Новые критерии малого и среднего бизнеса 2022

АУСН: все о новом налоговом режиме для бизнеса

Госдума рассматривает законопроект об автоматической упрощенной системе налогообложения. АУСН разработали для малого бизнеса: предприятия со штатом до 5 человек, доходом до 60 млн руб. смогут отказаться от заполнения деклараций, уплаты страховых взносов.

  • Суть налогового нововведения
  • Когда и где введут АУСН
  • Кто попадет под действие нового режима
    • Как стать участником
  • Старый и новый УСН: сравнение
    • Как рассчитать налог и выбрать более выгодную схему
  • Плюсы и минусы автоматической упрощенной системы налогообложения

Новый режим потребует абсолютной прозрачности – расчеты через кассу, зарплата через банковские карты, а банк сам будет взимать налог на доходы физлиц.

Суть налогового нововведения

Новый налоговый режим УСН ориентирован на микробизнес, индивидуальных предпринимателей с доходом ниже 60 млн руб., предприятия, где трудится меньше 5 человек. Пользователи АУСН не будут платить налог на прибыль, имущество организаций, НДС, а ИП – НДФЛ, НДС.

Проект предусматривает сокращение выплат благодаря учету расходов на свое дело. Данные о расходах будут поступать в ФНС при помощи онлайн-ККТ, банковских платежей. Увеличение нагрузки, по замыслу создателей системы, сбалансируется благодаря отмене страховых взносов как за самих предпринимателей, так и за работников.

Кто будет рассчитывать налоговую базу:

  • плательщик (компания, ИП);
  • налоговая инспекция;
  • банки;
  • операторы фискальных данных.

Сумма взносов рассчитывается ежемесячно на базе данных онлайн-касс и информации о банковских операциях, что упрощает ведение отчетности. Предприниматель отчисляет в ФНС небольшие ежемесячные взносы.

Когда и где введут АУСН

Как и в случае с самозанятыми, экспериментальный режим (после одобрения Думой) сначала «обкатают» в четырех регионах России, посмотрят, как он работает, доведут до ума и запустят по всей стране.

  • Москва;
  • Московская область;
  • Татарстан;
  • Калужская область.

Когда: с 1 июля 2022 года по 31 декабря 2027 года.

Кто попадет под действие нового режима

Под действие нового типа налогообложения попадают малые предприятия, организации с годовым доходом до 60 млн руб., суммарными основными средствами не более 150 млн руб. и численностью работников до 5 чел. Схема подходит ИП, малому и микробизнесу.

Кто не может применять автоматическую систему:

  • микрокредитные организации;
  • страховые компании;
  • инвестиционные фонды;
  • ломбарды;
  • производители товаров, которые должны платить за использование акциза;
  • НКО;
  • фермы;
  • компании с работниками-иностранцами;
  • нотариусы, адвокаты;
  • некоммерческие пенсионные фонды;
  • и другие типы бизнеса, не имеющие права применять УСН.

Как стать участником

Переход на АУСН происходит через уполномоченный банк из специального перечня (находится на рассмотрении): предприниматель должен поручить ему передавать информацию об операциях налоговым органам. Уведомить об этом налоговую предприниматель должен самостоятельно, в личном кабинете.

Когда проект примут официально, перейти на него можно будет 31 декабря текущего года. Когда подавать заявку, чтобы перейти на автоматическую упрощенку к июлю 2022 г., пока не уточняется. Только открывшиеся компании подают заявку на АУСН на протяжении месяца с момента регистрации фирмы.

Важно: не получится совмещать новый налоговый режим с другими. Те, кто выбрал автоматическую систему, оплачивают труд наемных работников по карте, иначе это будет расценено как преступление.

Старый и новый УСН: сравнение

Сравним по основным параметрам экспериментальную и привычную системы. Так станет понятно, кому какой вариант подходит.

6% – от доходов, 15% – от доходов за вычетом расходов

Как рассчитать налог и выбрать более выгодную схему

Рассмотрим два примера.

Допустим, индивидуальный предприниматель работает один, выбирает вариант «УСН Доходы».

  • В 2022 году он заработает 350 тысяч руб.
  • ИП работает в Москве, а значит, не может использовать пониженную УСН.
  • Взнос составит 21 тысячу руб. (350 тысяч × 6%).
  • Но предприниматель может оплатить только страховые взносы, так как они выше – 43 211 руб. (34 445 + 8766).

А если бизнесмен выберет «АУСН Доходы», то заплатит 22 400 руб., страховых взносов нет.

Представим другой пример: индивидуальный предприниматель работает один, выбирает вариант «Доходы минус расходы».

  • В 2022 году его бизнес принес 420 тысяч руб.
  • Региональная ставка УСН – 15%, расходы – 56 тысяч руб.
  • Считаем: 420 000 – 56 000 × 15% = 54 600.
  • Вычтем страховые взносы – 43 211, получим 11 389 руб к уплате.

При аналогичных показателях по АУСН придется заплатить (420 000 – 56 000) × 20% = 72 800 руб.

Плюсы и минусы автоматической упрощенной системы налогообложения

1. Сначала рассмотрим преимущества автоматической упрощенки.

Как понятно из названия, если все операции автоматизированы (банковские проводки, выплата зарплаты, кассовые операции), то государственная инспекция сама рассчитает сумму сборов на основании данных безналичных расчетов. Нельзя сказать, что предлагаемый режим полностью заменит традиционную бухгалтерию. Но он позволит бизнесу вести ее в удобном для себя формате, отслеживая основные показатели.

Читайте также:
Как продать ООО с долгами и историей: порядок и ответственность

Предприниматель сможет выбирать из двух вариантов сборов: только от доходов либо от доходов минус расходы. На практике это будет выглядеть так: банк будет отмечать расходные операции для ФНС. Фактически под параметр «расходы» попадает только заработная плата, которую все налогоплательщики, выбравшие автоматический учет, проводят через зарплатные проекты.

Работать с самозанятыми станет проще – все платежи нужно проводить через банк, а самозанятые принимают переводы от юрлиц или ИП совершенно официально. Если нет страховых взносов, то почти нет разницы – работать по трудовому договору с наемным работником или самозанятым.

Приведем пример. У Артема небольшое кафе, работают в нем две официантки, сам Артем, повар, помощник. Они работают через онлайн-кассу, зарплату сотрудники получают на карту – нет препятствий для перехода на новый режим. Наоборот, если раньше сотрудничество с самозанятыми (кондитерами, пекарями, курьерами) было трудно оформить, то теперь с этим нет никаких сложностей. У Артема отпала необходимость платить страховые взносы, возиться с декларациями, заполнять формы отчетов или отдавать это специалисту на аутсорс.

Предприниматели на АУСН смогут перейти на «светлую сторону» показывать всю зарплату, которую получают сотрудники, так как от этого уже не зависит сумма отчислений в страховую. Для сотрудников такой выход из серой зоны, безусловно, плюс.

Начисляет и отчисляет НДФЛ за работников банк, а компания передает финансовой организации информацию о доходах. Стандартные вычеты начисляет ФНС по безналичным операциям и данным контрольно-кассовых аппаратов.

Важно: дополнительный плюс прозрачности бизнеса и его открытости банкам – возможность получить кредит без справок и предоставления обширного пакета документов.

Как будет происходить оплата налога:

  • информацию нужно будет передавать до 5 числа ежемесячно: то есть информацию за октябрь подаете до 5 ноября;
  • до 15 ноября ФСН рассчитает сумму взноса;
  • до 25 вы его оплачиваете. И так каждый месяц.

Больничные листы начинают отправлять в страховую в электронном виде напрямую из поликлиник и больниц с 1 января 2022 г., работодатель будет передавать только информацию об отпусках по уходу за ребенком.

Согласно проекту, расходы учитываются в соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ, они оплачиваются с расчетного счета предпринимателя или проводятся через кассу.

Микробизнес не будет заполнять 6-НДФЛ, расчет по страховым взносам.

2. Теперь посмотрим на минусы новой системы.

Проект системы налогообложения для микробизнеса и ИП оставляет в силе зарплатные взносы и НДФЛ. ИП не платят налог на доходы физлиц, но таковы были условия и традиционной УСН.

Компаниям, которые перейдут на АУСН, будет сложнее работать с иностранными гражданами – нанимать в качестве работников или привлекать как инвесторов. Со всеми привлекаемыми работниками нужно будет заключать трудовой договор или привлекать как самозанятых.

Налог, хоть и один, упрощенный, станет выше, а платить его нужно будет чаще – каждый месяц.

После перехода на автоупрощенку вернуться к традиционным способам уплаты налогов можно только через 12 месяцев.

Режим онлайн-налогообложения будет одним из вариантов наряду с другими, и каждый владелец бизнеса сможет выбрать для себя оптимальный способ расчетов с ФНС.

Малое предприятие: какие критерии для его определения действуют в 2021 году

Индивидуальные предприниматели, а также небольшие организации могут рассчитывать на различные льготы, которые государство предоставляет для развития малого бизнеса. Из настоящей статьи вы узнаете, что это за льготы, а также кто, когда и при каких условиях может на них рассчитывать в 2021 году.

  1. Кто относится к субъектам МСП
  2. Критерии малого предприятия 2021: таблица
  3. Что дает статус субъекта малого предпринимательства
  4. Льготы для малых предприятий
  5. Особенности деятельности малого предприятия

Кто относится к субъектам МСП

Фраза «субъекты МСП» расшифровывается как «Субъекты малого и среднего предпринимательства». К ним относятся средние, малые и микропредприятия. Также на практике для обозначения данной категории лиц применяется другая аббревиатура — СМП. Она расшифровывается как «Субъекты малого предпринимательства». В дальнейшем мы будем использовать данные термины как синонимы.

Получать уведомления о торгах для малого и среднего бизнеса

ВАЖНО. Все субъекты малого и среднего предпринимательства должны быть включены в специальный реестр, который ведет ФНС. Этот реестр находится в открытом доступе на сайте налоговой службы по адресу https://rmsp.nalog.ru.

Критерии малого предприятия 2021: таблица

Основные критерии СМП приведены в Федеральном законе от 24.07.07 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Согласно статье 4 этого закона, ими могут быть как индивидуальные предприниматели, так и организации — ООО, кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства.

Читайте также:
Оплата долга третьим лицом: порядок, условия и соглашение

В таблице приведены показатели деятельности, при выполнении которых налогоплательщик причисляется к субъектам малого и среднего предпринимательства.

Категория

Среднесписочная численность за предыдущий год

Доход за предыдущий год без НДС по данным налогового учета

Прочие ограничения

не более 15 человек

не более 120 млн. руб.

не более 100 человек

не более 800 млн. руб.

не более 250 человек

не более 2 млрд. руб.

ВНИМАНИЕ. Общие для всех субъектов малого и среднего бизнеса показатели по доле участия определяются ежегодно, и их нарушение сразу же приводит к утрате соответствующего статуса. Ограничения по доходу и среднесписочной численности применяются кумулятивно за три года. Это означает, что изменение категории субъекта МСП или утрата статуса происходит только в том случае, если как минимум один из этих критериев не соблюдается на протяжении трех лет подряд (п. 4 ст. 4 Закона № 209-ФЗ, п. 1 письма ФНС от 18.08.16 № 14-2-04/0870@, письмо Минэкономразвития от 11.04.16 № Д28и-913).

Например, компания или ИП утратит статус СМП (перейдет в другую категорию) с 2021 года, если в течение каждого из трех предыдущих лет (2018, 2019 и 2020 гг.) были превышены показатели по доходу и (или) численности работников. Если хотя бы в одном из перечисленных годов соблюдались оба параметра, то статус в 2021 году сохраняется.

Проверить, включена ли организация или ИП в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства

Что дает статус субъекта малого предпринимательства

Включение организации или ИП в реестр субъектов малого бизнеса дает возможность пользоваться различными льготами и мерами государственной поддержки. Данные привилегии установлены на федеральном, региональном и местном уровнях.

Причем, речь идет не только о налоговых льготах. Перечень преференций, которые полагаются субъектам малого предпринимательства, гораздо шире. К ним относятся льготы при сдаче отчетности и ведении бухгалтерского учета, дополнительная защита денежных средств на счетах и др.

Зарегистрироваться как ИП и год вести бухгалтерию и сдавать все отчеты бесплатно

Льготы для малых предприятий

Рассмотрим основные послабления и преимущества, которые предоставляются субъектам малого и среднего бизнеса.

Бухгалтерский учет и отчетность

Значительная часть льгот касается бухгалтерского учета. Так, практически все малые предприятия (кроме тех, кто подлежит обязательному аудиту, микрофинансовых организаций, жилищных кооперативов и прочих субъектов, названных в п. 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.11 № 402-ФЗ о бухучете) могут вести упрощенный бухучет и сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность. В ее состав в большинстве случаев входит всего две формы (бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах). Некоторые организации (НКО и получатели бюджетных средств) должны также заполнять отчет о целевом использовании средств.

При ведении упрощенного бухучета предусмотрен целых ряд послаблений (информация Минфина № ПЗ-3/2015). Перечислим наиболее важные. Так, можно не создавать резерв на оплату отпусков; начислять амортизацию не ежемесячно, а реже (в т.ч. раз в год); единовременно списывать расходы на приобретение материально-производственных запасов для управленческих нужд (а микропредприятиям — любые МПЗ). Также при данном способе бухучета можно исправлять как несущественные любые ошибки в бухучете, даже если они выявлены после утверждения отчетности; не применять ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» и ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда»; не переоценивать основные средства и нематериальные активы и не отражать обесценение НМА; не переоценивать финансовые вложения и не проверять их на обесценение; а также учитывать проценты по любым займам, в том числе полученным для покупки инвестиционных активов, как прочие расходы.

ВАЖНО. Вести упрощенный бухучет может непосредственно руководитель организации. Для этого ему надо издать соответствующий приказ (п. 3 ст. 7 Закона о бухучете).

Помимо этого, малое предприятие может принять решение об использовании для целей бухучета кассового метода (п. 20 Типовых рекомендаций по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утв. приказом Минфина от 21.12.98 № 64н).

СПРАВКА. Индивидуальные предприниматели в принципе не обязаны вести бухгалтерский учет и составлять бухотчетность, даже в упрощенном виде (подп. 1 п. 2 ст. 6 Закона о бухучете).

Бесплатно получить образец учетной политики и вести бухучет в веб‑сервисе для небольших ООО и ИП

Кассовые операции

Указанием Банка России от 11.03.14 № 3210-У для малых предприятий установлен упрощенный порядок ведения кассовых операций. Он предполагает освобождение таких организаций и ИП от необходимости утверждать лимит остатка наличных.

СПРАВКА. На основании этого же указания ЦБ РФ индивидуальные предприниматели имеют дополнительные «кассовые» льготы — они могут не оформлять приходные и расходные кассовые ордера и не вести кассовую книгу.

Налоговые льготы

Что касается налоговых преференций для СМП, то на сегодняшний день они устанавливаются исключительно на региональном и местном уровнях. Возможно введение льгот по уплате региональных и местных налогов (налога на имущество, земельного и транспортного налогов), а также льготных ставок по налогу на прибыль (в части, зачисляемый в региональных бюджет), единому налогу в рамках УСН.

Читайте также:
Фирменный бланк ООО и ИП - скачать образцы в Word

Трудовые отношения

Субъекты малого бизнеса, у которых работают не более 35 (в сфере розничной торговли и бытового обслуживания — не более 20) человек, могут заключать с ними срочные трудовые договоры (ст. 59 ТК РФ). Переоформлять эти договоры в бессрочные при утрате работодателем статуса МСП, или при превышении указанного числа работников не нужно. В последнем случае с новыми работниками (36-м (21-м) и последующими) следует заключать договоры на неопределенный срок.

ВНИМАНИЕ. Микропредприятия вправе не составлять правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, положение о премировании и другие локальные нормативные акты, а также график сменности. Условия, которые обычно прописываются в этих документах, нужно включить непосредственно в трудовой договор. Для этого лучше применить специальную типовую форму договора (постановление Правительства РФ от 27.08.16 № 858).

Составить и распечатать трудовой договор

Административная ответственность

Для субъектов МСП установлена привилегия, обязывающая контролеров заменять практически любой административный штраф на предупреждение.

Льгота действует, если нарушение совершено впервые и им не был причинен имущественный вред, а также вред (либо угроза его причинения) жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, историческим и культурным памятникам, безопасности государства и при этом не было угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ). Виды правонарушений, при совершении которых невозможна замена штрафа на предупреждение, перечислены в пункте 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ.

Страхование вкладов

С 2019 года счета и вклады микропредприятий и малых предприятий включены в систему обязательного страхования ( п. 2 ст. 9 Федерального закона от 23.12.03 № 177-ФЗ). Если банк, в котором находятся деньги такой компании или ИП, лишится лицензии, либо Центробанк введен мораторий на удовлетворение требований кредиторов данного банка, можно будет получить страховое возмещение. Его размер равен сумме, которая была на счетах, но не более 1 400 000 руб. по всем счетам в одном банке. Подробнее см. « Деньги в «проблемном» банке: когда и как ИП, малые предприятия и физлица смогут вернуть деньги со счетов и вкладов ».

Статистическая отчетность

Для субъектов малого и среднего предпринимательства значительно сокращено количество форм, представляемых в органы статистики. В частности, они не сдают Сведения о неполной занятости и движении работников, Сведения о просроченной задолженности по заработной плате, Сведения об объеме платных услуг населению по видам и многие другие.

СПРАВКА. Некоторое формы статистической отчетности предназначены специально для субъектов МСП. Например, № 1-ИП «Сведения о деятельности индивидуального предпринимателя», № ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия» и другие. А вот форму № П˗5(м) «Основные сведения о деятельности организации» субъекты МСП не сдают, хотя распространено заблуждение, что данная форма являтеся чуть не основным статистическим отчетом для небольших организаций. Подробнее см. «Изменены 16 форм статистической отчетности для организаций и ИП».

Заполнить и сдать любую из перечисленных форм через интернет

Государственный заказ

Компании и ИП, получившие статус субъектов малого и среднего предпринимательства, могут участвовать в госзакупках на особых условиях. Для них проводят специальные тендеры. Сумма обеспечения заявки для малых и средних предприятий ниже, а срок оплаты контракта меньше, чем для «обычных» участников закупок. Продавцы-субъекты МСП с хорошей репутацией могут и вовсе не обеспечивать контракт. Подробнее см. « Госзакупки по 44‑ФЗ: что малому бизнесу с июля 2019 года надо учитывать при участии в торгах ».

Получать уведомления о торгах для малого и среднего бизнеса

Особенности деятельности малого предприятия

Законодательство не устанавливает каких-либо особенностей деятельности субъектов МСП. Соответственно, такие нюансы могут возникать только из-за применения налогоплательщиком тех или иных льгот.

Например, если малое предприятие решит использовать кассовый метод при ведении бухучета, то в этом случае в учете фактически перестанет отражаться дебиторская задолженность. А значит, следить за данным параметром придется на основании информации из других источников.

Кроме того, нужно помнить, что кассовый метод в бухучете вовсе не равнозначен кассовому методу для целей УСН. Так, полученные суммы авансов не формируют бухгалтерские доходы, тогда как при УСН они будут доходом в момент поступления на счет или в кассу (п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Соответственно, такие расхождения тоже нужно учитывать, чтобы не занизить сумму налога или авансовых платежей по нему.

Читайте также:
Ликвидация КФХ в 2022 году - пошаговая инструкция

В заключение отметим, что все субъекты малого и среднего предпринимательства должны периодически проверять наличие информации о них в специальном реестре, который ведет ФНС. Исправить неверные сведения можно через форму на сайте службы . И, конечно, необходимо отлеживать основные критерии, которые дают право считаться СМП в 2021 году — выручку, среднесписочную численность и ограничения по составу участников.

Новые критерии малого и среднего бизнеса 2022

Статья 4. Категории субъектов малого и среднего предпринимательства

1. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.

(в ред. Федеральных законов от 29.12.2015 N 408-ФЗ, от 23.06.2016 N 222-ФЗ, от 03.08.2018 N 313-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. В целях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться следующие условия:

(в ред. Федеральных законов от 23.06.2016 N 222-ФЗ, от 03.08.2018 N 313-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) для хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований:

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 313-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

а) участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества – Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, общественные или религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов) владеют суммарно не более чем двадцатью пятью процентами долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем двадцатью пятью процентами голосующих акций акционерного общества, а участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества – иностранные юридические лица и (или) юридические лица, не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, владеют суммарно не более чем сорока девятью процентами долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем сорока девятью процентами голосующих акций акционерного общества. Предусмотренное настоящим подпунктом ограничение в отношении суммарной доли участия общественных объединений инвалидов, иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не распространяется:

(в ред. Федерального закона от 18.07.2019 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

на участников хозяйственных обществ – иностранных юридических лиц, у которых доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не превышает предельного значения, установленного Правительством Российской Федерации для средних предприятий в соответствии с пунктом 3 настоящей части, и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год не превышает предельного значения, указанного в подпункте “б” пункта 2 настоящей части (за исключением иностранных юридических лиц, государство постоянного местонахождения которых включено в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны);

на хозяйственные общества, соответствующие условиям, указанным в подпунктах “б” – “д”, “ж” настоящего пункта;

(в ред. Федерального закона от 18.07.2019 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(пп. “а” в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 313-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) акции акционерного общества, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

в) деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств – бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования;

г) хозяйственные общества, хозяйственные партнерства получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ “Об инновационном центре “Сколково”;

д) учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ “О науке и государственной научно-технической политике”. Юридические лица включаются в данный перечень в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, при условии соответствия одному из следующих критериев:

Читайте также:
Надбавка к заработной плате - виды, размер и процент + расчет

юридические лица являются публичными акционерными обществами, не менее пятидесяти процентов акций которых находится в собственности Российской Федерации, или хозяйственными обществами, в которых данные публичные акционерные общества имеют право прямо и (или) косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких хозяйственных обществ, либо имеют возможность назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета);

юридические лица являются государственными корпорациями, учрежденными в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях”;

юридические лица созданы в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 211-ФЗ “О реорганизации Российской корпорации нанотехнологий”;

е) утратил силу с 1 декабря 2018 года. – Федеральный закон от 03.08.2018 N 313-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

ж) участниками обществ с ограниченной ответственностью являются только общероссийские общественные объединения инвалидов и (или) их отделения (территориальные подразделения) и в таких обществах с ограниченной ответственностью за предшествующий календарный год среднесписочная численность инвалидов по отношению к другим работникам составляет не менее чем пятьдесят процентов, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда – не менее чем двадцать пять процентов;

(пп. “ж” введен Федеральным законом от 18.07.2019 N 185-ФЗ)

2) среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей не должна превышать следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

(в ред. Федеральных законов от 23.06.2016 N 222-ФЗ, от 03.08.2018 N 313-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

а) до ста человек для малых предприятий (среди малых предприятий выделяются микропредприятия – до пятнадцати человек);

(пп. “а” в ред. Федерального закона от 26.07.2017 N 207-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.01.2022 пп. “б” п. 2 ч. 1.1 ст. 4 излагается в новой редакции (ФЗ от 02.07.2021 N 305-ФЗ). См. будущую редакцию.

б) от ста одного до двухсот пятидесяти человек для средних предприятий, если иное предельное значение среднесписочной численности работников для средних предприятий не установлено в соответствии с пунктом 2.1 настоящей части;

(пп. “б” в ред. Федерального закона от 26.07.2017 N 207-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1) Правительство Российской Федерации вправе установить предельное значение среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год свыше установленного подпунктом “б” пункта 2 настоящей части для средних предприятий – хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, которые осуществляют в качестве основного вида деятельности предпринимательскую деятельность в сфере легкой промышленности (в рамках класса 13 “Производство текстильных изделий”, класса 14 “Производство одежды”, класса 15 “Производство кожи и изделий из кожи” раздела С “Обрабатывающие производства” Общероссийского классификатора видов экономической деятельности) и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превысила предельное значение, установленное подпунктом “б” пункта 2 настоящей части. Соответствующий вид предпринимательской деятельности, предусмотренный настоящим пунктом, признается основным при условии, что доля доходов от осуществления такого вида деятельности по итогам предыдущего календарного года составляет не менее 70 процентов в общей сумме доходов юридического лица;

(п. 2.1 введен Федеральным законом от 26.07.2017 N 207-ФЗ)

С 01.01.2022 ч. 1.1 ст. 4 дополняется п. 2.2 (ФЗ от 02.07.2021 N 305-ФЗ). См. будущую редакцию.

3) доход хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируется по всем осуществляемым видам деятельности и применяется по всем налоговым режимам, не должен превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.

(в ред. Федеральных законов от 23.06.2016 N 222-ФЗ, от 03.08.2018 N 313-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 29.12.2015 N 408-ФЗ)

2. Утратил силу. – Федеральный закон от 29.06.2015 N 156-ФЗ.

Постановление Правительства РФ от 8 сентября 2021 г. N 1520 “Об особенностях проведения в 2022 году плановых контрольных (надзорных) мероприятий, плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации”

В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций” Правительство Российской Федерации постановляет:

Читайте также:
Что такое СРО: кто должен вступать, допуск, функции, права и обязанности

1. Установить, что за исключением случаев, установленных пунктом 2 настоящего постановления, в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации” к субъектам малого предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки при осуществлении видов государственного контроля (надзора), порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации” и Федеральным законом “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”, в 2022 году не проводятся;

б) при формировании на 2022 год планов проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2428 “О порядке формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года” и планов проведения плановых проверок в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 489 “Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки в ежегодные планы не включаются.

2. Ограничения, установленные пунктом 1 настоящего постановления, не распространяются на:

а) плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки лиц, деятельность и (или) используемые производственные объекты которых отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого рисков либо отнесены к 1, 2 классам (категориям) опасности, I, II и III классам опасности опасных производственных объектов, I, II и III классам гидротехнических сооружений, а также в отношении которых установлен режим постоянного государственного контроля (надзора);

б) плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки субъектов малого предпринимательства при наличии у контрольного (надзорного) органа, органа государственного контроля (надзора) информации о том, что в отношении субъектов малого предпринимательства ранее вынесено вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания за совершение грубого нарушения, определенного в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, или административного наказания в виде дисквалификации, или административного приостановления деятельности либо принято решение о приостановлении действия лицензии и (или) аннулировании лицензии, выданной в соответствии с Федеральным законом “О лицензировании отдельных видов деятельности”, и с даты окончания проведения контрольного (надзорного) мероприятия, проверки, по результатам которых вынесено такое постановление либо принято такое решение, прошло менее 3 лет. При этом в ежегодных планах помимо сведений, предусмотренных пунктом 8 Правил формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. N 2428 “О порядке формирования плана проведения плановых контрольных (надзорных) мероприятий на очередной календарный год, его согласования с органами прокуратуры, включения в него и исключения из него контрольных (надзорных) мероприятий в течение года”, и частью 4 статьи 9 Федерального закона “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”, приводится информация об указанном постановлении или решении, дате их вступления в законную силу и дате окончания проведения контрольного (надзорного) мероприятия, проверки, по результатам которых вынесено такое постановление либо принято такое решение;

в) плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки в отношении соблюдения лицензиатами лицензионных требований;

г) плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки субъектов малого предпринимательства, проводимые в рамках:

внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций;

федерального государственного надзора в области использования атомной энергии.

3. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Новые предельные базы для страховых взносов в 2022 году: пример расчета для бухгалтера

С 2022 года традиционно повышаются лимиты по взносам и минимальный размер оплаты труда. Напомним бухгалтерам, как правильно вести расчеты, в том числе по пониженным тарифам для малых и средних предприятий.

Читайте также:
Продажа уставного капитала ООО или его доли: порядок и документы

Предельные базы по взносам в 2022 году

Напомним, что предельная база по взносам — это такая сумма дохода физлица, после достижения которой страховые взносы уплачиваются по пониженным тарифам.

Предельную базу чиновники ежегодно индексируют.

На 2022 год установлены следующие лимиты (постановление Правительства РФ от 16.11.2021 года № 1951):

  • по взносам на пенсионное страхование — 1 565 000 рублей ;
  • по взносам на случай временной нетрудоспособности и материнства (ВНиМ) — 1 032 000 рублей.

В отношении взносов на медицинское страхование лимиты по-прежнему не устанавливаются.

Таким образом, в общем порядке организации и ИП исчисляют взносы по следующим ставкам:

Кроме того все работодатели уплачивают за своих работников взносы на травматизм. Размер таких взносов устанавливается в зависимости от класса риска: от 0,2% до 8,5% . Как и взносы на медстрахование, взносы на травматизм уплачиваются по установленной ставке независимо от размера дохода.

Сдавайте отчетность по взносам в налоговую службу и ФСС с помощью сервиса Онлайн-Спринтер . Получите годовую скидку 50% при переходе от конкурентов.

Пример расчета взносов с учетом лимита

Отчисления на ОПС

Директор организации ежемесячно зарабатывает 400 тыс. руб. Таким образом, его доход за январь 2022 года составит — 400 тыс. руб., за январь-февраль 2022 года — 800 тыс. руб., за январь-март 2022 года — 1 200 тыс. руб. Ежемесячно, бухгалтер будет начислять с дохода директора взносы на ОПС по ставке 22%:

  • январь : 400 000 * 0,22 = 88 000 руб.;
  • февраль: 400 000 * 2 * 0,22 – 88 000 = 88 000 руб.;
  • март: 400 000 * 3 * 0,22 – 176 000 = 88 000 руб.

В апреле 2022 года доход директора превысит установленный лимит:

1 600 тыс. руб. > 1 565 тыс. рублей.

Поэтому к сумме превышения — 35 тыс. руб. (1 600 000 – 1 565 000) будет применяться другая тарифная ставка — 10%.

  • апрель: (1 565 000 * 0,22 + 35 000 * 0,1) – 264 000 = 83 800 руб.

За все последующие месяцы до конца 2022 года бухгалтер будет исчислять взносы на ОПС аналогичным образом.

Отчисления на ВНиМ

Воспользуемся условиями примера, приведенного выше. Бухгалтер будет исчислять взносы на ВНиМ с зарплаты директора по стандартной ставке — 2,9% до марта 2022 года:

  • январь: 400 000 * 0,029 = 11 600 руб.;
  • февраль: 400 000 * 2 * 0,029 – 11 600 = 11 600 руб.

В марте 2022 года доход директора превысит установленный лимит:

1 200 тыс. руб. > 1 032 тыс. руб.

С суммы превышения в размере 168 тыс. руб. (1 200 000 – 1 032 000) исчислять и уплачивать взносы на ВНиМ уже не нужно:

  • март: 1 032 000 * 0,029 – 23 200 = 6 728 руб.

До конца 2022 года взносы на ВНиМ с дохода директора уже не уплачиваются.

Пониженные тарифы для субъектов МСП

Малые и средние предприятия вправе применять пониженные тарифы по страховым взносам к той части выплат, которая превышает минимальный размер оплаты труда (МРОТ) на каждого сотрудника:

  • на ОПС — 10% вместо 22%;
  • на ВНиМ — 0% вместо 2,9%;
  • на ОМС — 5% вместо 5,1%.

МРОТ на 2022 год уже установлен и составляет 13 890 рублей.

Как считать взносы субъектам МСП налоговая служба разъяснила в письме от 29.04.2020 № БС-4-11/7300@. А немного позже пояснила, как учитывать при расчете взносов по пониженным тарифам предельные базы (письмо от 13.07.2020 № БС-4-11/11315@). Расчет в письме разобран на конкретном примере.

Выполним расчет взносов на ОПС по условиям нашего примера для субъектов МСП на базе разъяснений ФНС:

  • январь: 13 890 * 0,22 + (400 000 – 13 890) * 0,1 = 41 666,80 руб.
  • февраль: 13 890 * 2 * 0,22 + (400 000 * 2 – 13 890 * 2) * 0,1 – 41 666,80 = 41 666,80 руб.;
  • март: 13 890 * 3 * 0,22 + (400 000 * 3 – 13 890 * 3) * 0,1 – 83 333,60 = 41 666,80 руб.

Расчет взносов за апрель бухгалтер выполнит следующим образом:

13 890 * 4 * 0,22 + (1 565 000 – 13 890 * 4) * 0,1 + 35 000 * 0,1 – 125 000,40 = 41 666,80 руб.

Аналогичным образом будут рассчитаны взносы на ОПС до конца 2022 года.

Расчет взносов на ВНиМ для субъекта МСП будет еще проще. Ведь для сумм доходов, превышающих МРОТ тариф составляет 0%. А суммы, превышающие предельную базу, взносами на ВНиМ не облагаются. Для наглядности запишем расчет полностью, не исключая слагаемые, равные нулю:

  • январь: 13 890 * 0,029 + (400 000 – 13 890) * 0 = 402,81 руб.
Читайте также:
Опоздание на работу: причины, штраф, наказание и увольнение

или: 13 890 * 0,029 = 402,81 руб.

  • февраль: 13 890 * 2 * 0,029 + (400 000 * 2 – 13 890 * 2) * 0 – 402,81 = 402,81 руб.

или 13 890 * 2 * 0,029 – 402,81 = 402,81 руб.

В марте по «классическому» варианту расчета нулевых слагаемых будет уже два:

13 890 * 3 * 0,029 + (1 032 000 – 13 890 * 3) * 0 + 168 000 * 0 – 805,62 = 402,81 руб.

13 890 * 3 * 0,029 – 805,62 = 402,81 руб.

Аналогичным образом будут рассчитаны взносы на ВНиМ до конца 2022 года.

Мы запустили акцию «Щедрый декабрь» : скидки на электронные подписи до 30%. Успейте со скидкой оформить электронные подписи на 2022 год для вас и ваших сотрудников.

Малое предприятие – критерии отнесения в 2020 – 2021 годах

  • Кто относится к субъектам малого предпринимательства
  • Основные и дополнительные критерии, указывающие на малые предприятия
  • Относится ли компания к СМП (пошаговая таблица для определения статуса фирмы)
  • Нюансы малого и среднего предпринимательства
  • Когда малое предприятие превращается в среднее или крупное
  • Итоги

Кто относится к субъектам малого предпринимательства

Согласно ст. 4 закона «О развитии предпринимательства в РФ» от 24.07.2007 № 209-ФЗ, к СМП (субъектам малого предпринимательства) причисляются различные хозяйственные субъекты, а именно:

  • индивидуальные предприниматели;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • хозяйственные общества;
  • хозяйственные партнерства;
  • потребительские кооперативы;
  • производственные кооперативы.

Все они обязаны соответствовать главным и дополнительным критериям малого предпринимательства, обозначенным в законе 209-ФЗ. К ним имеют отношение основополагающие характеристики хозяйствования любой компании, а именно: численность работников, полученный доход и состав уставного капитала. На их основе определяется, можно ли считать организацию малой или ее необходимо причислить к иным категориям хозяйствующих субъектов. Рассмотрим, какими критериями характеризуется малое предприятие, более детально.

Важно! Рекомендация от КонсультантПлюс
Все МСП включены в специальный реестр на сайте ФНС. Если вы не нашли там свое МСП, отправьте заявку на проверку сведений реестра.
Подобнее смотрите в К+. Пробный доступ можно получить бесплатно.

Основные и дополнительные критерии, указывающие на малые предприятия

Первым критерием, на который нужно ориентироваться, является доход, полученный за минувший календарный год при осуществлении всех видов деятельности. Максимальное значение данного критерия 800 млн руб.

Кроме параметра доходности к основным критериям относятся среднесписочная численность кадров за минувший календарный год. У малых предприятий эта характеристика колеблется в пределах 16–100 человек. Среднесписочная численность вычисляется на основе определенного правила, а именно:

  1. Сначала исчисляется среднесписочная численность кадров, имевших полную занятость.
  2. После этого определяется среднесписочная численность кадров, имевших частичную занятость.

Что касается дополнительных критериев, то к ним относится суммарный процент членства других хозяйственных субъектов в уставном капитале субъекта. Во-первых, для хозяйственных товариществ или обществ этот показатель должен иметь не более 25% суммарного участия РФ, субъектов РФ или муниципальных образований, общественных организаций или благотворительных фондов. Во-вторых, УК должен иметь не более 49% доли участия иных юридических лиц (не считающихся МСП) или иностранных компаний. То есть минимум 51% уставного капитала должно принадлежать физлицам или организациям малого и среднего бизнеса.

Критериям малого предприятия могут соответствовать также юридические лица, деятельность которых связана с интеллектуальными разработками в различных сферах, к примеру, созданием информационных баз данных, промышленных образцов и т. п.

Применительно к акционерным обществам они также могут иметь статус малой организации, только в этой ситуации их акции должны относиться к инновационному сектору экономики государства.

Относится ли компания к СМП (пошаговая таблица для определения статуса фирмы)

Рассмотрим алгоритм определения категории компании пошагово.

1. Определяем среднесписочную численность персонала за минувший календарный год

Исчисляется расчетным путем. Информация для расчета берется из сведений, подаваемых в налоговую инспекцию. У малых предприятий показатель колеблется в диапазоне от 16 до 100 человек

2. Вычисляем доход, приобретенный за минувший календарный год от осуществления всех видов деятельности

Информация берется из налоговой декларации за прошлый год. При совмещении режимов доход суммируется по каждой декларации. У малых предприятий значение не должно превышать 800 млн руб.

3. Определяем процент членства иных обществ в уставном фонде компании

1. Процент членства государства, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных организаций или благотворительных фондов составляет не более 25%.

2. Процент членства иностранных юридических лиц или российских юридических лиц (не имеющих статуса малого предприятия) составляет не более 49%

Нюансы малого и среднего предпринимательства

При соответствии малого предприятия критериям 2020 – 2021 годов оно вносится в особый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. При этом организация не обязана подавать какие-либо особые сведения в налоговые органы или совершать иные действия — она автоматически причисляется к малому бизнесу. Сотрудники ФНС причисляют компании к малым на основании предоставляемых ими в обычном порядке сведений, к которым относятся:

  • среднесписочная численность работников;
  • данные из ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
  • налоговые декларации.
Читайте также:
Штраф за неоформленного работника в 2022 году для ИП и ООО

Как ведется и когда обновляется реестр МСП, читайте в КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.

Необходимо отметить, что предприятия, имеющие статус малого, получают право пользования определенными льготами в сфере бухгалтерского учета. К ним можно отнести следующие пункты:

  • Право не устанавливать лимит остатка наличности в кассе. В том случае, если он был установлен ранее, руководством можно издать приказ о его отмене.
  • Возможность ведения упрощенного бухгалтерского учета.
  • Льготные условия специального налогообложения, которые устанавливаются на региональном уровне.
  • Сокращение срока проверки государственными контролирующими органами — для малых предприятий он составляет 50 часов в год.
  • Некоторые категории индивидуальных предпринимателей получают налоговые каникулы, которые должны быть обозначены в нормативно-правовых актах региона.

Разобраться в нюансах упрощенного бухучета и отчетности на малых предприятиях помогут материалы:

Когда малое предприятие превращается в среднее или крупное

Существуют определенные обстоятельства, наступление которых приведет к тому, что организация потеряет статус малого предприятия. Естественно, это связано с тем, что оно не будет подпадать под критерии малых предприятий в 2020-2021 годах. К таким условиям относятся следующие моменты:

  1. Если обстоятельства связаны с увеличением процента участия в уставном фонде выше предельного значения, то предприятие потеряет статус малого бизнеса. При этом моментом перехода в среднее или крупное предприятие считается дата внесения записи в ЕГРЮЛ об изменении уставного капитала организации.
  2. Если обстоятельства связаны с увеличением среднесписочной численности персонала или дохода от осуществления всех видов предпринимательской деятельности выше установленного законом предельного значения, статус малого сохраняется за предприятием в течение трех лет. По истечении упомянутого срока малое предприятие лишится этого статуса и станет средним или крупным в зависимости от значения данных критериев, о чем указано в п. 4 ст. 4 закона 209-ФЗ.

Итоги

Чтобы иметь категорию малого предприятия, компании необходимо соответствовать критериям, указанным в законе 209-ФЗ. К ним относятся среднесписочная численность персонала, доход от осуществления всех типов деятельности и доля участия в уставном капитале. Если все условия соответствуют требуемым значениям, компания автоматически получает статус малого и вносится налоговыми органами в специальный реестр субъектов малого и среднего предпринимательства России.

Власти предложили увеличить предельные значения дохода для компаний малого и среднего бизнеса: что они не учли

Руководитель новостного отдела RB.ru

Большинство предпринимателей и представителей бизнес-сообществ поддержали предложение властей увеличить размер предельного дохода предприятий для отнесения их к категории малого и среднего бизнеса (МСБ), однако отметили и некоторые «но».

Опрошенные RB.ru эксперты посчитали, что одно лишь поднятие лимита никак не ускорит развитие сектора, рынок ждет системных мер — в частноcти, льгот на налоги и взносы в фонды оплаты труда, дешевых кредитов, упрощения обязательной отчетности. Также предложение не учитывает интересы самозанятых граждан, число которых уже превысило 2,7 млн и продолжает расти.

Содержание:

Глава комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов предложил пересмотреть размер предельного дохода предприятий, который позволял бы отнести их к микро-, малому и среднему бизнесу. Так, было предложено увеличить предельный уровень дохода для микропредприятий со 120 млн рублей до 170 млн рублей, для малых предприятий — с 800 млн рублей до 870 млн рублей, для средних предприятий — с 2 млрд рублей до 3,5 млрд рублей.

Поддержку государства получат больше компаний

Последний раз верхние планки порога отнесения к МСБ устанавливались в 2016 году. С тех пор рост инфляции привел к удорожанию товаров и услуг для осуществления предпринимательской деятельности, а также заработных плат, отмечает директор по развитию бизнеса «Рокет Ворк» Сергей Сухоставец.

Пересмотр предельных показателей кажется представителю компании своевременным, это позитивно скажется на отрасли. «Предприятия смогут дольше сохранять свой статус МСП, а более крупные вновь вернутся в разряд и смогут рассчитывать на поддержку, остро необходимую в кризисный период», — считает Сухоставец.

Если будут увеличены размеры предельного уровня дохода, это позволит претендовать на помощь и тем, чьи доходы незначительно выше прежних нормативов, согласен первый вице-президент бизнес-объединения «Опора России» Павел Сигал.

«Реализация инициативы позволит большему количеству предпринимателей получить помощь государства во время пандемии, — сказал Сигал. — На эти цели будет направлено 8 млрд рублей. Соответственно, финансовая поддержка поможет предприятиям пережить сложный период и сохранить сам штат и зарплаты работникам».

Меняются выручки, зарплаты, курсы валют, соотвественно, критерии МСП должны меняться вслед за этим, считает вице-президент Федерации рестораторов и отельеров (ФРиО) Сергей Миронов. По его словам, предложение «отражает реальность» и поможет развитию МСП.

«Экономический эффект будет очень существенный, потому что ограничение в 2 млрд для МСП сегодня, на мой взгляд, не актуально. И люди, переходящие пресловутый порог, становятся крупным бизнесом и “вылетают” из всех субсидий, попадают в совершенно иные режимы работы, при этом, по сути, являясь средним бизнесом, как и раньше», — заключил Миронов.

Подействует только в комплексе

Увеличение предельных размеров доходов — разумная инициатива, однако это не изменит механизмы государственного управления малым и средним бизнесом, предупреждает президент Ассоциации операторов фитнес-индустрии (АОФИ) Ольга Киселева.

Читайте также:
Фирменный бланк ООО и ИП - скачать образцы в Word

Если стоит задача поддержки и развития МСП, то необходимо применить комплекс мер, в частности, снизить контрольно-надзорную деятельность за предприятиями (сначала выдавать предупреждение, потом штраф) и предоставить возможность быстро и легко получать кредиты, считает глава АОФИ.

«Предложение увеличить размер предельного дохода стоит рассматривать как приведение ситуации в норму, а не ее улучшение. Точно так же мы радуемся индексации пенсий, пособий и других льгот, которые не повышают уровень реальных доходов населения или улучшают предпринимательскую активность, а лишь помогают этим показателям не упасть», — категоричен сооснователь банка «Бланк» Дмитрий Салатов.

По его мнению, «было бы здорово обсуждать реальные меры поддержки микро- и малого бизнеса, особенно в рекордный год по закрытым ИП и ООО». Салатов считает, что малому бизнесу не хватает льгот на налоги и взносы в фонды для выплаты зарплат, дешевых и длинных кредитов на развитие, упрощения обязательной отчетности.

За системные меры выступает также предприниматель и автор проекта «Делаем бизнес вместе» Наталья Горячая. Сам пересмотр предельного порога Горячая поддерживает, но считает, что одновременно необходимо поднять предельное количество сотрудников (сейчас не более 250 человек — прим. RB.ru) и увеличить лимит для применения упрощенной системы налогообложения (не более 200 млн рублей — прим. RB.ru).

«Из 5,6 млн субъектов МСП лишь 18 тысяч приходится на средний бизнес. Увеличением лимита выручки для отнесения к среднему бизнесу до 3,5 или до 4 млрд рублей проблему не решить», — считает Горячая. Необходимо снижать налоговую нагрузку на зарплату, уходить от налогообложения в человекоемких отраслях и ослаблять контрольно-надзорное давление.

Увеличение лимитов в текущем формате не повлияет не только на средний бизнес. Так, в индустрии красоты традиционно задействованы микропредприятия с оборотом до 120 млн рублей.

«Для предпринимателей отрасли изменение предельного уровня оборота ничего не меняет. В нашей сфере, где за одну единицу времени специалист может обслужить одного клиента, оборот в 120 млн в год для абсолютного большинства недостижимая планка. В бьюти-индустрии полностью ручной труд и невозможна автоматизация. Нашему бизнесу по-прежнему важен отраслевой подход в налогообложении, а не измерение величины бизнеса по обороту», — сообщила гендиректор Ассоциации предпринимателей индустрии красоты Татьяна Аверина.

О необходимых цифрах

Предельный уровень дохода для микропредприятий в 170 млн рублей, для малых предприятий — в 870 млн рублей, для средних предприятий — до 3,5 млрд рублей можно назвать оптимальным, считает первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. По его словам, подобные нормы также можно найти в рекомендациях Еврокомиссии.

В «Рокет Ворк» напротив, считают, что разброс цифр нельзя назвать идеальным.

«Кажется, что сейчас, в кризис, и с ожиданиями по инфляции на уровне 12%, подъем мог бы быть существеннее. До 200 млн для микропредприятий, 1 млрд для малых и 4 млрд для средних. К тому же логично было бы еще и поднять вместе с этим и предельное число сотрудников», — прокомментировал директор по развитию бизнеса Сергей Сухоставец.

Также он отметил, что в предложении властей забыли учесть самозанятых, порог доходов для которых сейчас составляет 2,4 млн рублей в год или 200 тыс. рублей в месяц.

«После “пробития потолка” плательщиков налога на профессиональный доход просят перейти в другой налоговый разряд со всеми вытекающими: повышение налоговой ставки и новые административные барьеры. Кажется, что здесь даже несущественный подъем — до 3 млн в год — помог бы повысить популярность нового режима и ускорить обеление сектора», — заключил Сухоставец.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: