Повторная налоговая проверка: выездная и камеральная

Какие есть виды налоговых проверок?

  • Понятие налоговой проверки
  • Выездная проверка
  • Камеральная проверка
  • Встречная проверка
  • Нюансы налоговых проверок с учетом требований новой ст. 54.1 НК РФ
  • Итоги

Понятие налоговой проверки

Контроль ФНС по правильному и своевременному начислению и уплате налогов называется налоговой проверкой. При этом ФНС берет за основу декларации по налогам, предоставленные плательщиками в течение определенного периода (за который проводится проверка). Проверка основывается на Налоговом кодексе и законодательстве РФ.

Налоговая проверка является одним из способов налогового контроля (ст. 82 НК РФ) наряду:

  • с получением пояснений;
  • проверкой данных учета и отчетности;
  • осмотром используемых для извлечения прибыли помещений и территорий;
  • другими контрольными процедурами, предусмотренными НК РФ.

Помогает ли налоговый мониториинг избежать налоговых проверок, узнайте из публикаций:

Существует несколько видов налоговых проверок.

Официально термин «встречная проверка» не применяется с 2007 года, но на практике бухгалтеры используют его и сейчас.

Если у вас есть доступ к КонсультантПлюс, узнайте чем отличается выездная проверка от камеральной. Если доступа нет, получите пробный онлайн-доступ к правовой системе бесплатно.

Выездная проверка

При осуществлении данного вида проверки ФНС контролирует, как плательщик выполняет обязательства, отраженные в договорах, а также наличие и соблюдение протоколов, приказов и других внутренних документов. Подвергаются проверке кассовая дисциплина, начисление НДФЛ с зарплаты, учет доходов, расходов и экономическая обоснованность хозяйственных операций, то есть практически вся деятельность плательщика за определенный период.

Основные отличительные признаки выездной налоговой проверки (ст. 89 НК РФ):

  • место проведения – территория налогоплательщика или налоговый орган (если проверяемое лицо не может предоставить проверяющим помещение);
  • срок проверки – не более 2 мес. (но может продлеваться до 4 мес., а в исключительных случаях – до 6 мес.);
  • период проверки – не более 3 лет, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки (если иное не предусмотрено НК РФ).

Выездные проверки могут включать в себя несколько подвидов:

Подвиды выездных налоговых проверок

Производится в области хозяйственной и финансовой деятельности организации за определенный период времени

Нацелена на контроль правильности начисления и уплаты конкретного налога — на прибыль, НДС и др.

Она осуществляется, если налоговиками обнаружены нарушения в части начисления и уплаты налогов

Анализ конкретных взаиморасчетов между покупателями и продавцами, проверка импортных и экспортных операций, правомерности применения льгот.

Этот вид проверки оформляется в виде отдельного приложения

Проводится только в том случае, когда первоначальная проверка была проведена некачественно.

Она может осуществляться только вышестоящей ФНС.

Если при такой проверке выявят нарушения, на налогоплательщика будут наложены санкции. А ФНС, первоначально проверяющая организацию, может быть привлечена к ответственности

Камеральная проверка

Камеральная проверка осуществляется в отношении правильности начисления и уплаты того или иного налога и отражения этих данных в поданной налогоплательщиком декларации.

Основные отличительные признаки камеральной налоговой проверки:

  • место проведения – в стенах ФНС с предоставлением плательщиком копий запрашиваемых инспекторами документов;
  • длительность проверки – не более 3 месяцев (декларации по НДС – 2 месяца);
  • период проверки – отчетный (налоговый) период по конкретному налогу (по представленным налогоплательщиками налоговым декларациям).

Проводится она инспекторами без специальных согласований с руководителем ФНС. Данный вид налоговой проверки начинается сразу после сдачи декларации по налогу. Основной ее задачей является выявление нестыковок в отчетности, несвоевременности отражения хозопераций и уплаты налогов, неверного заполнения деклараций. При обнаружении нарушений в расчете налогов инспекторами налогоплательщику будут доначислены недостающие суммы, а также выставлены штрафы и пени.

Встречная проверка

Со встречной проверкой сталкивается практически каждый налогоплательщик, хотя в НК РФ отдельно как один из видов налоговых проверок она не обозначена. Скорее ее можно назвать одной из процедур налогового контроля.

Встречная проверка может проводиться (ст. 93.1 НК РФ):

  • как элемент выездной или налоговой проверки при их проведении;
  • дополнительная мера налогового контроля (вне рамок вышеуказанных налоговых проверок).
  • проверить фактическое существование вашего контрагента по заинтересовавшим налоговиков сделкам;
  • проверить реальность отраженных в учете операций;
  • сопоставить данные об операциях между вами и контрагентом (по его учету и вашему).

Встречная проверка осуществляется по каким-либо конкретным документам — накладным, счетам-фактурам. При этом производится проверка их идентичности у покупателя и продавца: в бумагах должны отсутствовать расхождения по датам, наименованиям, количеству товара, суммам и т.д. Если же инспекторы найдут несовпадения, это будет означать, что какая-то из сторон сделки скрывает доходы и занижает базу по налогам.

О нюансах встречной проверки рассказали эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе и переходите к Готовому решению.

Нюансы налоговых проверок с учетом требований новой ст. 54.1 НК РФ

С июля 2017 года в НК РФ появилась новая ст. 54.1 «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов».

С учетом норм ст. 54.1 НК РФ налоговики во время налоговых проверок будут с еще большей тщательностью:

  • собирать доказательства, свидетельствующие об умышленном уходе налогоплательщика от налогов;
  • опровергать реальное выполнение конкретных сделок (собирать и документировать факты, подтверждающие отсутствие реальной возможности поставки товара, подтверждения доставки товара, участия контрагентов в движении товара и т. д.).

Собирать такие доказательства налоговики будут во время камеральных и выездных проверок. Налогоплательщику остается только заранее побеспокоиться о сборе необходимых документов и иных доказательств, свидетельствующих о применении законных схем налоговой оптимизации, должной осмотрительности при выборе контрагентов и т. д.

Читайте также:
Обналичивание денег с расчетного счета ООО: схемы, причины и документы

Получить полное представление о том, как инспекции теперь будут обосновывать свою позицию в спорах с налогоплательщиками с учетом ст. 54.1 НК РФ, и подготовиться к таким спорам вам поможет аналитический обзор, который подготовили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в материал.

Итоги

В НК РФ предусмотрено 2 вида налоговых проверок: выездные и камеральные. Выездная проверка проводится на территории налогоплательщика и не может длиться более 2 мес. (с возможностью продления до 4 или 6 мес.), а камеральная проверка происходит в инспекции, а ее продолжительность – не более 3 месяцев.

Встречная проверка является элементом выездной или камеральной налоговой проверки либо дополнительной мерой налогового контроля.

О «глубине» повторной выездной налоговой проверки

Автор: Ермошина Е. Л., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Согласно п. 4 ст. 89 НК РФ предметом выездной налоговой проверки (ВНП) является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. В силу положений п. 5 ст. 89 НК РФ инспекторы не вправе в рамках ВНП проверять дважды один и тот же период по одному и тому же налогу.

При этом п. 10 указанной статьи допускает проведение повторных ВНП, при назначении которых положения п. 5 не действуют.

В каких случаях проводится повторная ВНП? Можно ли при повторной ВНП, осуществляемой в случае представления налогоплательщиком «уточненки», проверять период, превышающий три календарных года, предшествующие году вынесения решения о ее проведении? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете далее.

Налоговый кодекс о повторной ВНП

Понятие повторной ВНП и особенности ее проведения даны в п. 10 ст. 89 НК РФ.

Повторной выездной налоговой проверкой налогоплательщика признается проверка, проводимая независимо от времени осуществления предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период (абз. 1).

При проведении повторной выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной проверки (абз. 3).

Повторная ВНП налогоплательщика может проводиться (пп. 1 и 2):

вышестоящим налоговым органом – в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку;

налоговым органом, ранее проводившим проверку, на основании решения его руководителя (заместителя руководителя) – в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. В рамках этой повторной ВНП проверяется период, за который представлена уточненная декларация.

Следует отметить, что пп. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ корреспондируется с абз. 3 п. 4 ст. 89 НК РФ, согласно которому в случае представления налогоплательщиком уточненной декларации в рамках соответствующей ВНП проверяется период, за который представлена эта «уточненка».

Из совокупности и взаимосвязи вышеприведенных норм следует, что в случае подачи налогоплательщиком «уточненки» с суммой налоговых обязательств к уменьшению по сравнению с ранее заявленными обязательствами за период, который уже подлежал ВНП, налоговый орган наделен правом проведения повторной ВНП исчисленных в корректировочной налоговой декларации сумм налоговых обязательств на предмет их обоснованности, документальной подтвержденности и достоверности.

Обратите внимание: плательщикам налога на прибыль необходимо учитывать правовую позицию, выраженную в Постановлении Президиума ВАС РФ от 16.03.2010 № 8163/09 по делу № А44-23/2009. Налоговые органы вправе проводить по основанию, предусмотренному пп. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ, повторные ВНП в случае представления налогоплательщиком уточненной декларации по налогу на прибыль, в которойувеличена сумма первоначально заявленного убытка. При этом предметом такой проверки могут быть только данные, которые изменялись налогоплательщиком либо связаны с указанной корректировкой (см. Письмо ФНС России от 03.09.2010 № АС-37-2/10613@).

О правомерности проведения повторной ВНП после камеральной проверки «уточненки»

Как правило, к моменту назначения повторной ВНП уточненная налоговая декларация уже проверена в рамках камеральной налоговой проверки.

В связи с этим в судебной практике есть примеры, когда налогоплательщики оспаривают правомерность проведения повторной ВНП, настаивая на том, что ее назначение является, по сути, пересмотром выводов ранее проведенной камеральной проверки.

Что по этому поводу думают судьи? Начнем с Определения КС РФ от 08.04.2010 № 441-О-О, где говорится следующее.

Пункт 1 ст. 89 НК РФ предусматривает, что ВНП проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Данная норма предполагает и иной вариант проведения ВНП: в случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения ВНП, она может проводиться по месту нахождения налогового органа. Однако это не означает, что при проведении ВНП по месту нахождения налогового органа такая налоговая проверка по своим параметрам и предназначению совпадает с камеральной проверкой.

К сведению: ВНП ориентирована на выявление тех нарушений налогового законодательства, которые не всегда можно обнаружить в рамках камеральной проверки.

Из смысла приведенной нормы следует, что ВНП ориентирована на выявление тех нарушений налогового законодательства, которые не всегда можно обнаружить в рамках камеральной проверки: для их выявления требуется углубленное изучение документов бухгалтерского и налогового учета, а также проведение ряда специальных мероприятий контроля, например, осмотра (ст. 92 НК РФ) и выемки документов и предметов (ст. 94 НК РФ). Как правило, именно в рамках ВНП выявляются и нарушения, обусловленные злоупотреблениями налогоплательщика в налоговой сфере, стремлением уклониться от налогообложения.

Камеральная же налоговая проверка, по смыслу п. 1 ст. 88 НК РФ, является формой текущего документального контроля за соблюдением налогового законодательства, который проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. В отличие от ВНП, она нацелена на своевременное выявление ошибок в налоговой отчетности и оперативное реагирование налоговых органов на обнаруженные нарушения, что позволяет смягчить для налогоплательщиков последствия от неправильного применения ими налогового закона.

Читайте также:
Гарантийное письмо при регистрации ООО: образец и нужно ли оно

В Определении КС РФ от 25.01.2012 № 172-О-О указано, что механизм регулирования налогообложения должен обеспечивать полноту и своевременность уплаты налогов и сборов и одновременно правомерный характер связанной с их взиманием деятельности уполномоченных органов и должностных лиц. Данное обстоятельство не исключает возможности проведения выездной проверки в отношении налогоплательщика по налоговым периодам, которые уже являлись объектом налогового контроля посредством камеральной проверки.

Итак, выездная налоговая проверка не будет повторной по отношению к камеральной проверке (см. Постановление АС УО от 20.11.2014 № Ф09-7665/14 по делу № А60-6022/2014).

Выездная проверка может проводиться по тому же налогу и за тот же период, за который налогоплательщиком сдана налоговая декларация и в отношении которой проведена камеральная проверка, независимо от ее результатов (см. Постановление АС ПО от 09.02.2017 № Ф06-16482/2016 по делу № А65-1872/2016), даже если решение по итогам «камералки» признано судом недействительным (см. Определение КС РФ от 10.03.2016 № 571-О (приведено в п. 8 Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах КС РФ и ВС РФ, принятых в первом полугодии 2016 года по вопросам налогообложения, который ФНС направила Письмом от 07.07.2016 № СА-4-7/12211@)).

Обратите внимание: отметим, что вышеперечисленные судебные акты, подтверждающие правомерность проведения ВНП после камеральной проверки, вынесены в отношении «первичной» ВНП. Однако выводы, которые сделаны в этих актах, можно распространить и на ситуацию, когда после «камералки» проводится повторная ВНП. Например, АС МО в Постановлении от 12.09.2017 по делу № А40-230080/2016 подчеркнул, что проведение инспекцией повторной ВНП после камеральной не может рассматриваться в качестве пересмотра установленных в ходе камерального контроля обстоятельств, поскольку законодательно две формы проверок имеют различное значение при администрировании налогоплательщиков и не взаимосвязаны между собой.

Проверяемый период в ходе повторной ВНП может превышать три предшествующих календарных года…

При анализе п. 10 ст. 89 НК РФ можно сделать вывод, что эта норма предусматривает как общее правило, устанавливающее предельный период, за который может быть проведена повторная ВНП (абз. 3), так и исключение из него (абз. 6):

при проведении повторной ВНП может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о ее проведении (общее правило);

в рамках повторной ВНП в случае представления налогоплательщиком «уточненки», в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного, проверяется период, за который представлена эта «уточненка» (исключение из общего правила).

Налоговым кодексом не установлены предельный срок представления уточненной налоговой декларации, а также предельный срок для назначения повторной ВНП налогоплательщика в связи с представлением им уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного (Письмо Минфина России от 19.04.2013 № 03-02-07/1/13473).

К сведению: в рамках повторной ВНП, проводимой согласно пп. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ, проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация, в том числе если указанный период находится за пределами трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Аналогичный подход можно встретить и в арбитражной практике. См., к примеру, постановления АС ДВО от 15.06.2015 № Ф03-2384/2015 по делу № А51-213/2015, ФАС ЗСО от 19.03.2013 по делу № А27-14195/2012, ФАС ВСО от 16.07.2013 по делу № А33-11526/2012 (Определением ВАС РФ от 08.11.2013 № ВАС-15070/13 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС).

Например, СКЭС ВС РФ в Определении от 16.03.2018 № 305-КГ17-19973 по делу № А40-230080/2016 (далее – Определение № 305-КГ17-19973) указала следующее.

Проверяемый в ходе повторной выездной налоговой проверки период может превышать три календарных года, предшествующие году, в котором вынесено решение о проведении соответствующей налоговой проверки. При этом Налоговым кодексом не ограничено право налогоплательщиков на представление уточненных налоговых деклараций за период, выходящий за пределы трехлетнего срока. Следовательно, возможность проведения налоговой проверки за пределами указанного срока согласно абз. 6 п. 10 ст. 89 НК РФ соответствует принципам и целям налогового регулирования и не нарушает баланс частных и публичных интересов.

Налогоплательщик не ограничен каким-либо сроком в праве подачи уточненной декларации, и согласно абз. 3 п. 4 ст. 89 НК РФ в случае ее представления в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена «уточненка» (в части внесенных уточнений). Данное правило исключает применение трехлетнего ограничения на «глубину» проведения выездной проверки, установленного абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ.

…но соответствовать при этом разумным срокам

Отметим, что в деле, которое рассматривалось в вышеупомянутом Определении № 305-КГ17-19973, налогоплательщик оспаривал правомерность назначения повторной ВНП, которая, по его мнению, должна соответствовать разумным срокам (а не спустя 1 год 10 месяцев после представления в налоговый орган уточненной декларации по налогу на прибыль).

В данном вопросе высшие арбитры поддержали налогоплательщика.

К сведению: несмотря на то, что возможность проведения налоговой проверки за пределами трехлетнего срока соответствует принципам и целям налогового регулирования, это не означает, что в случае подачи налогоплательщиком уточненной декларации повторная выездная проверка может быть инициирована налоговым органом в любое время – без учета разумности срока, прошедшего с момента подачи «уточненки».

В силу принципа правовой определенности налогоплательщики должны иметь возможность в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, прежде всего в том, что касается размера налоговой обязанности, полноты и правильности ее исполнения.

Читайте также:
Больничный лист по совместительству: расчет, оплата и начисление

При оценке разумности срока назначения повторной выездной проверки должны учитываться все обстоятельства, имеющие отношение к обеспечению баланса частных и публичных интересов.

Бремя доказывания обстоятельств, позволяющих сделать вывод о разумности срока назначения повторной выездной проверки, лежит на налоговом органе.

К сведению: высшие арбитры в Определении № 305-КГ17-19973 перечислили некоторые обстоятельства, которые должны учитываться при оценке разумности срока назначения повторной ВНП:

существование у налогового органа при должной организации контрольной работы возможности по своевременному выявлению обстоятельств хозяйственной деятельности налогоплательщика, указывающих на необоснованность изменений в исчислении налога, заявленных в уточненной декларации;

способность налогоплательщика, в случае проведения повторной ВНП, обеспечить защиту своих прав по прошествии установленного п. 1 ст. 23 НК РФ четырехлетнего срока хранения документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов;

наличие или отсутствие в действиях налогоплательщика признаков противодействия налоговому контролю (представление налоговому органу недостоверных и (или) неполных документов и т. п.).

Итак, в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного, налоговые органы вправе проводить повторную ВНП, даже если в отношении «уточненки» проводилась камеральная проверка.

В рамках повторной ВНП проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация, в том числе если указанный период находится за пределами трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

При этом срок от момента представления «уточненки» до момента начала повторной ВНП должен находиться в разумных пределах.

Сравнение выездных и камеральных налоговых проверок: 10 основных отличий

Автор: Вадим Чимидов руководитель Департамента налоговой практики и арбитражных споров (WiseAdvice Consulting Group)

Сравнение выездных и камеральных налоговых проверок: 10 основных отличий

Автор: Вадим Чимидов
руководитель Департамента налоговой практики и арбитражных споров (WiseAdvice Consulting Group)

Государственный контроль за уплатой налогов и соблюдением налогового законодательства осуществляется при помощи налоговых проверок. Из года в год проверки налоговой ужесточаются, контроль автоматизируется, однако основные виды налоговых проверок – камеральная и выездная – остаются практически неизменными.

Мы провели сравнительный анализ выездной и камеральной налоговой проверки по 10 самым существенным критериям.

Сравнение выездной и камеральной налоговой проверки показало, что, несмотря на их общую цель – изучение правильности исчисления и уплаты налогов, – между ними имеются существенные различия.

Все выявленные нами отличия камеральной и выездной налоговой проверки приведены в наглядных таблицах.

Отличие № 1. Основание для проверки

Первое отличие камеральной проверки от выездной состоит в том, что все компании без исключения регулярно проходят «камералки», так как сдают декларации по итогам налогового периода. То есть какого-то особого основания для начала «камералки» не требуется.

Выездная проверка, напротив, проводится, как правило, когда организация теми или иными своими действиями вызвала интерес инспекторов и попала в план выездных проверок.

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

Отличие № 2. Что проверяют

Камеральные и выездные проверки ИФНС проводит для проверки своевременности сдачи, правильности расчета и уплаты налогов. При этом «камералки» – это текущий контроль, необходимый для внесения необходимых корректировок. Выездная проверка предполагает уже глубокое изучение деятельности компании для выявления серьезных недочетов, схем ухода от налогов и даже признаков налогового преступления.

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

Выездные проверки бывают тематическими, т.е. направленными на проверку одного налога, и комплексными, когда проверяются все налоги. Но в связи с тем, что каждый налоговый орган участвует в своем негласном рейтинге по выполнению определенного KPI (по доначислениям), и в этом показателе доначисления по тематическим проверкам не учитываются, то ИФНС, как правило, выходит «на дело» с комплексной выездной проверкой.

По сути, может быть так, что 31 декабря 2017 года выносится решение о проведении проверки ООО «Ромашка» за 2014–2016 годы. А 1 января 2018 года выносится решение о выездной проверке этой же компании, но уже за 2017 год. Итого инспекция абсолютно правомерно проверяет четыре года подряд.

Отличие № 3. Место проведения

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

В рамках камеральной проверки могут проводиться мероприятия налогового контроля, которые позволяют прийти в организацию, например, осмотр. Более того, в рамках осмотра налоговикам предоставлено право проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика. То есть, по сути, даже в рамках камеральной налоговой проверки в компанию может явиться инспектор, осмотреть склад и пересчитать все, что есть на этом складе.

Отличие № 4. Срок проверки

Камеральные и выездные налоговые проверки имеют установленные законом сроки проведения.

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

Данный срок является пресекательным, то есть не может быть продлен.

Перечень оснований для продления проверки приведен в Приложении N 6 к приказу ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@ . Например, при наличии обособленных подразделений, отнесение компании к категории крупнейших, непредставление в срок запрошенных в ходе выездной проверки документов и т.д.

К сожалению, данный перечень является открытым, поскольку одним из его пунктов являются «иные основания». Среди «иных» оснований могут быть: наличие большого количества контрагентов, взаимоотношения компании с которыми также надо проверить, необходимость перевода документов с иностранных языков на русский, необходимость истребования документов в государственных органах, в банках и др. Соответственно, на этот срок проверка может быть приостановлена. Приостановок и возобновлений в рамках одной выездной проверки может быть несколько, однако общий срок приостановки выездной проверки не может превышать 6 месяцев.

Читайте также:
Исправления в больничном листе работодателем: образец, как внести

Как правило, ИФНС приостанавливает проверку на новогодние, майские праздники, так как на территории организации находиться нельзя, а двухмесячный срок проверки идет. Чтобы не терять время, налоговики приостанавливают проверку на эти дни. Также к приостановлению налоговики прибегают при встречных проверках, когда запрашивают документы у контрагентов проверяемой компании. Для того чтобы «тормознуть» выездную проверку, выносится решение о приостановлении проверки, а потом – о ее возобновлении.

Приостановка выездной проверки возможна исключительно по инициативе инспекции. Во время приостановления есть полное право не пускать инспекторов на территорию компании для проведения мероприятий налогового контроля.

Отличие № 5. Периодичность проверки

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

Повторная выездная проверка проводится по инициативе Управления ФНС и направлена на контроль действий налоговой инспекции, которая проводила «первичную» проверку. Повторные проверки чаще всего назначают тогда, когда у руководства УФНС есть подозрения о наличии коррупционных взаимоотношений между инспектором, который проводил проверку, и организацией.

Отличие № 6. Кто проверяет

Камеральные и выездные проверки проводит ИФНС, но есть нюансы.

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

В случае, если из правоохранительных органов пришла информация о том, что, возможно, в действиях организации есть состав налогового преступления, то полиция и следственные органы обязательно будут привлечены к участию в выездной проверке такой организации. При этом официальным инициатором проверки будет ИФНС.

«Силовиков» приглашают поучаствовать в выездной проверке, когда у самой инспекции в ходе предпроверочного анализа появились подозрения, что компания использует схемы ухода от налогов, а сумма неуплаченных налогов тянет на преступление по одной из «налоговых» статей Уголовного кодекса РФ.

Также сотрудники полиции могут привлекаться для конкретных мероприятий в рамках выездной проверки – допросов, осмотров, проведения выемки и др., вплоть до вручения акта выездной проверки в целях обеспечения безопасности сотрудников ИФНС.

Отличие № 7. Мероприятия налогового контроля

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

Даже в рамках камеральной налоговой проверки налоговики могут проводить осмотры, например, при «камералке» по прибыли.

Представим ситуацию: компания приобрела мега-дорогое оборудование. Полгода начисляла на него амортизацию, а потом вдруг разом списала его в расходы, ссылаясь на то, что оборудование сломалось и лежит «мертвым грузом» на складе. В таком случае инспекция обязательно захочет наведаться с осмотром на склад, а результаты своего визита оформит протоколом осмотра.

Отличие № 8. Оформление итогов

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

Если речь идет о камеральной проверке деклараций по НДС, где налог заявлен к возмещению, то в случае успешного прохождения проверки ИФНС пришлет компании «бумагу» – решение о возмещении.

Отличие № 9. Последствия проверки

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

Отличие № 10. Средняя сумма доначислений*

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

*Данные по итогам первого полугодия 2018 года – см. Отчет по форме № 2-НК по состоянию на 01.07.2018 на сайте ФНС России nalog.ru.

Итак, мы рассмотрели камеральные и выездные налоговые проверки. Разобрались, чем отличается камеральная проверка от выездной.

По нашему мнению, существует еще одно важное отличие камеральной проверки от выездной: возможность избежать проверки.

  • Не существует законной возможности избежать камеральной налоговой проверки, так как, если вовремя не сдать декларацию, инспекция пришлет требование, после чего будет штраф, блокировка счета и другие неприятные последствия. Так что декларации на «камералки» компаниям безопаснее сдавать в срок.
  • Единственный надежный способ избежать выездной налоговой проверки – стать невидимкой для ИФНС. Работать в рамках закона, не выбиваться из нормативов по налоговой нагрузке и рентабельности, не иметь дел с откровенными «однодневками». Тщательно подготавливать документы по сделкам, которые потенциально могут заинтересовать ИФНС. И многое-многое другое.

Мы заботимся о том, чтобы наши клиенты спокойно занимались бизнесом, а не жили в постоянном страхе перед выездной налоговой проверкой и многомилионными доначислениями.

Опять проверка!

Все, кто хоть краем причастен к финансам компании, согласятся: налоговая проверка — не самая приятная вещь в жизни. Особенно если она происходит для вас впервые. Все мои знакомые руководители фирм чувствовали себя нашкодившими мальчуганами, которым вот-вот грозит выговор в кабинете у завуча. Даже у многих бухгалтеров-отличников при ее упоминании начинают трястись руки — ведь именно им достается от начальства, если проверяющие находят ошибки в документах. Ну а руководители и подавно на дух не переносят визиты налоговиков. И не важно — предупреждали они о своем визите или нет. Но все-таки налоговая проверка не так страшна, как ее все рисуют, а в большинстве случаев она является совершенно обычным делом.

Виды проверок и когда их ожидать

Во-первых проверки бывают плановыми и внеплановыми. Плановые проверки проводятся раз в три года, а первую из них следует ждать на третий год существования компании или ИП. Исключением являются проверки после ликвидации компании или ИП — их могут проводить вне зависимости от времени последнего визита налоговиков. Такой визит товарищей из инспекции хорош тем, что о нем Вас гарантированно предупредят и честно скажут, какие именно документы нужно предоставить. Ровно за три дня до часа Х почтальон принесет письмо с приказом. Не слишком много времени на подготовку, но как минимум сможете собрать в кулак все силы и выпить накануне вечером валерьянки. И то неплохо. Самое главное — помните, что от плановой проверки никто не защищен. Ее проведение совершенно не значит, что Вы набедокурили или Вас заочно обвинили во всех возможных налоговых нарушениях.

Читайте также:
Как открыть ИП через МФЦ - пошаговая инструкция + документы

Выездные и камеральные проверки

В зависимости от места проведения, плановая проверка может быть выездной или камеральной. При выездной сотрудники налоговой приходят к Вам в офис и прямо на месте изучают архив документов за последние три года. Помимо этого они имеют право осмотреть помещение, склады и производства, чтобы проверить, весь ли товар и оборудование отражено в документах. Процедура по закону не должна занимать больше 2 месяцев. Но в особых случаях все может затянуться и на полгода. Например, если у фирмы множество филиалов или у инспекторов появилось информация, что бюджет все-таки недополучает от Вас деньги. Тогда сотрудники начнут “копать глубже” и уделять больше внимания мелочам. Правда, такое случается очень и очень редко. Еще процесс могут “поставить на паузу” до 6 месяцев, если нужно провести экспертизу, получить данные от заграничных партнеров или перевести на русский язык документы. А обычной компании средних размеров без иностранного капитала можно даже не переживать о затягивании сроков.

Вы имеете полное право присутствовать при каждом этапе выездной проверке и особенно — при осмотре имущества фирмы. Не бойтесь задавать инспекторам встречные вопросы и уточнять информацию. Это подарит вам ощущение частичного контроля над ситуацией и поможет легче справиться с происходящим. При осмотре обязаны присутствовать понятые, а в итоге будет составлен подробный протокол. Сотрудники налоговой могут делать фотографии или записывать видео — данное право у них есть по закону.

Естественно, постоянное пребывание гостей из налоговой мало кому понравится. Небольшим фирмам и ип в этом плане повезло: если в офисе и без них едва хватает всем места, то Вам предложат отвезти все документы прямиком в налоговую, отправить копии почтой или передать в цифровом виде через интернет. Можете выдохнуть — в таком случае проверка станет камеральной, а значит посторонние не будут мешать нормальной работе офиса. Как только проверка началась, Вы уже никак не сможете повлиять на ее результаты. Постоянно держите эту мысль в голове, чтобы не тратить силы на пустые переживания. Даже если в ходе проверки выявят нарушение, то это может стать для Вас достойным стимулом перестать скрывать свой реальный доход, подумать о частичной смене персонала или внимательней следить за документацией в стенах офиса.

Внеплановые проверки

Вот с внеплановой проверкой все намного сложнее и опаснее. Она как нелюбимая теща — может в любой день оказаться на Вашем пороге. И не важно, насколько давно у Вас побывал прошлый отряд бравых налоговиков. Бывали даже случаи, что инспекторы наведывались в компанию уже через месяц после плановой проверки. Никакие гадания на кофейной гуще и звонки в инспекцию не помогут Вам узнать день и время нежданных гостей. Но даже такую непостоянную вещь, как погода можно предугадать по небольшим подсказкам от самой природы. Так же и здесь — есть несколько верных признаков того, что деятельностью Вашей фирмой могут заинтересоваться в ближайшее время. Если сошелся хоть один из них, то в скором времени к Вам вероятно пожалуют гости в черных костюмах и с чемоданчиками, где хватит места на все Ваши ошибки.

  1. Вы провели слияние, реорганизацию, поглощение или же ликвидировали фирму;
  2. Фирма не первый год тратит много, а зарабатывает — мало;
  3. По документам компания давно приносит одни убытки, но продолжает существовать;
  4. Продаете товары по сильно заниженным или завышенным ценам;
  5. Ваши программисты, бухгалтера и менеджеры получают официальные зарплаты чуть выше минимума, установленного законом;
  6. Ваши основные поставщики или клиенты недавно попались на налоговых преступлениях;

Любой человек может сообщить в налоговую о том, что в Вашей компании скрывают реальный доход и нарушают налоговое законодательство. В таком случае он становится свидетелем, чьи показания заносятся в протокол. Как Вы догадались, его показания тоже станут веским поводом провести в компании внезапную проверку проверку.

Если забаррикадируетесь в собственном офисе и откажетесь впускать инспекторов внутрь, то наказание все равно настигнет Вас. Сотрудники налоговой составят акт, по которому они сами выставят предполагаемую сумму налогов, которые Вы должны будете заплатить. При расчете воспользуются всей доступной им информацией, а также могут взять за пример данные компаний, похожих на Вашу.

Выборочные и комплексные проверки

Не всегда налоговой интересна вся документация Вашей компании. Если сотрудники налоговой решили копать только в одном направлении и проверить, скажем, правильность начисления НДС, то зовите это выборочной проверкой. Как Вы сами догадались, комплексная — это когда проверяют весь архив документов без всяких исключений.

Встречные проверки

Чтобы лучше описать суть данных проверок, я приведу один очень простой пример. Компания “Первая” привлекла внимание налоговиков, которые выяснили, что те постоянно покупают апельсины по сильно заниженным ценам. Чтобы доказать нарушение, заодно проверили их главного поставщика — компанию “Вторая”. После проведения во “Второй” встречной проверки нашли документы с совершенно другими ценами на апельсины. В итоге “Первой” пришлось расстаться с приличной суммой денег, а “Вторую” в скором будущем будет ждать собственная проверка.

Читайте также:
Идет ли трудовой стаж у ИП для получения пенсии, как считается стаж

Повторные проверки

Только Вы пережили выездную налоговую проверку, как пришли плохие новости — к Вам скоро пожалует еще одна, повторная. Не надо паниковать и рвать на себе волосы! Уплату налогов за последние три года по закону могут проверить только один раз. И не более. При повторном визите проверять будут уже не Вас, а работу сотрудников инспекции. Это обязаны делать совершенно другие люди. Если они выявят новые нарушения, то “получат по шапке” проводившие первоначальную проверку, а не Вы. Но встречается и немного другой вид повторных проверок. Они происходят, когда после визита инспекторов Вы подаете уточнительную декларацию с меньшей суммой налогов. Тогда процесс проходит как обычно — Вас проверяют и в случае нарушений наказывают рублем.

Последствия

По любой проверки Вам выдается справка о ее завершении. После указанной даты сотрудники налоговой не имеют права находится у Вас в офисе и требовать дополнительные документы — смело указывайте им на дверь. В течении следующих 2 месяцев Вам пришлют подробный акт, где укажут все нарушения и как их можно устранить. Прошли проверку на “отлично”? Из налоговой все равно придет акт, но только с описанием всех действий по проверке, которые совершили инспекторы.

В течении 5 дней после получения, акт должен подписать руководитель фирмы. Если некоторые пункты показались Вам неправомерными, то стоит поспешить — на обжалование у Вас есть только 1 месяц. Внимательно просмотрите список нарушений. Если хоть одно из не подкреплено соответствующей статьей из кодекса, то есть реальная возможность его обжаловать и избежать лишних трат. Если выявленные налоговиками ошибки совершил сотрудник фирмы, то Вы в праве его дисциплинарно наказать. Но это уже полностью остается на Ваше усмотрение.

Согласны со всеми перечисленными в акте нарушениями? Пора переходить к оплате. Очень не советую игнорировать сроки, ведь сумма будет расти как снежный ком, обрастая штрафами и пенями. Чтобы не ставить под угрозу благополучие фирмы, оплатите все в срок и хорошо подумайте над тем, как избежать подобных ошибок в будущем.

Меры предосторожности

Не зря говорят: кто платит налоги, тот спит спокойно. Сэкономленные на уклонении суммы могут радовать сегодня, но при этом Вы рискуете уже завтра потерять в разы больше. Но безупречного порядка в документах и полностью прозрачной деятельности не всегда бывает достаточно. Вот несколько главных совета, которые помогут не привлекать лишнее внимание налоговой к Вашей фирме:

  1. Не сотрудничайте с компаниями-однодневками. Да, легче сказать, чем сделать, но старайтесь по максимуму проверять всех новых контрагентов. Если налоговая поставит под сомнение их деятельность, то все Ваши договоры с ними могут внимательно проверить.
  2. Наймите хорошего аудитора. Он будет выявлять все допущенные ошибки еще до того, как они попадут в поле зрения налоговиков.
  3. Выплачивайте сотрудникам только “белую” зарплату. Серьезно, кто поверит, что Ваш главный программист получает 15 тысяч рублей в месяц?
  4. Не принимайте участие в чужих махинациях, чтобы помочь партнерам сэкономить на уплате налогов. Помните — тайное всегда становится явным. При раскрытии таких схем, нить доказательств обязательно приведет в Ваш офис.

Налоговые проверки: как и когда они проводятся

Незнание закона не освобождает от ответственности. Будьте готовы к проверкам налогов со стороны ФНС, а мы расскажем об их видах, порядке процедуры и санкциях, которые могут последовать при несоблюдении налогового законодательства.

Выездные и камеральные налоговые проверки: как они проходят, и чего стоит бояться

Глобально налоговые проверки ФНС делятся на два вида: выездные и камеральные. Камеральные проводятся в самом здании налогового органа и занимают около 3 месяцев. Отсчет начинается с момента подачи декларации о доходах налогоплательщиком.

Выездные проверки проводятся только с разрешения руководителя налогового органа. К ним прибегают при реорганизации/ликвидации юрлица или после подачи уточняющей декларации (но только в том случае, если сумма налога в ней меньше ранее заявленной).

Обратите внимание! На время эпидемии коронавируса федеральная налоговая служба отказалась от организации выездных проверок. Полгода — критический срок, на который налоговая согласна отложить инспекцию, но уже идущие проверки планируется завершить.

При проведении выездной налоговой проверки вы обязаны предоставить помещение, в котором сотрудники службы будут изучать документацию. Они также могут провести инвентаризацию офиса/производства, опросить сотрудников вашего предприятия. При проведении инвентаризации рядом с налоговиками должно присутствовать двое понятых минимум.

Если во время изучения сотрудники налоговой наткнутся на документы, которые нарушают законодательство РФ, они вправе изъять их для более детального изучения или в качестве доказательства правонарушения. Вся эта процедура может длиться до полугода, но, как правило, налоговикам хватает 2 месяцев.

Какие документы изучает налоговая?

Зависит от того, насколько вы ее «разозлили», что послужило поводом для проведения проверки. Всего существует два сценария, по которым действует налоговая:

  • комплексный/сплошной. Затрагивает абсолютно все документы организации без каких-либо ограничений. Первичные документы, чеки, трудовые договоры, договоры с контрагентами и т. д.;
  • выборочный. При выборочной проверке ФНС изучаются только те документы, которые относятся к исчислению тех или иных видов налогов. Например, налог на прибыль организации или налог на добычу полезных ископаемых.

Существуют также целевые проверки, они проводятся тогда, когда есть подозрения на нарушения в определенном виде финансово-хозяйственной деятельности. В качестве самостоятельной инспекции целевые проверки используются редко. Как правило, они входят в состав выборочных.

Что может послужить причиной для налоговой проверки в 2020 году?

Налоговые проверки носят нерегулярный характер и могут применяться к любым предприятиям независимо от их возраста. То, что налоговая не трогает предприятия младше 3 лет, — всего лишь миф. Всего существует 4 причины внимания федеральной налоговой службы к вашей компании (остальные исходят из них):

  • несоответствие данных статистике. Сотрудники изучают сумму налогов, уплачиваемую компаниями аналогичной отрасли в аналогичном районе. Если вы значительно отличаетесь от конкурентов в меньшую сторону, ФНС может инициировать проверку;
  • затянувшаяся убыточность/нулевая рентабельность. Фирма, которая не получает прибыли, не отчисляет государству налоги. Подозрения возникнут, если компания работает в убыток аномально долго — несколько отчетных периодов;
  • низкая зарплата сотрудников. Работники налоговой понимают, что человек не может прожить на МРОТ. Если сотрудники работают полный рабочий день, имеют МРОТ (или ниже), но не увольняются — они получают зарплату в конвертах. К вам нагрянут с проверкой;
  • сомнительные контрагенты. Ненужные сделки с сомнительными контрагентами указывают на то, что вы специально завышаете расходы, чтобы уменьшить кол-во отчисляемых налогов в декларации. Сотрудники ФНС заметят это, особенно если в отношении данного контрагента уже были подозрения.

Вы не можете предсказать, когда налоговики инициируют проверку. Если вы работаете прозрачно, этого может никогда не случиться. Ниже мы расскажем, как сделать свой бизнес максимально прозрачным для ФНС и избежать неприятностей.

Как в 2021 году не попасть под выездную налоговую проверку

От выездной налоговой проверки не застрахован никто. Даже работающий строго «по букве закона» бизнесмен понимает, что выездная налоговая проверка его предприятия имеет риски доначисления налогов, пеней и штрафов, по статистике в 98 % случаев так и происходит. Но даже если проверка пройдет удачно и учет велся идеально, серьезная нервотрепка будет обеспечена. Логично, что все стараются ее избежать и лишний раз не попадать под прицел контролеров.

Выездная проверка проводится за три года, предшествующих ее началу (ст. 89 НК РФ). Так в 2021 году инспекторы в рамках выездных контрольных налоговых мероприятий вправе проверить у вас 2018, 2019 и 2020 годы, а также месяцы текущего года до ее начала. Например, если проверку назначили на ноябрь 2021 года, то контролеры уполномочены проверить учет за 2018–2020 годы и январь-октябрь 2021 года.

Чтобы выездная налоговая проверка началась, выносится соответствующее Решение руководителя ИФНС по месту регистрации фирмы или по месту прописки ИП. Разберемся, как не спровоцировать своими действиями выездную налоговую проверку, какие изменения в законодательстве произошли и какие планируются, а также традиционно примеры из практики и полезные советы.

Распространенные заблуждения

Бытует мнение, что новые компании и ИП первые 3 года работы не проверят, то есть делай, что хочешь, с высокой долей вероятности выездной проверки не будет. По факту контролеры могут принять решение провести проверку в отношении любой фирмы и предпринимателя, в любое время, если благодаря комплексному анализу данных они предполагают, что можно собрать больше денег в бюджет. Причем анализ этот производится в основном в автоматическом режиме с использованием качественного программного софта ФНС. Так что бизнесмены-новички от проверки вовсе не застрахованы, особенно если решат участвовать в незаконных схемах или проводить через себя операции по обналичке.

Ошибочно считать, что смена юридического адреса фирмы и перевод в другую ИФНС поможет уклониться от выездной проверки. Способ не сработает. Сейчас невозможно сменить адрес до тех пор, пока не пройдет назначенная выездная проверка.

Еще один миф, что инспекторы гарантированно проведут выездную проверку, если к ним поступила тревожная информация о налогоплательщике из банка, полиции, прокуратуры, трудинспекции и т.д. К сообщениям из других ведомств контролеры действительно прислушиваются в рамках межведомственного взаимодействия (Соглашение ФНС РФ и Роструда № ММВ-23-2/24@ от 25.11.2016 года). Но одного только поступления сигнала из соседнего ведомства недостаточно для инициирования выездной проверки. ФНС в первую очередь волнуют нарушения связанные с оплатой налогов и страховых взносов, то есть собственные интересы.

Также ошибочным считается, что у ИП получится избежать проведения выездной налоговой проверки, если до ее начала он успеет сняться с учета. Этот финт не пройдет. Ликвидированное ООО налоговики действительно проверить уже не смогут, т.к. юридическое лицо, в отношении которого планируется проверка, уже не существует и исключено из реестра без правопреемства. Но в отношении ИП применяются другие правила. ФНС разрешается проверять работу предпринимателя как в процессе снятия с учета, так и в течение трех лет после ликвидации коммерческой деятельности.

Учитывайте этот важный момент при ведении бизнеса через ИП, чтобы нежданная налоговая проверка не застала вас врасплох, поскольку предприниматель отвечает по долгам всем своим имуществом (включая личное).

Аналогично начало процедуры банкротства ООО не спасет от выездной налоговой проверки его. Статья 89 НК РФ не подразумевает исключений для проведения выездной налоговой проверки в период банкротства предприятия (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа № Ф01-5626/2014 от 29.12.2014 года).

Есть ли мораторий на выездные проверки в 2021 году

Нет, мораторий на выездные налоговые проверки в 2021 отсутствует. Не путайте плановые налоговые проверки ФНС и плановые проверки, которые проводят другие госорганы.

Правительство установило мораторий на проведение проверок постановлением № 1969 от 30.11.2020 года. Основную часть субъектов МСП не проверяют до конца 2021 года. Но запрет распространяется на плановые проверки Роспотребнадзора, Государственной Инспекции Труда, МЧС и другие неналоговые ревизии. Налоговых проверок указанные нормы не касаются и мораторий на них не действует.

Наоборот, для налоговиков созданы все условия для реализации проверок в нестабильной ситуации и в условиях пандемии (Федеральный закон № 248-ФЗ от 31.07. 2020 года «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», постановление Правительства № 1969 от 30.11.2020 года). В 2021 году выездные налоговые проверки могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи. В частной беседе специалисты Управления ФНС рассказали, что мораторий на налоговые проверки не планируется вводить в 2021-2022 годах, даже если будет наблюдаться резкое ухудшение эпидемиологической ситуации, иными словами ослаблять свою хватку ФНС точно не планирует.

Как в 2021 году ФНС выбирает претендентов на проведение выездной налоговой проверки

Инспекторы проводят выездную проверку с напутствием от начальства, что абсолютно у всех имеются схемы уклонения от уплаты налогов и любой предприниматель не доплачивает государству. Не секрет, что руководством ИФНС ставятся планы на то, какие минимальные доначисления контролеры должны собрать по результатам проверки. Сумма в 500 тыс. руб. сейчас считается легким испугом и крайне успешной выездной проверкой для налогоплательщика. Согласно официальной информации ФНС в 2020 году по результатам одной выездной проверки контролеры в среднем взыскивали с одной компании около 20 млн. руб.

По-хорошему профессиональный бухгалтер всегда находится в режиме боевой готовности. Ведь к проверке обычно приводят стратегические просчеты в налоговом планировании, применение устаревших или высокорисковых способов оптимизации налогообложения, сделки с сомнительными контрагентами, неправильно сданные отчета, несвоевременные платежи в бюджет, а также регулярные изменения в законодательстве, за которыми не всегда успевает проследить бухгалтерия и т.д.

Прежде чем инициировать визит, налоговики стараются выявить махинации на стадии предпроверочного анализа. В таком случае инспекторы до проверки активно запрашивают информацию у компании и ее партнеров, ищут однодневки в цепочках поставок, обнал и т.д. Официально установлено 12 критериев, по которым налоговики отбирают кандидатов на выездную проверку (приложение 2 к приказу ФНС № ММ-3-06/333@ от 30.05.2007 года «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»). Несложно догадаться, чем больше у вас их совпадет, тем выше вероятность прихода с проверкой нежданных гостей. А вот и сами критерии:

налоговая нагрузка ниже средней по отрасли;

убытки в течение 2-х лет подряд;

высокая доля вычетов НДС (более 89%);

расходы растут быстрее и не пропорционально росту доходов (налоговики будут искать искусственное занижение налогов из-за «лишних» затрат в учете);

среднемесячная заработная плата работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в регионе

частое приближение в лимитам, дающим право на применение спецрежимов (УСН, ПСН, ЕСХН);

расходы ИП максимально близки к сумме его дохода;

всевозможные посреднические сделки, в которых не прослеживается деловая цель;

непредставление документов и пояснений по запросам налоговой инспекции (особенно по НДС и налогу на прибыль);

смена места регистрации фирмы и миграция между ФНС;

существенное отклонение уровня рентабельности;

ведение деятельности с высоким налоговым риском (имеется ввиду подозрения на мнимые и фиктивные сделки и т.д.).

На самом деле налоговики анализируют деятельность по более 100 критериям риска, но перечисленные 12 считаются основными.

Как в оценке рисков выездной налоговой проверки поможет бухгалтерская программа 1С

Кстати, в программе «1С:Бухгалтерия 8», ред. 3.0 реализована самостоятельная проверка вероятности налоговой проверки. Программа в автоматическом режиме анализирует 12 показателей в вашей отрасли (например, средняя зарплата сотрудников) и сравнивает их с аналогичными показателями вашей базы данных. Найти обработку можно через раздел «Отчеты» -> группа «Анализ учета» -> «Оценка рисков налоговой проверки».

Информацию, полученную в этом отчете, нельзя считать 100% гарантирующей проведение выездной проверки или ее отсутствие, однако если бухгалтерская программа в автоматическом режиме обнаружила уязвимости в вашем учете есть повод над чем задуматься и пересмотреть в работе. Ну и конечно, чтобы отчет показал корректную информацию, должен качественно и своевременно вестись учет.

Как снизить риск проведения выездной налоговой проверки

Если от контролеров стало поступать много вопросов, то проведите самостоятельно внутренний аудит учета или пригласите для экспресс-аудита специалистов со стороны. Своевременное исправление ошибок, поможет избежать санкций и доначислений.

Тщательно проверяйте контрагентов, с которыми работаете, вовремя собирайте первичные документы от поставщиков и покупателей, проверяйте с помощью сервисов на сайте ФНС свою рентабельность, налоговую нагрузку и допустимую долю вычетов, вовремя отвечайте на письма и требования из ФНС и т.д.

Для оценки, как собственных рисков, так и рисков своих контрагентов на сайте ФНС ( nalog.gov.ru) доступны сервисы «Прозрачный бизнес», «Проверь себя и контрагента» и «Калькулятор по налогу налоговой нагрузки».

Можно ли отсрочить проведение выездной налоговой проверки, если главбух в отпуске

Нет, нельзя. В НК РФ не предусмотрена возможность переноса сроков выездной проверки из-за отпуска главбуха или вообще его отсутствия в организации (например, старый главный бухгалтер уволился, нового еще не приняли в штат). Более того, при назначении выездной налоговой проверки целесообразно оперативно отозвать главного бухгалтера из отпуска. Если это не представляется возможным, то за главного по финансам может выступить руководитель, либо иной сотрудник, назначенный приказом директора. Но отодвинуть срок проверки точно не удастся.

А есть ли вообще какие-то способы перенести выездную налоговую проверку или ее отменить

Если вы получили на руки Решение о начале проведения выездной налоговой проверки, то перенести срок ее начала не выйдет. Проверку может отсрочить только сама налоговая служба, например, из-за того что ей требуется собрать дополнительную информацию от контрагентов налогоплательщика.

Налоговики не проводят выездную проверку за периоды, которые контролировались в рамках налогового мониторинга, правда, тоже с нюансами. Проверка может состояться только в случаях: если налоговый мониторинг прекратился досрочно, компания не выполнила указания, которые получила от ФНС во время мониторинга, или подала уточненную декларацию за период, который налоговая контролировала.

Выездная проверка переносится или приостанавливается в результате ЧС, если на территории, где проводится контроль, случился потоп, наводнение, пожар или другие чрезвычайные происшествия.

В практике был случай, когда в легковом автомобиле, перевозившем документы на проверку в ИФНС, произошло внезапное короткое замыкание, приведшее к возгоранию транспортного средства, при этом водителю «чудом» удалось спастись. Правоохранительные органы не сумели доказать, что автомобиль моментально полностью сгорел вместе со всей первичкой и отчетностью злонамеренно. В результате выездная налоговая проверка была приостановлена, а компании дали приличный срок на восстановление утраченных документов, несмотря на то, что происшествие наводит на определенные мысли…

Что ИФНС не имеет права делать, проводя выездную проверку

Проверьте, не нарушаются ли ваши права, так инспекторы не могут проводить проверку:

если в Решении о начале выездной проверки нет подписи начальника ФНС или его заместителя. В этом документе указывается срок проверки, рабочая группа сотрудников инспекции, а также налоги и сборы, которые будут проверяться.

по одним и тем же налогам более двух раз в год, если проверяют один и тот же налоговый период. Больше двух месяцев (в особых случаях — до полугода), а с 1 июля 2021 года — больше 10 рабочих дней.

Выездная проверка с участием сотрудников полиции

Сам по себе факт наличия «маски-шоу» на выездной проверке введет в стрессовую ситуацию любого предпринимателя, причем статистика говорит о том, что проверки ФНС совместно с полицией позволяют пополнить бюджет на миллиарды рублей и результативность контрольных мероприятий кратно возрастает. Налоговики выходят на проверку вместе полицейскими, если предпроверочный анализ указал, на возможность наличия уголовных преступлений (ст. 198, 199 УК РФ).

Совместная с полицейскими проверка допускается даже из-за того, что инспекторы выявят у компании неблагонадежных по их мнению контрагентов (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа № А32-33703/2018 от 21.03.2019 года). Полный перечень оснований, дающих право налоговикам захватить с собой на проверку сотрудников правопорядка, указан в письме ФНС № АС-4-2/14007@ от 24.08.2012 года.

Следует понимать, что налоговая никогда не приходит на выездную с полицией внезапно, по опыту могу сказать прямо – если ваш бизнес вышел на достойные обороты не стоит экономить на профессиональных бухгалтерских услугах или часто менять специалистов финансовой службы. Иначе можно получить бардак в учете, который рискует и под «уголовку» попасть, а вы и не заметите. Например, ошибка бухгалтера стоимостью 5,5 млн. руб. привела к уголовной ответственности и «субсидиарке» (Определение Арбитражного суда Свердловской области № А60-59392/2016 от 20.05.2021 года).

Где посмотреть план выездных налоговых проверок

ФНС на официальном сайте nalog.ru публикует план выездных налоговых проверок только для определенных отраслей. Например, это касается игорного бизнеса. К остальным компаниям могут постучаться с инспекционным визитом в любой момент при наличии достаточных оснований, даже если заранее проверку не планировали. Контроль и надзор в сфере госрегулируемых видов деятельности осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 года.

Другие контролирующие органы ежегодно составляют план проверок, их проводят с определенной периодичностью, например, один раз в три года или пять лет. Налоговая служба план выездов для проверки исчисления и уплаты налогов не публикует, а отбор кандидатов ведется в течение всего налогового периода. Проверка назначается сразу после выявления достаточных оснований и выявления уязвимостей.

Что в планах у налоговой службы на 2022 год

В 2022 году планируется ужесточение обеспечительных мер, связанных с проведением выездных налоговых проверок.

Инспекторам хватит только предположения, что вы участвуете в схеме, чтобы применить обеспечительные меры, соответствующие поправки в НК РФ Минфин направил в Правительство. Так, ваше имущество смогут арестовать уже сразу после назначения выездной налоговой проверки. Цель новых поправок лишение возможности недобросовестных налогоплательщиков уйти от взыскания. На данный момент налоговики после решения по проверке вправе применить обеспечительные меры. Так, если они считают, что компания может скрыть имущество, то введут запрет на отчуждение активов (ст. 101 НК РФ).

Новые полномочия инспекторов сведут практически к нулю шансы не заплатить по выездной проверке. Вызывает опасение «лимит» обеспечительных мер — вероятно, налоговики будут формально определять объем имущества для ареста, и оспорить их решение вряд ли удастся. Для защиты активов придется быстрее реагировать на налоговые риски на стадии предпроверочного контроля и качественнее юридически структурировать бизнес.

Обеспечительные меры полностью отменят, только если по результатам проверки не выявят недоимку. Но компания сможет заменить арест имущества на другие меры — банковскую гарантию, залог ценных бумаг или поручительство.

Если такой подход будет принят, то налоговики смогут зафиксировать и наложить обременение на имущество должника, которого подозревают в недобросовестности, в начале проверки. По сути, выход инспекторов на выездную налоговую проверку будет означать, что бизнесмен «попал» и пока контролеры не взыщут все, что не доплачено в бюджет, отвязаться от них не получится.

Об одновременном проведении выездной и камеральной проверок

Комментарий эксперта журнала «Нормативные акты для бухгалтера» к Письму Федеральной налоговой службы № ЕД-4-2/4529 от 13.03.2014 «О проведении в одно время по одному налогу и за один налоговый период камеральной и выездной налоговой проверки»

В комментируемом письме специалисты налогового министерства дали положительное заключение на возможность одновременного проведения выездной и камеральной налоговых проверок, проводимых в отношении одного и того же налогового периода. В обоснование своих выводов налоговики указали, что камеральная и выездная налоговые проверки являются самостоятельными и отдельными формами налогового контроля. А по сему, невыявление налоговым органом в рамках проведения выездной налоговой проверки неправомерных действий налогоплательщика не исключает возможности установления и доказательства данных фактов в рамках проведения камеральной налоговой проверки.

Как результат, налогоплательщики за один и тот же налоговый период могут быть привлечены к абсолютно разной налоговой ответственности по результатам выездной и камеральной налоговых проверок. В этом случае им необходимо исполнить оба вступивших в силу решения. Дело в том, что выездная и камеральная налоговая проверка представляют собой самостоятельные и независимые формы налогового контроля. Именно поэтому невыявление налоговым органом в рамках проведения выездной налоговой проверки неправомерных действий налогоплательщика не исключает возможности установления и доказательства данных фактов в рамках проведения камеральной налоговой проверки, являющейся иной формой налогового контроля.

Проведение камеральной и выездной налоговых проверок правомерно

Данная позиция находит свое отражение и в судебной практике. Так, в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.07.2012 по делу № А19-19310/2011 судьи также указали, что проведение камеральной налоговой проверки во время выездной налоговой проверки не противоречит нормам Налогового кодекса РФ. Суд подтвердил, что Налоговый кодекс РФ не запрещает налоговой инспекции одновременное проведение камеральной и выездной налоговой проверок по одним и тем же налогам за один и тот же период. Статья 89 Налогового кодекс РФ ограничивает лишь проведение двух и более выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Более того, в указанном постановлении судьи подтвердили возможность налоговой инспекции проводить выездную налоговую проверку даже за период, находящийся за пределами трехлетнего периода проверки и в том случае, если за означенный период уже были проведены соответствующие проверки, то есть повторную, что запрещено нормами пункта 5 статьи 89 Налогового кодекса РФ. Такое стало возможным благодаря внесению изменений в пункт 4 статьи 89 Налогового кодекса РФ, который ограничивает период, за который может быть проведана выездная налоговая проверка (см. Федеральный закон от 27.07.2010 № 229-ФЗ). Выход за соответствующие временные ограничения возможен в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации. Если это произошло, то в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

Налогоплательщики за один и тот же налоговый период могут быть привлечены к абсолютно разной налоговой ответственности по результатам выездной и камеральной налоговых проверок

Возможность одновременного проведения выездной и камеральной налоговых проверок подтверждена и Конституционным Судом РФ В Определение Конституционного Суда РФ от 25.01.2012 № 172-О-О в частности, указано, что выездная налоговая проверка не является повторной по отношению к камеральной налоговой проверке, которая нацелена на своевременное выявление ошибок в налоговой отчетности и оперативное реагирование налоговых органов на обнаруженные нарушения. Цель выездной налоговой проверки, как более углубленная форма налогового контроля, выявление тех нарушений налогового законодательства, которые не всегда можно обнаружить в рамках камеральной налоговой проверки (см. также Определение Конституционного Суда РФ от 08.04.2010 № 441-О-О).

Отметим, что в некоторых случаях выездная налоговая проверка может походить на камеральную, то есть на территории налогового органа. Такое возможно, например, в случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки (п. 1 ст. 89 НК РФ). Однако это не означает, что при проведении выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа такая налоговая проверка по своим параметрам и предназначению совпадает с камеральной налоговой проверкой. Из смысла приведенной нормы следует, что выездная налоговая проверка ориентирована на выявление тех нарушений налогового законодательства, которые не всегда можно обнаружить в рамках камеральной налоговой проверки: для их выявления требуется углубленное изучение документов бухгалтерского и налогового учета, а также проведение ряда специальных мероприятий контроля, например осмотра (ст. 92 НК РФ) и выемки документов и предметов (ст. 94 НК РФ).

Налоговый консультант М.А. Осипова, для журнала «Нормативные акты для бухгалтера»

Если к Вам пришла проверка

Справочник «Неналоговые проверки налоговой инспекцией» расскажет обо всех видах и процедурах как налоговых, так и неналоговых проверок, поможет бухгалтеру без волнений встретить инспекторов.
Узнайте больше >>

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: