили

В Законе № 248-ФЗ содержится прямой запрет на оценку результативности и эффективности деятельности контрольного (надзорного) органа в зависимости от количества:

  • проведенных контрольных мероприятий;
  • выявленных нарушений;
  • лиц, привлеченных к ответственности;
  • и т.д.

Это должно способствовать избавлению от так называемой палочной системы, то есть привести к сокращению проверок и наложенных штрафов (п. 7 ст. 30 Закона № 248-ФЗ).

Определены способы сокращения количества проверок

Закон № 248-ФЗ предусматривает механизмы, применение которых может существенно сократить количество проверок организаций и предпринимателей.

Например, организация может быть освобождена от проведения плановых проверок при заключении договора страхования рисков причинения вреда (ущерба) (п. 9 ст. 25 Закона № 248-ФЗ). Похожее правило предлагается применять и к членам саморегулируемых организаций, в отношении которых саморегулируемая организация проводит контроль (п. 1 ст. 55 Закона № 248-ФЗ).

Предусмотрен также такой способ освобождения от проверок, как признание результатов независимой оценки соблюдения обязательных требований. Законом может быть установлен порядок, при котором организация проходит оценку соблюдения требований закона в независимой аккредитованной организации, а контролирующий орган принимает результаты такой оценки и не проводит дополнительные проверки в случае успешных результатов процедуры оценки (ст. 54 Закона № 248-ФЗ).

Введены новые формы контроля и надзора

Наряду с мероприятиями, применяемыми сегодня, закон предусматривает новые способы контроля:

  • выездное обследование (визуальное обследование по месту нахождения (ведения деятельности) организации, гражданина, объекта контроля путем осмотра общедоступных производственных объектов без уведомления контролируемого лица);
  • мониторинговую закупку (закупка товара или заказ работ/услуг для направления на испытание, экспертизу, исследование для проверки соответствия требованиям к безопасности и (или) качеству);
  • выборочный контроль (отбор образцов продукции (товаров) по месту их хранения и (или) реализации с целью подтверждения их соответствия обязательным требованиям к безопасности и (или) качеству);
  • инспекционный визит (визит должностного лица контролирующего органа по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица, в ходе которого осуществляется осмотр, опрос, получение объяснений, инструментальное обследование и истребование документов).

При этом предполагается, что новые виды контроля потребуют меньшего количества издержек со стороны контролируемых лиц, а также помогут сократить время взаимодействия с контролерами или вовсе избежать контактов. Кроме того, инспекционный визит и выездную проверку можно будет проводить с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- или видеосвязи (ст. 56 Закона № 248-ФЗ).

Читайте также:
Можно ли уволить беременную женщину с работы и в каких случаях
Проверки станут короче

Срок проведения документарной и выездной проверок не будет превышать 10 рабочих дней (п. 7 ст. 72, п. 7 ст. 73 Закона № 248-ФЗ). По действующим сегодня правилам, закрепленным в п. 1 ст. 13 Закона № 294-ФЗ, проверка может длиться до 20 рабочих дней.

Мониторинг вместо плановых проверок

В качестве одного из способов снижения интенсивности контрольно-надзорных мероприятий Закон № 248-ФЗ предлагает мониторинг сведений об объекте контроля на условиях соглашения между контролируемым лицом и контрольным (надзорным) органом. Он может проводиться при помощи дистанционных технических средств, работающих в автоматическом режиме. Такие устройства будут осуществлять фото- и киносъемку, видеозапись, собирать другую информацию для контролирующего органа. А лицо, находящееся под таким мониторингом, будет освобождено от плановых проверок соблюдения требований, контроль которых осуществляется при проведении мониторинга (ст. 96 Закона № 248-ФЗ).

Выездная проверка должна проводиться только в исключительных случаях

Закон № 248-ФЗ предполагает, что выездная проверка может проводиться, только если у контролера нет возможности:

  • удостовериться в полноте и достоверности имеющихся сведений, содержащихся в документах и (или) в объяснениях, полученных от контролируемого лица;
  • оценить соответствие деятельности, действий (бездействия) контролируемого лица и (или) принадлежащих ему и (или) используемых им объектов контроля обязательным требованиям без выезда на указанное в части 2 настоящей статьи место совершения необходимых контрольных (надзорных) действий, предусмотренных в рамках иного вида контрольных (надзорных) мероприятий (п. 3 ст. 73 Закона № 248-ФЗ).
Права контролируемых лиц будут защищены лучше

Отдельная глава Закона № 248-ФЗ посвящена обеспечению защиты прав лиц, в отношении которых проводятся контрольные (надзорные) мероприятия. В частности, закон определяет порядок возмещения вреда, если он был причинен в ходе контрольного мероприятия, порядок досудебного обжалования решений и действий контролирующих органов. В законе закреплена возможность признания решения, принятого по результатам любого контрольного (надзорного) мероприятия, проведенного с грубым нарушением (сейчас согласно ст. 20 закона № 294-ФЗ это возможно только в отношении результатов одного мероприятия – проверки). Результаты контрольного (надзорного) мероприятия в этом случае признаются недействительными, а их повторное проведение возможно только по согласованию с прокуратурой (Глава 8, 9, ст. 91 Закона № 248-ФЗ).

Вступление в силу и переходные положения

Закон № 248-ФЗ вступает в силу с 1 июля 2021 года (за исключением некоторых положений). Положения о видах регионального государственного контроля (надзора) и видах муниципального контроля на основе этого закона должны быть приняты не позднее 1 января 2022 года. До их утверждения будут применяться соответствующие положения, принятые по правилам, утвержденным Законом № 294-ФЗ.

В первой половине 2021 года мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований закона будут проводиться по утвержденной ранее программе профилактики на 2021 год. В период с 1 июля по 31 декабря 2021 года профилактические мероприятия будут проводиться по правилам Закона № 248-ФЗ без утверждения программы профилактики.

Плановые проверки, проведение которых было запланировано на 2021 год, будут проводиться по плану, утвержденному в соответствии с Законом № 294-ФЗ. Организация, проведение и оформление результатов проверок, не завершенных на 1 июля 2021 года, будут осуществляться по правилам, действовавшим на дату начала этих проверок.

Не пропускайте последние новости – подпишитесь
на бесплатную рассылку сайта:

  • десятки экспертов ежедневно мониторят изменения законодательства и судебную практику;
  • рассылка бесплатная, независимо от наличия договора 1С:ИТС;
  • ваш e-mail не передается третьим лицам;

Как подготовиться к проверке Ростехнадзора: виды проверок, кого и что проверяют + суммы штрафов

Здравствуйте! Сегодня поговорим про подготовку к проверке Ростехнадзора.

Неудивительно, что каждый бизнесмен боится всевозможных проверок, особенно если он не до конца понимает, что и как будут проверять. Мы уже писали о получении лицензии Ростехнадзора, а в этом материале рассмотрим, как сократить риски и быть готовым к проверке.

В первую очередь при подготовке нам поможет знание того, что подразумевает регламент проверки Ростехнадзора, и какие существуют виды проверок.

Содержание

  • Виды проверок Ростехнадзора
  • Что проверяют
  • Кого проверяет Ростехнадзор
  • В каких случаях приходит проверка Ростехнадзора
  • Как подготовиться к проверке Ростехнадзора
  • Если Ростехнадзор выявил нарушения
  • Когда решение Ростехнадзора можно обжаловать

Виды проверок Ростехнадзора

Проверки Ростехнадзора бывают:

  1. По возникновению оснований для проведения:

1.1. Плановые. Такие проверки ждут большинства предпринимателей не чаще, чем раз в 3 года. Однако в отечественном законодательстве присутствует список организаций, для которых установлен более короткий промежуток между плановыми проверками. Например, к ним относятся предприятия в сферах образования и здравоохранения.

Даты проверок Ростехнадзор обязательно согласовывает с Генеральной прокуратурой и после подтверждения публикует на официальном сайте, где с ними может ознакомиться любой желающий.

1.2. Внеплановые. Поводом для незапланированной проверки могут послужить заявления от граждан. Это могут быть сведения о нарушении на предприятии, которое может повлечь за собой (или уже повлекло) ущерб здоровью человека, животного или природе. Другой повод для внеплановой проверки — контроль исполнения ранее вынесенного предписания, у которого истекает срок.

Внеочередная проверка Ростехнадзора не объявляется на сайте, но она тоже согласовывается с прокуратурой. Однако и тут есть исключение — если поступили сведения об угрозе или вреде жизни людей, Ростехнадзор вправе самостоятельно инициировать проверку, а прокуратуру уведомить уже о начале работы.

  1. По процедуре:
Читайте также:
Внесение изменений в ОКВЭД для ИП и ООО + добавление кодов

2.1. Документарные. Такие проверки проводятся на расстоянии, заочно. Инспектор запрашивает у проверяемого определенный пакет документов (их копий) и указывает срок, в который они должны быть представлены. Это необходимо для того чтобы начать документарную проверку.

2.2. Выездные. Не позднее чем за 3 дня до проверки к предпринимателю должно прийти по почте или быть передано лично в руки письменное уведомление с датой визита. Инспекторы лично приходят на предприятие, осматривая подконтрольные им объекты повышенной опасности и сопутствующие документы.

Что проверяют

Под проверки Ростехнадзора могут попасть совершенно разные предприятия — от магазина до нефтедобывающей вышки. Соответственно и критерии проверки различаются в зависимости от вида деятельности.

Но есть и общие моменты:

  1. Проверка документов. Договора, разрешения, лицензии, все что даже отдаленно связано с эксплуатацией особо опасных объектов. Существует более десяти регламентов, отражающих весь порядок проверки Ростехнадзора. Приблизительный список интересующих Ростехнадзор документов выглядит так:
  • Учредительные документы или свидетельство о регистрации ИП;
  • Документы, подтверждающие присутствие опасного производственного объекта, его регистрацию в государственном реестре, разрешение на ввод его в эксплуатацию и лицензия на его использование;
  • Сертификаты на применяемое оборудование, приборы;
  • Документы, относящиеся к промышленной безопасности (в их числе издания федеральных законов);
  • Журналы учета аварий, инструктажа по технике безопасности, выдачи пропусков и прочие;
  • Заключения экспертов промышленной безопасности;
  • Данные о сотрудниках, задействованных на опасном производственном объекте, подтверждение их профессиональной и медицинской пригодности;
  • Договоры страхования риска ответственности;
  • Нормативные документы о правилах работ на опасном объекте;
  • Графики диагностики оборудования, капитального ремонта и другие;
  • Выданные ранее предписания Ростехнадзора, подтверждения их исполнения;
  • Договоры с аварийно-спасательными службами, либо со специально обученным персоналом.
  1. Осмотр опасного производственного объекта на предмет выявления поломок и несоответствия нормам безопасности.

Осуществлять проверку имеют право только лица, указанные в приказе или распоряжении руководителя, которое они обязаны предъявить. Помимо списка инспектирующих, в приказе указывается основание проверки, ее вид, перечень мероприятий и сроки.

После проверки составляется два экземпляра акта по типовой форме. Если на предприятии есть журнал учета проверок (его ведение необязательно), инспектор оставляет в нем запись.

Кого проверяет Ростехнадзор

Список проверяемых Ростехнадзором предпринимателей огромен, содержится он в приложении 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Например, вам придется столкнуться с проверками, если вы:

  1. Используете или разрабатываете недра Земли.
  2. Применяете атомную энергию.
  3. Пользуетесь не бытовыми электрическими (или тепловыми) установками, оборудованием, работающим под высоким давлением.
  4. Используете гидротехнические сооружения.
  5. Взаимодействуете со взрывчатыми промышленными материалами, токсичными, окисляющими веществами.
  6. Эксплуатируете стационарные грузоподъемные механизмы.

В каких случаях приходит проверка Ростехнадзора

Ростехнадзор организует проверку если:

  1. Вы сами делаете официальное заявление о своем намерении приступить к работе, связанной с промышленной безопасностью, или о завершении капитального строительства.
  2. Вам выдали разрешение на эксплуатацию гидротехнического сооружения год назад.
  3. Поступила информация о наличии в вашей деятельности опасных производственных объектов, либо если на них произошло ЧП.
  4. Были получены жалобы о нарушении промышленной безопасности на предприятии.
  5. Вы получаете разрешение на применение на опасном производстве некоторых технических устройств или на использование химических и взрывоопасных устройств и метариалов.
  6. Вы обслуживаете объекты опасного производства.

Как подготовиться к проверке Ростехнадзора

Не забывайте, что проведение проверок Ростехнадзором служит одной главной цели – убедиться в надежности вашей деятельности с точки зрения охраны труда, а также надлежащего взаимодействия с опасными объектами.

Главное доказательство соблюдения вами всех правил — документы, поэтому всегда (вне зависимости от приближения планового визита инспектора) бережно собирайте и ведите все инструкции, акты, лицензии, графики, журналы учета. Будьте в курсе изменений в законах, вовремя переоформляйте лицензии, вносите в бумаги необходимые поправки. Не забывайте поддерживать требуемое состояние построек, помещений и зданий, вовремя организуйте диагностику и ремонт, а также контролируйте работу персонала, не оставляйте сотрудников без аттестации и необходимого для работы обучения.

Перестраховаться можно, обратившись в одну из коммерческих фирм, оказывающую помощь по управлению процессом проверки Ростехнадзора. Специалисты такой компании помогут подготовить как документы для проверки Ростехнадзора, так и сами промышленные объекты.

Если Ростехнадзор выявил нарушения

На каждое нарушение Ростехнадзор выдает предприятию предписание, в котором указано что и в какие сроки необходимо исправить. Через отведенное предписанием время инспектор обязательно вернется с проверкой, чтобы убедиться, что все ошибки устранены.

Помимо предписания, действует и система административных штрафов:

2 000 — 3 000 рублей

4 000 — 5 000 рублей

Опасная продукция или сырье по решению Ростехнадзора может быть отозванной.

Читайте также:
Самозанятые граждане 2022 - закон, патент и виды деятельности

Когда решение Ростехнадзора можно обжаловать

В течение проверки инспекторы обязаны соблюдать ряд правил, нарушение которых дает вам право в дальнейшем обжаловать их решение (не позднее десяти дней с даты выдачи предписания). Поэтому, пока проверяют вас, проверяете и вы.

Наиболее часто допускаемые ошибки:

  1. Инспектирование осуществляет лицо, не указанное в распоряжении о проверке. В подобной ситуации вы можете отказать ему в доступе.
  2. При проверке отсутствует руководитель предприятия (либо его законный представитель). За исключением внеплановых проверок из-за аварий или возникновения угрозы жизни людей, вы вправе отказать инспектору в допуске.
  3. Процедура проверки выходит за указанную в предписании.
  4. С вас требуют плату за проверку. При необходимости вы оплачиваете только анализы и экспертизы — все остальное бесплатно.
  5. Требуют представить документы в срок менее десяти дней с момента получения запроса.
  6. Требуют заверить документы нотариально. По закону вы предоставляете распечатанные или электронные копии документов с печатью (если она предусмотрена) и подписью руководителя.

График проверок Ростехнадзора в 2021 году в условиях пандемии коронавируса

4,33 (Проголосовало: 6)

  1. Организация государственного контроля: введенные ограничения
  2. Основные принципы контролирующей деятельности Ростехнадзора

Пандемия коронавирусной инфекции стала общемировой проблемой, которая затронула и нашу страну. Нельзя не признать, что для отечественной экономики это стало серьезным ударом. Сначала для остановки быстрого распространения вируса в государстве был объявлен всеобщий режим самоизоляции: работать разрешили только отдельным немногочисленным категориям предприятий, работы которых была остро необходима для поддержания жизнедеятельности общества в таких условиях. В их список вошли аптеки, продуктовые магазины, медицинские организации, предприятия ЖХК и некоторые другие.

В первой половине мая 2020 года всеобщий карантин был смягчен, однако практика показала, что до восстановления нормального состояния экономики все еще далеко. Во-первых, запрет на работу все еще действует для многих компаний, работа которых предполагает массовые контакты граждан с персоналом и между собой – это касается всевозможных развлекательных центров, спортивных объектов и проч. Во-вторых, даже те компании, которые получили право возобновить работу, столкнулись с заметным падением платежеспособного спроса: это касается как организаций, ориентированных на конечных розничных потребителей, так и крупных промышленных предприятий.

Организация государственного контроля: введенные ограничения

Российское Правительство приняло несколько серьезных экономических и административных мер, ориентированных на поддержание благополучия отечественной экономики. Помимо прямых денежных вливаний и косвенной финансовой поддержки, выразившейся в предоставлении, например, арендных и налоговых каникул отдельным категориям организаций, в их список вошли также нефинансовые меры, которые также способны заметно облегчить жизнь российским компаниям.

Одной из таких мер стали введенные ограничения в области выполнения государственного контроля деятельности коммерческих компаний. В России работают около 30 уполномоченных госорганов, которые наделены полномочиями по контролю работы подведомственных им компаний. При этом каждая проверка – это серьезное испытание для организации. Во-первых, к ней нужно подготовиться, собрав необходимые документы и проверив выполнение действующих требований. Во-вторых, в ходе выполнения контролирующих мероприятий обычно задействуются несколько сотрудников организации, которые сопровождают инспекторов и дают им ответы на интересующие вопросы. Это затрудняет функционирование компании в нормальном режиме.

Чтобы исключить воздействие этого фактора на работу организаций, которые и так пребывают в сложном положении, Правительство ввело временный запрет на проведение большинства типов проверок. Однако действие этого запрета будет различаться для разных контролирующих органов. В этом материале мы выясним, каким образом будет вести контролирующую деятельность в 2021 году Ростехнадзор.

Основные принципы контролирующей деятельности Ростехнадзора

Ростехнадзор выступает в роли государственного органа, который производит контроль работы организаций в следующих сферах:

  • промышленность;
  • строительство;
  • энергетика;
  • горнодобывающие работы;
  • атомная энергетика;
  • работа гидротехнических сооружений.

Ведомство проводит проверки подконтрольных ему организаций в плановом и внеплановом формате. Внеплановые контролирующие мероприятия назначаются в случае появления оснований для них – это может быть, например, авария на предприятии или жалоба на нарушение им правил безопасности. Плановый контроль проводится по заранее утвержденному графику, который принимается Генеральной прокуратурой РФ. Он должен быть согласован не позднее 31 декабря года, предшествующего организации таких мероприятий. Чтобы предоставить компаниям возможность ознакомления с графиком, он размещается в открытом доступе на сайте Генпрокуратуры, а также региональных порталах Ростехнадзора отдельно по каждому субъекту Федерации.

В последние годы выполнение контролирующих работ производится на базе применения принципов риск-ориентированного подхода. Он предполагает прямую зависимость частоты проверок конкретного предприятия в зависимости от присвоенной ему категории риска отрицательных последствий его деятельности. Порядок отнесения компании к конкретной категории определяется постановлением Правительства от 17.08.2016 г. № 806. Согласно этому нормативному документу Ростехнадзор разделяет все подконтрольные ему организации на следующие категории риска:

  • чрезвычайно высокий – проверки для таких предприятий проводятся каждый год;
  • высокий – проверки проводятся раз в 2 года;
  • значительный – проверки организуются раз в 3 года;
  • средний – проверки назначаются раз в 4 года;
  • умеренный – организация проверок возможна не чаще раза в 6 лет;
  • низкий – плановые проверки не проводятся.
Читайте также:
Увольнение главного бухгалтера, прием и передача дел: срок, акт и приказ

Согласно действующему порядку Ростехнадзор обязан публиковать списки компаний, которые отнесены к наиболее значительным категориям риска – от средней до чрезвычайно высокой. Руководство компании, которое полагает, что организация внесена в соответствующий блок списка ошибочно, вправе подать мотивированное заявление о пересмотрен присвоенной категории, которое будет рассмотрено в установленном порядке.

Отметим, что перечисленные ограничения касаются только контрольных проверок, выполняемых в плановом порядке. Они не распространяются на выполнение внеплановых проверок, которые могут назначаться по мере появления необходимости, в том числе для предприятий, отнесенных к низкой категории риска.

Ограничения по проведению проверок в 2021 году

Правительство РФ приняло постановление от 3 апреля 2020 года N 438, которое касается всех типов контрольно-надзорной деятельности, осуществляемой уполномоченными государственными органами. Немного позднее положения этого нормативного документа были уточнены постановлением Правительства от 22 апреля 2020 года N 557. Согласно этим правовым актам, вплоть до 31 декабря введен запрет на выполнение плановых проверок в отношении следующих категорий организаций:

  • малые и средние организации, которым этот статус присвоен на основании критериев, сформулированных в статье 4 федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ. Они включают ограничения по количеству работников предприятия, объему полученного им дохода и юридическому статусу компании. Все эти параметры для целей интересующего нас постановления учитываются по состоянию на прошлый, то есть 2019 год. При этом дополнительным условием реализации такого запрета становится присутствие компании в Едином реестре субъектов МСП, который ведется в России;
  • все другие типы компаний, кроме тех, которые в соответствии с действующим законодательством принадлежат к категории чрезвычайно высокого или высокого риска.

Требования интересующего нас нормативного документа выполняются путем пересмотра ранее утвержденного графика плановых проверок. Все компании, в отношении которых введен запрет на их проведение, подлежат исключению из графика.

Особенности применения ограничений в деятельности Ростехнадзора: плановые проверки

Контролирующая деятельность Ростехнадзора имеет особую значимость: от тщательности ее выполнения зависит работа крупнейших предприятий, а значит, и безопасность персонала этих компаний, а также людей, живущих на близлежащих территориях. Неудивительно, что введенные Правительством ограничения по ее выполнению потребовали уточнений и разъяснений о том, как будут реализовываться проверки. Чтобы дать ответы на все вопросы, появившиеся у представителей подконтрольных организаций, 28 апреля 2020 года ведомство опубликовало отдельное письмо, в котором уточнило основные положения, подлежащие применению в период действия постановления № 438 – то есть до конца 2020 года.

В части, касающейся организации плановых проверок, государственный орган сообщил следующее. В соответствии с требованиями законодательства, включая федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ, посвященный защите прав юрлиц и предпринимателей, не подлежат отмене плановые мероприятия следующих видов:

  • проверки устранения ранее выявленных нарушений, которые послужили основанием для применения к организации административного наказания в форме временной остановки работы предприятия;
  • плановые проверки деятельности органов госвласти и местного самоуправления;
  • обследования гидротехнических конструкций и сооружений, которые выполняются в целях последующей разработки декларации безопасности при эксплуатации, консервации или ликвидации таких объектов;
  • обследования, необходимые для выдачи разрешения на допуск в эксплуатацию разных типов энергоустановок;
  • контрольные осмотры подъемного оборудования, включая лифты, эскалаторы, травалаторы и подъемные платформы для инвалидов, кроме случаев, когда это оборудование используется в метрополитене;
  • мероприятия, выполняемые для ввода в эксплуатацию подъемного оборудования, эскалаторов в метрополитене, канатных дорог, фуникулеров, а также оборудования, эксплуатируемого под избыточным давлением;
  • все другие плановые проверочные мероприятия, которые предполагается проводить на объектах повышенной опасности, в отношении которых действующим законодательством введен режим постоянного государственного контроля;
  • плановые проверки, запланированные к проведению на объектах, которые в рамках риск-ориентированного подхода принадлежат к категории высокого риска.

Плановые проверки, основания для проведения которых не входят в приведенный список, подлежат исключению из ранее согласованного графика. Невыполнение этого требования, подчеркивает Ростехнадзор в своем письме, рассматривается как нарушение действующего законодательства.

Внеплановые проверки Ростехнадзора

Согласно разъяснениям уполномоченного ведомства, в 2021 году в соответствии с действующим законодательством и ограничениями, обусловленными распространением коронавирусной инфекции, будут проводиться внеплановые проверки, организуемые по следующим основаниям:

  • необходимость расследования обстоятельств и причин аварий и несчастных случаев на производственных предприятиях;
  • причинение вреда здоровью или жизни граждан либо угроза причинения такого вреда (по согласованию с прокуратурой). Если факты причинения такого вреда имели место на объектах I или II класса опасности, инспекторы Ростехнадзора вправе начать проверку в срочном порядке, лишь уведомив об этом органы прокуратуры;
  • необходимость проверки устранения ранее обнаруженных нарушений, в отношении которых виновнику было выдано предписание об их устранении;
  • необходимость проверки соблюдения лицензионных требований при получении заявления на выдачу разрешения на ведение лицензируемого вида деятельности.

При выполнении как плановых, так и внеплановых проверок результаты таких мероприятий должны быть внесены в единый государственный реестр. Его формирование и ведение реализуется в соответствии с правилами, зафиксированными в постановлении Правительства от 28 апреля 2015 г. N 415. Еще одним общим требованием при выполнении любых видов контрольно-надзорной деятельности становится выполнение правил безопасности в условиях распространения коронавирусной инфекции. Например, при организации выездных проверок, которые хотя и сведены к минимуму, но в отдельных ситуациях все-таки проводятся, инспекторы в обязательном порядке должны носить лицевые маски и перчатки, а также соблюдать социальную дистанцию с другими сотрудниками ведомства и работниками проверяемого предприятия.

Читайте также:
Лицензия на алкоголь в 2022 в России: как получить, цена, условия

Как предпринимателю защититься при административной проверке?

Государство следит не только за налогами предпринимателя, но и за соблюдением других законов. Для этого надзорные органы проверяют бизнес каждый по своему профилю. МЧС следит за пожарной безопасностью в помещениях, Роспотребнадзор читает жалобы покупателей, Роструд защищает права работников, антимонопольная служба ищет нарушения в рекламе.

Условно такие проверки бизнеса называют административными. Мы рассказывали о них в Курсе для предпринимателей «Всё выйдет из-под контроля».

Цель проверяющего в административной проверке — найти нарушение закона. Цель предпринимателя — избежать штрафа и не испортить нервы.

Чтобы уравновесить интересы проверяющего органа и предпринимателя работает Закон «О защите прав юрлиц и ИП». Закон даёт возможность подготовиться к плановой проверке по чек-листу, возразить на нарушения и даже отменить штраф при ошибках чиновников. Рассказываем, как это работает.

Перед плановой проверкой можно проверить бизнес по чек-листу

Проверки бизнеса бывают внеплановые и плановые.

Внепланово госорганы приходят по жалобам людей и после чрезвычайных происшествий, чтобы проверить что-то конкретное. Уволенный сотрудник не дождался компенсации за отпуск и пожаловался в Трудовую инспекцию. Значит, у работодателя попросят документы на выплаты, положенные при увольнении.

В плановую проверку предприниматель попадает не чаще одного раза в три года. Проверяющий смотрит, как закон соблюдается в общем и целом. То есть та же Трудовая инспекция проверит всё касательно обязанностей работодателя. Узнать о предстоящей проверке можно на сайте Генпрокуратуры.

Малый бизнес в 2021 планово проверять запрещено — см. п. 7 Постановления Правительства РФ № 1969. Но советуем оставаться настороже, потому что есть исключения:

— Компания попадёт в план проверок, если по степени риска ее деятельность посчитают опасной для людей и окружающей среды.

— Предприниматель нарушил закон в течение последних трех лет и получил наказание в виде дисквалификации или приостановления деятельности.

Чтобы предприниматель подготовился к плановой проверке, госорганы составляют проверочные листы. В листе написаны контрольные вопросы, по которым чиновник будет оценивать соблюдение закона. Выяснять что-то не из списка ему нельзя. Так установлено в ст. 9 Закона «О защите прав юрлиц и ИП».

Перед проверкой предприниматель может взять проверочный лист и пройтись по нему. Если на какой-то вопрос получается ответ «нет» — это нарушение закона, и прямо в листе есть ссылка на статью. Проверяющий найдёт нарушение и оштрафует. Поэтому надо уже сейчас исправлять ошибку.

Вот актуальные для малого бизнеса проверочные листы.

Для Роспотребнадзора

Приказом Роспотребнадзора от 18.09.2017 № 860 утверждены три формы чек-листов: для общепита, магазинов и салонов красоты.

Например, в чек-листе для салонов вопросы от таблички «Курить запрещено» на входе до наличия двух ванночек в педикюрном кабинете. Напротив каждого вопроса стоит ссылка на пункт СанПиНа, в котором прописано это требование.

Для Трудовой инспекции

Чек-листы утверждены Приказом Роструда от 10.11.2017 № 655. Для проверки прав работников и безопасности труда сделали 133 списка с группами вопросов по определённой теме. Листы начинаются с общих вопросов о заключении трудового договора, увольнении и отпусков. Потом идут требования наподобие безопасности при строительстве или контакте работников с ядами.

Бизнесу типа кофейни или интернет-магазина одежды достаточно проверить себя по общим вопросам. А чтобы это сделать быстро и просто Роструд предлагает пройти проверку на своём сайте через сервис Электронный инспектор.

Для МЧС

Проверочные листы для пожарного контроля в помещении прописаны в Приказе МЧС России от 28.06.2018 № 261. Интересные предпринимателю: по хостелу, магазину, общепиту, парикмахерской, спортклубу. Вопросы пожарных касаются проездов к зданию, эвакуации, устойчивости отделки к огню.

Для остальных ведомств

Вопросы к плановой проверке есть и у других органов. Например, Россельхознадзор проверяет животных и растения. Значит, фермерам полезно почитать вопросы от этого органа.

Если знаете, кто проверит ваш бизнес, поищите приказы ведомств и чек-листы в этом списке.

Знать права при проверке

При любой проверке у чиновников есть ограничения, а у предпринимателей — права. Вот главное.

Проверяющему нельзя — ст. 15 Закона «О защите прав юрлиц и ИП»:

— Проверять соблюдение закона не из своей компетенции. Например, Роспотребнадзор смотрит медкнижки у персонала, но не может просить трудовые договоры.

— Проводить выездную проверку (в помещении предпринимателя) без директора или представителя по доверенности. При условии, что директора заранее позвали.

Читайте также:
Как открыть ИП через МФЦ - пошаговая инструкция + документы

— Собирать образцы продукции без протокола и с нарушением государственных стандартов сбора. Протокол — письменный документ, где проверяющий записывает, где, когда и что он взял для экспертизы.

— Проверять дольше, чем разрешено законом.

Права директора организации и предпринимателя — ст. 21 Закона «О защите прав юрлиц и ИП»:

— Находиться в помещении, где проходит выездная проверка.

— Знать, по какому вопросу проводится проверка, от кого поступила жалоба.

— Знакомиться с актами, протоколами и другими материалами проверки.

— В свою защиту давать пояснения, возражать, приносить документы, подтверждающие соблюдение закона.

— По окончании проверки получить акт и письменно возразить на него.

— Обжаловать результат проверки в вышестоящий орган или суд.

Если понимаете, что проверяющий ошибается или злоупотребляет, постарайтесь зафиксировать нарушение. Это поможет при обжаловании проверки.

Роспотребнадзор проверял мясной магазин на предмет соблюдения СанПиНов. Проверяющие взяли пробы полуфабрикатов и нашли нарушения. Предпринимателю предписали снять полуфабрикаты с продажи.

Хозяин магазина заметил, что эксперты не поместили пробы продуктов в стерилизованные банки. В протоколе о взятии проб тоже не было написано о специальной посуде. Это нарушения правил отбора продукции по ГОСТу. Такая экспертиза неточная. Предприниматель обжаловал предписание в арбитражный суд и результаты проверки аннулировали — дело № А33-14343/2012.

Написать возражения на акт проверки

Когда проверка закончена, проверяющий составляет акт по ст. 16 Закона «О защите прав юрлиц и ИП». В этом документе пишут, кого и когда проверили и, что самое важное, какие нарушения нашли. К акту прикладывают доказательства нарушений — протоколы, письменные объяснения, заключения экспертов.

По общему правилу акт пишут сразу. Но если нужны экспертизы или расследования, проверяющему даётся три дня с момента окончания проверки.

Акт составляют в двух экземплярах, один вручают предпринимателю под подпись. Если вручить лично не получилось, отправляют заказное письмо.

Предприниматель может написать возражения на акт в течение 15 дней после получения. В возражениях указывают на ошибки при проверке, опровергают найденные нарушения и выводы чиновников. В доказательство прикладывают документы.

Возражения сдают в проверяющий орган — тогда копию с подписью проверяющего берут себе. Или отправляют заказным письмом с уведомлением.

Писать возражения бывает эффективно. Когда в проверяющем органе будут решать штрафовать или нет, возражения учтут.

Обжаловать результат проверки, если проверяющий допустил грубые нарушения

В ст. 20 Закона «О защите прав юрлиц и ИП» прописаны грубые нарушения проверяющего.

Грубое нарушение при проверке — значит, ошибку нельзя исправить, проверять надо заново. Штрафовать предпринимателя при ошибке чиновника из этого списка нельзя, потому что он как бы остался без защиты. А вынесенное решение можно обжаловать в суд.

Список грубых ошибок:

— Плановую проверку провели чаще раза в три года.

— О плановой проверке сообщили позже трёх рабочих дней до начала.

— К проверке привлекли экспертов без профильного образования или экспертную организацию без аккредитации.

— Провели внеплановую проверку без жалобы (клиента, работника), по анонимной жалобе, без контрольной закупки или без чрезвычайного происшествия.

— Внеплановую проверку не согласовали с прокуратурой.

— Проверка длилась дольше 20 дней.

— Госорганы проверяли предпринимателя совокупности дольше 50 часов в год.

— На проверку не было приказа руководителя госоргана или его зама.

— Проверяющий вышел за пределы вопросов из чек-листа, компетенции органа или предмета жалобы.

— Предпринимателю не вручили акт проверки или не дождались возражений.

Видите подобные нарушения — ищите юриста и обжалуйте штраф в суде. Скорее всего, проверку признают недействительной.

Посмотрите примеры грубых нарушений, когда суд отменил результаты проверки.

Руководителю фирмы не вручили акт.

Миграционная служба проверила строительную фирму. У одного рабочего не было разрешения на работу в Москве. Из-за этого фирму оштрафовали на 400 000 рублей. Но проверяющие не отправили акт проверки директору. Получилось, что фирма не смогла возразить госоргану, а ей сразу штраф. Арбитражный суд отменил постановление Миграционной службы — дело № А31-7367/2015.

Проверяющие уведомили о плановой проверке позже трёх дней.

Роспотребнадзор планово проверял банк. Нашли нарушения по договорам с клиентами. Банк пошёл в суд и показал, что уведомление о проверке пришло не за три рабочих дня, а за один. Этого оказалось достаточно для отмены предписания — дело № А41-41396/2015.

Госорган вышел за пределы компетенции.

Трудовая инспекция внепланово проверила компанию по жалобе уволенной сотрудницы. Бывшие работодатель и работник спорили, каким днём верно оформить увольнение. Подобный спор разрешает суд, а не инспекция. Одной проверки мало, надо подробно разбираться. Тем не менее фирме вынесли предписание заплатить проценты за задержку денег при увольнении. Суд отменил предписание, потому что чиновники вышли за пределы своей компетенции — дело № 33-8591/2015.

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

Читайте также:
Самозанятые граждане 2022 - закон, патент и виды деятельности

Вместо выводов

  1. Лучший способ избежать внеплановых проверок и штрафов — делать работу качественно и соблюдать закон. В помощь предпринимателю — проверочные листы и консультации юристов.
  2. Любому магазину, веб-студии, салону красоты и строительной фирме полезно знать правила административных проверок. Мы рассказали самое важное из Закона «О защите прав юрлиц и ИП». Рекомендуем набраться мужества и просмотреть его самостоятельно. Когда придет проверка, сможете сразу фиксировать нарушения, а потом оспаривать штраф.
  3. Участвовать в проверке — не только право, но и обязанность предпринимателя и директора ООО. Неисполнение требований и предписаний госорганов — это отдельные штрафы. Они прописаны в главе 19 КоАП РФ, суммы доходят до сотен тысяч рублей.

Не уклоняйтесь от проверок, знайте свои права и защищайте интересы бизнеса до конца. ¡No pasarán!

Статья актуальна на 02.02.2021

Получайте новости и обновления Эльбы

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур

Проверки МЧС: как избежать штрафа в 2021 году

Малый бизнес освободили от проверок, но сотрудники МЧС могут прийти внепланово. Рассказываем, как проверяют бизнес на тему пожарной безопасности и как избежать крупных штрафов.

Какие проверки проводят МЧС

Проверки от МЧС делятся на 2 вида:

Плановые. При такой проверке инспекторы выезжают в офис или на производство. О проверке сообщают за 3 рабочих дня бумажным письмом или по e-mail. Проверяющие смотрят документы о пожарной безопасности: правила действий при пожаре, инструкции о противопожарной безопасности, правила использования противопожарных систем. Календарь проверок обычно публикуют на сайте МЧС каждого региона.

Внеплановые. О такой проверке сообщают за 1 рабочий день или инспекторы придут внезапно при угрозе несчастного случая. Обычно такие мероприятия проводят, чтобы проверить выполнения предыдущих предписаний, по жалобе в МЧС или по распоряжению прокуратуры.

1 июля 2021 года в МЧС определили все проверки, которые они имеют право проводить:

Выездная проверка. Инспекторы проверяют документацию и сам объект. На это может уйти до 10 рабочих дней.

Инспекционный визит. Облегченный вариант проверки. Обычно проходит в течение дня и сотрудники МЧС просто консультируют о правилах безопасности.

Рейдовый осмотр. В этом случае инспекторы проверяют скопом предпринимателей одной сферы. Например, общепит или продавцов одежды. Эта проверка всегда проводится внепланово.

Документарная проверка. Внеплановый запрос документов или объяснений от руководства.

Выборочный контроль. Внеплановые мероприятия, когда берут пробы, образцы или используют специальные инструменты.

Кого не будут проверять во время пандемии

До 2022 года в России действует мораторий на плановые проверки малого бизнеса. Поэтому инспекторы не придут к предпринимателям, которые выполняют ряд условий:

Не более 100 человек в штате.

Не более 800 миллионов прибыли за предыдущий год.

Доля в компании крупного бизнеса не более 25%(для государственных учреждений) или 49% (для иностранных компаний).

Но мораторий не отменяет внеплановые проверки. Поэтому если есть жалоба или явные нарушения, то проверки будут. Плюс плановые мероприятия не отменили, а перенесли на следующий год и лучше контролировать календарь проверок, чтобы визит инспекторов не стал неожиданностью.

Кого чаще всего выбирают для проверки

У МЧС действует риск-ориентированный подход, то есть каждому объекту дают степень риска и от этого зависит, как часто проходят проверки. Раньше индикатора риска действовали для целых отраслей или ряда объектов, но с 2021 года инспекторы имеют право присваивать степень риска отдельным объектам. На сайте МЧС работает калькулятор, которые помогает определить категорию риска. Также рекомендуем посмотреть критерии, по которым оценивают объекты.

Если узнали о проверке, то подготовьте все регистрационные документы о бизнесе. Кроме этого, должны быть оформлены все документы о пожарной безопасности, приказы о назначении ответственных лиц, соглашения об обслуживании огнетушителей и другого противопожарного оборудования. На сайте МЧС есть чек-листы, которые помогут подготовиться к проверке.

Зачастую предприниматели получают штрафы из-за того, что проходы заполнены разным хламом, нет инструкций с действиями на случай пожара, неправильно используются электросети и нет оборудования для оповещения об экстренной ситуации.

Если инспекторы нашли нарушения, то чаще всего предпринимателям грозит административная ответственность. Все наказания прописаны в статье 20.4 КоАП РФ. Например, можно получить до 1 миллиона рублей или приостановления деятельности до 90 суток. Более того, если при пожаре погибли люди или произошли крупные финансовые потери, то могут возбудить уголовное дело по статье 219 УК РФ. За тяжкие последствия могут лишить свободы на 7 лет.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: