Имущество крестьянского фермерского хозяйства (КФХ)

Статья 257. Собственность крестьянского (фермерского) хозяйства

Статья 257. Собственность крестьянского (фермерского) хозяйства

1. Имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если законом или договором между ними не установлено иное.

2. В совместной собственности членов крестьянского (фермерского) хозяйства находятся предоставленный в собственность этому хозяйству или приобретенный земельный участок, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственная и иная техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и другое имущество, приобретенное для хозяйства на общие средства его членов.

3. Плоды, продукция и доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, являются общим имуществом членов крестьянского (фермерского) хозяйства и используются по соглашению между ними.

Комментарий к ст. 257 ГК РФ

1. Пункт 1 комментируемой статьи устанавливает, что имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если законом или договором между ними не установлено иное. Аналогичная норма содержится в п. 3 ст. 6 Закона о крестьянском хозяйстве.

В основе общей собственности членов крестьянского (фермерского) хозяйства лежат лично-доверительные отношения. Поэтому членами хозяйства могут быть граждане, связанные супружеством, родством и (или) свойством: супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем трех семей. Дети, внуки, братья и сестры членов фермерского хозяйства могут быть приняты в члены хозяйства по достижении ими возраста 16 лет (п. 2 ст. 3 Закона о крестьянском хозяйстве). Кроме этих лиц, участниками хозяйства могут быть и граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства, но максимальное количество таких граждан не должно превышать пяти человек.

В соответствии с п. 3 ст. 1 Закона о крестьянском хозяйстве само по себе фермерское хозяйство не является юридическим лицом и считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.

2. В крестьянском (фермерском) хозяйстве может быть сочетание различных видов собственности. Это прежде всего общая совместная собственность членов хозяйства. В общей совместной собственности членов хозяйства может находиться перечисленное в п. 2 комментируемой статьи и п. 1 ст. 6 Закона о крестьянском хозяйстве имущество, приобретенное для хозяйства на общие средства его членов. Права по владению, пользованию и распоряжению имуществом, являющимся совместной собственностью членов крестьянского хозяйства, определяются ст. ст. 257 и 258 ГК. Иное имущество, не предназначенное для производственной деятельности, может находиться в индивидуальной частной собственности участников хозяйства, например жилые дома, предметы личного пользования.

Общая совместная собственность членов крестьянского (фермерского) хозяйства является общим правилом, которое может быть изменено законом или договором. В настоящее время каких-либо законов, изменяющих режим совместной собственности членов крестьянского (фермерского) хозяйства, нет, поэтому такое возможно только по договору между его членами. Например, они могут договориться, что для общего имущества устанавливается режим общей долевой собственности, и, соответственно, определить доли каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства.

Владение и пользование имуществом крестьянского (фермерского) хозяйства его члены осуществляют сообща. Порядок владения и пользования имуществом определяется в соглашении о создании фермерского хозяйства, в котором обязательно должны содержаться сведения о порядке формирования имущества, порядке владения, пользования, распоряжения им, порядке распределения полученных от деятельности фермерского хозяйства плодов, продукции и доходов. Такое соглашение подписывается всеми членами фермерского хозяйства.

Распоряжение имуществом фермерского хозяйства в порядке, установленном соглашением, осуществляется главой фермерского хозяйства в интересах хозяйства. Действует презумпция того, что сделка, совершенная главой хозяйства, считается совершенной в интересах хозяйства, поэтому по таким сделкам ответственность будут нести все члены фермерского хозяйства общим совместным имуществом. В п. 3 ст. 8 Закона о крестьянском хозяйстве установлено, что по долгам “отвечает крестьянское (фермерское) хозяйство своим имуществом”. Такую терминологию нельзя признать правильной, поскольку фермерское хозяйство само по себе не является субъектом отношений собственности.

3. Плоды, продукция и доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, поступают в общую совместную собственность членов хозяйства. Дальнейшее использование таких поступлений осуществляется по соглашению между всеми сособственниками.

Судебная практика по статье 257 ГК РФ

Разрешая заявленные требования, суды, руководствуясь статьями 253, 254, 256, 257, 260, 261 Гражданского кодекса Украины, статьями 195, 196, 199 Гражданского кодекса Российской Федерации, установив, что на основании решения Хозяйственного суда Автономной Республики Крым от 19.10.2010 по делу N 2-6/4026-2010 о расторжении договора аренды земли от 25.12.2006 был выдан приказ от 22.11.2010 на принудительное исполнение решения суда должником ЧП “Вера Групп”, суды пришли к выводу о том, что правопредшественник общества в декабре 2010 года должен был узнать об обстоятельствах, на которые указывает как на существенное нарушение Администрацией условий договора N 4. Приняв во внимание, что производство по делу о банкротстве ЧП “Вера Групп” возбуждено определением Хозяйственного суда Автономной Республики Крым от 05.09.2011, однако, ни исполнительный орган ЧП “Вера Групп”, ни арбитражный управляющий названного юридического лица не обратились с иском о расторжении договора N 4 и взыскании денежных средств в сумме 4 980 884,48 украинских гривен, пришли к выводу об отказе в иске в связи с пропуском срока исковой давности, о применении которого заявлено ответчиком.

Читайте также:
Ликвидация юридического лица: порядок, виды, формы, этапы и сроки

Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статей 65 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьи 257 Гражданского кодекса Украины и статьи 181 Гражданского кодекса Российской Федерации, признал пропущенным администрацией срок исковой давности в части признания договора незаключенным.

Приняв во внимание положения статьи 257 ГК РФ, статьи 7 Закона N 74-ФЗ, согласно которым, члены фермерского хозяйства сообща владеют и пользуются имуществом фермерского хозяйства, апелляционный суд пришел к выводу, что возникшее у ФХ “Фермер Уренгоя” на основании договора аренды N НУ-5645 право временного владения и пользования земельным участком с кадастровым номером 89:11:010303:139 принадлежало всем участникам фермерского хозяйства (ИНН 890400389856, ОГРН 306890410000051), таким образом, с учетом наличия у Костарева П.Б. как члена фермерского хозяйства права пользования земельным участком с кадастровым номером 89:11:010303:139 на основании действующего договора аренды N НУ-5645, отсутствия строений, принадлежащих Костареву П.Б. как главе иного ФХ “Фермер Уренгоя” (ИНН 890404725040, ОГРН 315890400003913), зарегистрированному 25.09.2015, и недоказанности использования ответчиком смежного земельного участка, апелляционный суд отказал в иске.

Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела документы в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установил факт ведения сторонами на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства совместной деятельности в области сельского хозяйства и последующее прекращение истцом участия в такой деятельности. На основании положений пункта 2 статьи 9 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ “О крестьянском (фермерском) хозяйстве” и пункта 2 статьи 254 Гражданского кодекса Российской Федерации, учитывая отсутствие между сторонами соглашения об установлении размера их долей, признав доли участников хозяйства равными, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что подлежащая взысканию в пользу истца денежная компенсация составляет 300 000 рублей (размер заявленных истцом требований). Исковые требования удовлетворены в этом размере в соответствии со статьями 254, 257, 258 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 1, 4, 6, 9 и 14 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ “О крестьянском (фермерском) хозяйстве”.

Отказывая в иске, суды руководствовались положениями статей 256, 257, 260, 261, 267 Гражданского кодекса Украины, Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ “О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя” и исходили из пропуска истцом срока исковой давности.

Имущество крестьянского фермерского хозяйства (КФХ)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

О крестьянском (фермерском) хозяйстве

(с изменениями на 6 декабря 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Федеральным законом от 25 декабря 2012 года N 263-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 26.12.2012);

Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 446-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.12.2013) (вступил в силу с 1 января 2014 года);

Федеральным законом от 29 декабря 2020 года N 474-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.12.2020, N 0001202012290114);

Федеральным законом от 6 декабря 2021 года N 407-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 06.12.2021, N 0001202112060042).

Принят
Государственной Думой
23 мая 2003 года

Одобрен
Советом Федерации
28 мая 2003 года

Настоящий Федеральный закон определяет правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств.

Настоящий Федеральный закон гарантирует гражданам право на создание крестьянских (фермерских) хозяйств и их самостоятельную деятельность.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства

1. Крестьянское (фермерское) хозяйство (далее также – фермерское хозяйство) представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

2. Фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином.

3. Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

К предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правовых отношений.

4. Фермерское хозяйство может признаваться сельскохозяйственным товаропроизводителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 2. Государство и фермерское хозяйство

1. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления содействуют созданию фермерских хозяйств и осуществлению ими своей деятельности, оказывают поддержку фермерским хозяйствам, в том числе посредством формирования экономической и социальной инфраструктур для обеспечения доступа фермерским хозяйствам к финансовым и иным ресурсам, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации о малом предпринимательстве.

2. Вмешательство федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в хозяйственную и иную деятельность фермерского хозяйства не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Читайте также:
КПП у ИП - есть ли он, как узнать и посмотреть свой КПП по ИНН

Глава 2. Создание фермерского хозяйства

Статья 3. Право на создание фермерского хозяйства

1. Право на создание фермерского хозяйства имеют дееспособные граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

2. Членами фермерского хозяйства могут быть:

1) супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем из трех семей. Дети, внуки, братья и сестры членов фермерского хозяйства могут быть приняты в члены фермерского хозяйства по достижении ими возраста шестнадцати лет;

2) граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства. Максимальное количество таких граждан не может превышать пять человек.

Статья 4. Соглашение о создании фермерского хозяйства

1. В случае создания фермерского хозяйства одним гражданином заключение соглашения не требуется.

2. Граждане, изъявившие желание создать фермерское хозяйство, заключают между собой соглашение.

3. Соглашение о создании фермерского хозяйства (далее – соглашение) должно содержать сведения:

1) о членах фермерского хозяйства;

2) о признании главой фермерского хозяйства одного из членов этого хозяйства, полномочиях главы фермерского хозяйства в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона и порядке управления фермерским хозяйством;

3) о правах и об обязанностях членов фермерского хозяйства;

4) о порядке формирования имущества фермерского хозяйства, порядке владения, пользования, распоряжения этим имуществом;

5) о порядке принятия в члены фермерского хозяйства и порядке выхода из членов фермерского хозяйства;

6) о порядке распределения полученных от деятельности фермерского хозяйства плодов, продукции и доходов.

4. К соглашению прилагаются копии документов, подтверждающих родство граждан, изъявивших желание создать фермерское хозяйство.

5. Соглашение подписывается всеми членами фермерского хозяйства.

6. По усмотрению членов фермерского хозяйства в соглашение могут включаться иные не противоречащие гражданскому законодательству условия.

7. Изменения, касающиеся состава фермерского хозяйства, должны быть внесены в соглашение, заключаемое членами фермерского хозяйства.

Статья 5. Государственная регистрация фермерского хозяйства

Фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Глава 3. Имущество фермерского хозяйства

Статья 6. Состав имущества фермерского хозяйства

1. В состав имущества фермерского хозяйства могут входить земельный участок, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственные и иные техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и иное необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства имущество (пункт в редакции, введенной в действие с 8 декабря 2006 года Федеральным законом от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).

2. Плоды, продукция и доходы, полученные фермерским хозяйством в результате использования его имущества, являются общим имуществом членов фермерского хозяйства.

3. Имущество фермерского хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если соглашением между ними не установлено иное.

Доли членов фермерского хозяйства при долевой собственности на имущество фермерского хозяйства устанавливаются соглашением между членами фермерского хозяйства.

4. Перечень объектов, входящих в состав имущества фермерского хозяйства, порядок формирования имущества фермерского хозяйства устанавливаются членами фермерского хозяйства по взаимному согласию.

Статья 7. Владение и пользование имуществом фермерского хозяйства

Члены фермерского хозяйства сообща владеют и пользуются имуществом фермерского хозяйства. Порядок владения и пользования имуществом фермерского хозяйства определяется соглашением, заключенным между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона.

Статья 8. Распоряжение имуществом фермерского хозяйства

1. Порядок распоряжения имуществом фермерского хозяйства определяется соглашением, заключенным между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона.

2. Распоряжение имуществом фермерского хозяйства осуществляется в интересах фермерского хозяйства главой фермерского хозяйства.

3. По сделкам, совершенным главой фермерского хозяйства в интересах фермерского хозяйства, отвечает фермерское хозяйство своим имуществом, определенным в статье 6 настоящего Федерального закона. Сделка, совершенная главой фермерского хозяйства, считается совершенной в интересах фермерского хозяйства, если не доказано, что эта сделка заключена главой фермерского хозяйства в его личных интересах.

Статья 9. Раздел имущества фермерского хозяйства

1. При выходе из фермерского хозяйства одного из его членов земельный участок и средства производства фермерского хозяйства разделу не подлежат.

2. Гражданин в случае выхода его из фермерского хозяйства имеет право на денежную компенсацию, соразмерную его доле в праве общей собственности на имущество фермерского хозяйства. Срок выплаты денежной компенсации определяется по взаимному согласию между членами фермерского хозяйства или в случае, если взаимное согласие не достигнуто, в судебном порядке и не может превышать год с момента подачи членом фермерского хозяйства заявления о выходе из фермерского хозяйства.

3. Гражданин, вышедший из фермерского хозяйства, в течение двух лет после выхода из него несет субсидиарную ответственность в пределах стоимости своей доли в имуществе фермерского хозяйства по обязательствам, возникшим в результате деятельности фермерского хозяйства до момента выхода его из фермерского хозяйства.

Читайте также:
Отпуск по уходу за ребенком до 1,5 или 3 лет в 2022 году

4. При прекращении фермерского хозяйства в связи с выходом из него всех его членов имущество фермерского хозяйства подлежит разделу между членами фермерского хозяйства в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Статья 10. Наследование имущества фермерского хозяйства

Наследование имущества фермерского хозяйства осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Глава 4. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для осуществления фермерским хозяйством его деятельности

(Наименование в редакции, введенной в действие с 1 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 446-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

Статья 11. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для осуществления фермерским хозяйством его деятельности

(Наименование в редакции, введенной в действие с 1 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 446-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

1. Для осуществления фермерским хозяйством его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 446-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

2. Для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 446-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

3. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, формируются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 446-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

Статья 12. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления фермерским хозяйством его деятельности

(Наименование в редакции, введенной в действие с 1 марта 2015 года Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

1. Порядок предоставления земельных участков для осуществления фермерским хозяйством его деятельности устанавливается Земельным кодексом Российской Федерации.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 марта 2015 года Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

6. Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка для осуществления фермерским хозяйством его деятельности может быть оспорено в судебном порядке.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 446-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

6_1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставляемых для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

(Пункт дополнительно включен с 1 марта 2015 года Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ)

7. Минимальные размеры земельных участков не устанавливаются для фермерских хозяйств, основной деятельностью которых является садоводство, овощеводство защищенного грунта, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, товарное рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее минимальных размеров земельных участков, установленных законами субъектов Российской Федерации (пункт в редакции, введенной в действие с 11 января 2011 года Федеральным законом от 28 декабря 2010 года N 420-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).

Федеральный закон от 6 декабря 2021 г. N 407-ФЗ “О внесении изменений в статью 19 Федерального закона “О крестьянском (фермерском) хозяйстве” и отдельные законодательные акты Российской Федерации”

Документ является поправкой к

Комментарии Российской Газеты

Принят Государственной Думой 25 ноября 2021 года

Одобрен Советом Федерации 1 декабря 2021 года

Статья 1

Статью 19 Федерального закона от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ “О крестьянском (фермерском) хозяйстве” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 24, ст. 2249) дополнить пунктом 4 следующего содержания:

“4. Фермерское хозяйство может реализовывать на используемом им для осуществления своей деятельности земельном участке из земель сельскохозяйственного назначения сельскохозяйственную продукцию собственного производства с использованием помещений, расположенных в объектах капитального строительства, некапитальных строениях, сооружениях, входящих в состав имущества фермерского хозяйства, или нестационарных торговых объектов при условии размещения таких объектов на данном земельном участке, не относящемся к сельскохозяйственным угодьям. Требования к помещениям, указанным в настоящем пункте, устанавливаются законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Размещение нестационарных торговых объектов на данных земельных участках допускается без проведения работ, связанных с нарушением почвенного слоя земельного участка.”.

Статья 2

Внести в пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ “О сельскохозяйственной кооперации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4870; 1999, N 8, ст. 973; 2003, N 24, ст. 2248; 2006, N 45, ст. 4635; 2017, N 31, ст. 4766; 2020, N 29, ст. 4506; 2021, N 15, ст. 2437) следующие изменения:

1) дополнить предложением следующего содержания: “Сельскохозяйственный потребительский кооператив может реализовывать на используемом им земельном участке из земель сельскохозяйственного назначения сельскохозяйственную продукцию собственного производства с использованием помещений, расположенных в объектах капитального строительства, некапитальных строениях, сооружениях, строительство, реконструкция и эксплуатация которых допускаются на данном земельном участке в соответствии с законодательством Российской Федерации, или нестационарных торговых объектов при условии размещения таких объектов на данном земельном участке, не относящемся к сельскохозяйственным угодьям, без проведения работ, связанных с нарушением почвенного слоя земельного участка.”;

Читайте также:
Земля для крестьянского фермерского хозяйства - как получить в аренду

2) дополнить абзацем следующего содержания:

“Требования к помещениям, указанным в настоящем пункте, устанавливаются законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.”.

Статья 3

Пункт 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4147; 2006, N 23, ст. 2380; N 50, ст. 5279; 2008, N 30, ст. 3597; 2014, N 26, ст. 3377; N 30, ст. 4235; 2017, N 27, ст. 3940; 2019, N 52, ст. 7795; 2021, N 27, ст. 5127) изложить в следующей редакции:

“2. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, мелиоративными защитными лесными насаждениями, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми в целях осуществления прудовой аквакультуры), объектами капитального строительства, некапитальными строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, в случаях, предусмотренных федеральными законами, нестационарными торговыми объектами.”.

Статья 4

В статье 1 Федерального закона от 2 июля 2021 года N 299-ФЗ “О внесении изменений в статью 77 Земельного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 27, ст. 5127) слова “слова “а также зданиями” заменить словом “зданиями”,” исключить.

Президент Российской Федерации В. Путин

КФХ в 2020: бухучет и налогообложение

Крестьянское фермерское хозяйство является таким же налогоплательщиком, как любая другая коммерческая организациям. Специфика деятельности, безусловно, влияет на выбор системы налогообложения и ведение бухгалтерского учета.

В 2020 году для КФХ доступны ОСНО, УСН и профильный режим ЕСХН. Последний актуален для товаропроизводителей. В целом, КФХ может называться организация, деятельность которой связана с производством, переработкой, реализацией сельскохозяйственной, животноводческой продукции.

Специфичная первичка

Бухгалтерский учет в фермерском хозяйстве предусматривает обработку первичных документов, отражение финансово-хозяйственных операций в базе, ведение регистров, выполнение проводок, формирование и сдачу отчетности. На первичке стоит остановиться более подробно.

Применение ряда документов обусловлено особенностями деятельности фермерского хозяйства. Так, бухгалтеру КФХ приходится сталкиваться с путевыми листами Ф412 АПК, реестрами отправки зерна с поля, накопительными ведомостями поступления урожая, ведомостями движения сырья, актами на сортировку, просушку и т.п. Также к учету принимаются лимитно-заборные карты, акты списания материалов, акты оприходования приплода (актуально для животноводства).

Бухгалтер КФХ должен иметь соответствующие компетенции, опыт ведения учета у сельскохозяйственного товаропроизводителя. В противном случае не избежать грубых ошибок и связанных с ними налоговых, финансовых, юридических и репутационных последствий.

Общие учетные моменты

Так или иначе бухгалтерский учет фермерского хозяйства крутится вокруг товарно-материальных ценностей. Специалисты контролируют данные о поступлении, об использовании материалов. Особое внимание уделяется затратам при получении продукции, определению себестоимости. Специфика деятельности КФХ требует учитывать при отражении бухгалтерских данных естественную убыль сырья или сельхозпродукции.

Первичные данные, как правило, в учете отражаются в количественном измерении. Определение себестоимости произведенной продукции имеет ряд особенностей. Свои нюансы в данном случае имеют растениеводство, животноводство, переработка сырья.

Налогообложение фермерской деятельности

При выборе системы налогообложения учитывается специфика деятельности КФХ, предполагаемый доход, оборот и другие факторы. ОСНО чаще всего используется при утрате права на ЕСХН или упрощенку. Режим является базовым. При регистрации он выбирается автоматически. Для перехода на УСН или сельхозналог налогоплательщик подает соответствующее заявление в ИФНС в установленный срок.

Кому доступны спецрежимы? Всем фермерским хозяйствам, которые соответствуют условиям, установленным действующим законодательством. Для применения УСН, например, есть ограничения по обороту, величине ОС, среднесписочной численности. Применение ЕСХН возможно при определенном размере доли сельскохозяйственной продукции.

Признание доходов и расходов при упрощенке и сельхозналоге осуществляется кассовым методом. При ОСНО может использоваться метод начисления. Основным налогом при УСН является налог, заменяющий налог на прибыль, НДС. При ЕСХН КФХ платит сельхозналог. Хозяйства на ОСНО рассчитывают налог на прибыль и другие налоги.

Налоговая база при упрощенке может определяться с учетом доходов или разницы между доходами и расходами. Для пользователей ЕСХН доступен один способ ее определения – доходы минус расходы. Аналогичным способом определяется налоговая база при ОСНО.

Чаще всего фермерские хозяйства работают на сельхозналоге. Это обусловлено наличием ряда преференций, в том числе по уплате отдельных налогов (НДС, имущественного и других). Также к преимуществам режима стоит отнести упрощенный порядок отчетности и ведения бухучета.

Особенности применения ЕСХН

Сельхозналог может использоваться только хозяйствами, для которых соответствующая деятельность является основной. Доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции должна быть 70% или больше.

Действующие КФХ, пользователи УСН или ОСНО, на ЕСХН могут перейти с начала нового календарного года. Новым компаниям рекомендуется подавать заявление на смену режима налогообложения одновременно с регистрационными документами.

Читайте также:
Больничный лист после операции: срок и продолжительность

Отчитываться перед налоговой пользователям ЕСХН приходится раз в год – в марте. В декларацию ЕСХН вносятся сводные данные, согласно книге учета доходов, расходов. При этом важно учитывать наличие ограничений по допустимым затратам.

Ставка сельхозналога составляет 6%. Платится он в два этапа: авансовый платеж – до 25 июля текущего года, фактический – до 1 апреля года, следующего за отчетным. В случае просрочки налогоплательщику начисляется пеня.

Штрафные санкции предусмотрены и за непредставление декларации, неуплату налогов. Забыли сдать отчет и рассчитаться с бюджетом? Будьте готовы заплатить 20% от начисленной суммы налога.

Актуальные нюансы бухучета

А теперь самое время разобраться со спецификой бухгалтерского учета. Начнем, пожалуй, с имущества. Если КФХ работает на ЕСН или ЕСХН, обязанность учитывать данные по имуществу в отдельных регистрах не возникает. Для пользователей ОСНО такой учет остается актуальным.

Формы внутреннего учета имущества КФХ определяют самостоятельно. Чаще всего используются книги формы 1-КХ. В отдельных разделах учитываются данные по участкам, многолетним насаждениям, ОС, оборудованию, технике, транспорту, оборотным средствам. Также отдельным видом имущества является продуктивный, рабочий скот и скот на откорме.

НМА тоже подлежат обязательному учету. Их стоимость формируется в том же порядке, что и ОС. Первоначальная стоимость определяется по фактическим затратам на приобретение. К нематериальным активам фермерского хозяйства относятся авторские права, селекционные инновации для производства, переработки продукции, лицензии (в том числе на ПО), патенты на сорта растений, права на использование природных ресурсов.

НМА включаются в состав расходов путем отнесения амортизации. Срок их использования определяется периодом ожидаемого получения экономической выгоды.

Еще одной обязательной учетной статьей является оплата труда работников фермерского хозяйства. Трудовые отношения оформляются в соответствии с ТК. Для зарплатного учета значение имеют такие первичные документы, как табель рабочего времени, наряды на проведение работ, путевые, учетные листы, реестры и ведомости расчета зарплаты.

КФХ имеет статус юридического лица или ИП с правом найма работников. В учете оплаты труда используются первичные документы для учета персонала и его труда:

  • Табели учета рабочего времени.
  • Наряды на проведение сдельных работ.
  • Путевые листы транспортного средства.
  • Реестры и учетные листы.
  • Ведомости для расчета и выдачи заработной платы.

Суммы, полученные работниками по оплате труда, подлежат обложению налогом с доходов. КФХ выступает по отношению к персоналу налоговым агентом, имеет обязанность по удержанию налога и уплате его в бюджет.

Страховые взносы КФХ и периодичность отчетности

Суммы начисленной заработной платы персоналу хозяйства облагаются страховыми взносами, перечисляемыми в фонды. Ставка каждого из вида взносов определяется в зависимости от выбранной системы налогообложения. Взносы и отчетность по ним перешли под администрирование ИФНС. В ФСС контроль осуществляется только по отчислениям по травматизму и профзаболеваниям, о чем необходимо представлять сокращенный отчет.

КФХ: понятие, сущность, особенности создания и деятельности

Елена Юрьевна Гавдур,
юрист ООО «Ведки»

Правовую основу организации и деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ) составляют:

— Положение о госрегистрации;

Понятие и сущность КФХ

КФХ является одной из относительно новых организационно-правовых форм аграрного предпринимательства.

КФХ признается коммерческая организация, созданная одним гражданином (членами одной семьи), внесшим (внесшими) имущественные вклады, для осуществления предпринимательской деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, а также по ее переработке, хранению, транспортировке и реализации, основанной на его (их) личном трудовом участии и использовании земельного участка, предоставленного для этих целей в соответствии с законодательством об охране и использовании земель .

Таким образом, КФХ обладает статусом юрлица и характеризуется следующими классическими признаками:

1) наличие обособленного имущества.

Означает обособленность имущества КФХ от имущества его учредителей (членов). КФХ принадлежит на праве собственности имущество, переданное в качестве вклада в уставный фонд его учредителями (членами), а также имущество, произведенное и приобретенное КФХ в процессе его деятельности ;

2) организационное единство (наличие внутренней структуры, органов управления, обладающих соответствующей компетенцией).

В КФХ, созданном одним гражданином, глава КФХ является высшим органом управления, который вправе решать все вопросы, связанные с деятельностью КФХ .

Управление деятельностью КФХ, в состав которого входят два или более члена, осуществляют общее собрание членов КФХ (высший орган управления) и глава КФХ (исполнительный орган). При этом глава КФХ подотчетен общему собранию членов КФХ .

Исключительная компетенция общего собрания членов КФХ определена в ч. 1 п. 1 ст. 20 Закона о КФХ. Так, в названной норме содержится неисчерпывающий перечень вопросов, рассмотрение которых не может быть возложено на главу КФХ, являющегося только исполнительным органом КФХ. Данный перечень может быть уточнен в уставе конкретного КФХ;

3) самостоятельная имущественная ответственность по своим обязательствам.

Члены КФХ не отвечают по его обязательствам, а КФХ не отвечает по обязательствам членов КФХ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. КФХ отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом ;

Читайте также:
Ответственность за неуплату налогов: уголовная и административная

4) самостоятельное выступление в гражданском обороте и любом суде от своего имени.

Данный признак означает, что КФХ через свои органы, обладающие определенной компетенцией, может выступать в качестве самостоятельного субъекта права в отношениях с другими юрлицами, гражданами, государством (заключать договоры, обращаться в госорганы, выступать в качестве истца или ответчика в суде и т.д.).

Стоит отметить, что кроме классических признаков, свойственных юрлицу, КФХ обладает и определенными особенностями:

1) КФХ вправе создать отдельный гражданин (члены одной семьи), внесший (внесшие) имущественные вклады, для осуществления предпринимательской деятельности.

Членами КФХ могут быть дееспособные граждане, являющиеся членами одной семьи.

Членами семьи признаются супруги, их родители (усыновители), дети (в том числе усыновленные), братья и сестры, супруги и дети указанных лиц, а также другие лица, признанные членами семьи в соответствии с законодательством о браке и семье ;

2) КФХ основано на личном трудовом участии его членов и использовании земельного участка, предоставленного для вышеуказанных целей;

3) КФХ (его глава) обладает специальной земельной правосубъектностью;

4) КФХ является коммерческим юрлицом и в своей деятельности преследует цель извлечения прибыли;

5) основными видами деятельности КФХ являются производство сельскохозяйственной продукции с использованием земельного участка, предоставленного для этих целей, а также переработка, хранение, транспортировка и реализация произведенной им сельскохозяйственной продукции.

Таким образом, основу КФХ составляет наличие трех элементов: определенного имущественного комплекса, земельного участка, предоставленного для осуществления строго определенных целей, и лиц — членов одной семьи, совместно ведущих КФХ.

ВС обобщил практику предоставления земли КФХ и сельскохозяйственным организациям

23 декабря 2020 г. Президиум Верховного Суда утвердил Обзор судебной практики по делам, связанным с предоставлением земельных участков сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения сельскохозяйственного производства, который включает в себя 12 разъяснений.

Адвокат Центрального филиала г. Читы Палаты адвокатов Забайкальского края Виталий Воложанин отметил, что разъяснения вопросов судебной практики на основе ее изучения и обобщения имеют важное практическое значение, особенно в сфере, связанной с земельными правоотношениями. «В первую очередь это связано с динамикой совершенствования базовых законов, регулирующих отношения о предоставлении земельных участков. Рассматриваемый обзор Верховного Суда – значимый документ в правоприменительной практике, так как позволяет обеспечить судам единообразное применение практики по делам, связанным с предоставлением земельных участков субъектам – сельхозпроизводителям», – полагает он.

По его мнению, такие анализ и обобщение правоприменительной практики позволят субъектам сельскохозяйственного производства при разрешении вопросов, связанных с заключением договора аренды земельных участков для своей производственной деятельности, избежать необоснованных исков о признании его недействительным и о применении последствий недействительности сделки.

Содержание документа

В преамбуле, в частности, отмечено, что действующее земельное законодательство закрепляет общее правило о предоставлении государственного или муниципального участка земли в собственность или аренду на торгах. При этом упомянуты нормы закона, согласно которым возможно заключение договоров о предоставлении участка для сельскохозяйственного производства в собственность или в аренду без проведения торгов.

Как следует из п. 1 Обзора, предоставление земельного участка для сельскохозяйственного производства на основании п. 8 ст. 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения без проведения торгов допустимо лишь в отсутствие заявлений о предоставлении этого участка от других КФХ или сельскохозяйственных организаций. В целях установления таких лиц уполномоченный орган публикует извещение о предоставлении земельного участка в порядке, предусмотренном ст. 39.18 ЗК РФ.

В п. 2 документа отмечено, что арендатор земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, имеет право на заключение договора аренды на новый срок без проведения торгов. В этом случае опубликования извещения о предоставлении земельного участка, предусмотренного ст. 39.18 ЗК РФ, не требуется.

Виталий Воложанин отметил, что действующее земельное законодательство закрепляет общее правило о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность или аренду на торгах. «При этом предусмотрены случаи, когда договоры о предоставлении участка для сельскохозяйственного производства в собственность или в аренду заключаются без проведения торгов. И вот здесь наиболее интересным представляется разъяснение случаев, когда договоры о предоставлении участка для сельскохозяйственного производства в собственность или в аренду заключаются без проведения торгов, что, безусловно, упрощает процедуру получения земли сельхозпроизводителями», – полагает он.

Согласно п. 3, если арендатор продолжает использование земельного участка, предоставленного в установленном порядке без торгов для ведения сельскохозяйственного производства до 1 марта 2015 г., после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок. В этом случае арендатор вправе обратиться с заявлением о заключении нового арендного договора.

«Возможность заключения арендатором права аренды земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, на новый срок также имеет большую практическую ценность», – отметил Виталий Воложанин.

В п. 4 разъяснен порядок решения вопроса о продаже без проведения торгов в случае, указанном в подп. 9 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ, земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства, лицам, арендующим эти участки более трех лет. Для исчисления трехлетнего срока аренды может учитываться не только последний действующий договор аренды, но и предыдущие, последовательно заключенные договоры аренды земельного участка с одним арендатором.

Читайте также:
Электронная цифровая подпись - что это, как сделать и получить ЭЦП

В п. 5 Обзора отмечено, что трехлетний срок аренды земельного участка, предоставленного для ведения сельскохозяйственного производства, установленный вышеуказанной нормой, в случае продажи участка его арендатору без торгов исчисляется с момента заключения договора аренды при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных и не устраненных в этот период нарушениях законодательства РФ при использовании участка земли.

Исходя из п. 6 документа, площадь земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, который может быть выкуплен арендатором в порядке подп. 9 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ, определяется с учетом законодательных требований к образованию земельных участков и не ограничена площадью, необходимой для использования недвижимости, правомерно размещенной на таком участке.

В п. 7 разъясняется, что арендатор, переоформивший право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком сельскохозяйственного назначения, вправе приобрести его в собственность независимо от срока использования участка по договору аренды на условиях, предусмотренных п. 3.2 ст. 3 Закона о введении в действие ЗК РФ.

В следующем пункте отмечается, что земельный участок, предназначенный для сельскохозяйственного производства в составе земель населенных пунктов, нельзя выкупить на основании подп. 9 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ после изменения его вида разрешенного использования в соответствии с правилами землепользования и застройки.

Директор юридической компании «КОНУС» Алексей Силиванов отметил, что многие владельцы земли воспринимают включение их участков в состав земель населенных пунктов, отнесение их к категории деловой застройки как благо, ведь это расширяет возможности коммерческого использования недвижимости и увеличивает ее стоимость. «Земельным кодексом РФ установлено, что арендаторы могут выкупить участки для сельскохозяйственного производства без проведения торгов по истечении трех лет с момента заключения договора аренды. В обзоре практики Верховного Суда рассмотрена ситуация, при которой арендатор попытался выкупить без торгов сельскохозяйственный участок в составе земель населенных пунктов после его отнесения к зоне общественно-деловой застройки. Суд признал, что в результате этого осуществление сельскохозяйственного производства на участке невозможно, и это исключает возможность предоставления участка в собственность без проведения торгов в соответствии с подп. 9 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ», – пояснил он.

Как следует из п. 9, наличие условий для предоставления муниципального земельного участка, сформированного в счет невостребованных земельных долей, сельскохозяйственной организации или КФХ в собственность или аренду без проведения торгов на основании п. 5.1 ст. 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения может подтверждаться любыми относимыми, допустимыми и достоверными доказательствами

В п. 10 отмечено, что на торги может быть выставлен только участок земли, сформированный в счет невостребованных земельных долей, право собственности на которые признано за муниципалитетом, а не сами земельные доли (земельная доля).

Согласно п. 11 документа, выдел земельного участка в счет невостребованных земельных долей и регистрация на него права муниципальной собственности не прекращают договор аренды участка сельскохозяйственного назначения, заключенный участниками долевой собственности до признания права собственности на невостребованные доли за муниципальным образованием.

В последнем пункте Обзора отмечено, что земельный участок для осуществления сельскохозяйственного производства предоставляется казачьему обществу в аренду без торгов в пределах территорий, установленных законом субъекта РФ, исключительно в целях сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования с учетом потребности такого общества в участке земли.

Крестьянское фермерское хозяйство

Содержание:

  • Что такое Крестьянское фермерское хозяйство?
  • Закон о крестьянском фермерском хозяйстве
  • Регистрация крестьянского фермерского хозяйства
  • Отличия КФХ от ЛПХ
  • Имущество крестьянского фермерского хозяйства
  • Земля КФХ
  • Члены и глава
  • Закрытие и перерегистрация КФХ
  • Полезные советы и предостережения при создании КФХ
  • Видео: Зачем оформлять КрестьянскоеФермерское хозяйство, и выгодно ли это?

Что такое Крестьянское фермерское хозяйство?

Крестьянские фермерские хозяйства (КФХ) – совсем не новость для России. Как вид предпринимательской деятельности они появились ещё в конце 80-ых годов в той стране, о которой сейчас приходится лишь мечтать – СССР.

Но только через 14 лет, уже в России, был издан закон № 74-Ф3 под названием «Федеральный закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве». Дума приняла закон 23 мая 2003 года, Совет Федерации одобрил – через 5 дней, а президент подписал ещё через 2 недели – 11 июня.

Закон определяет все правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств. Он становится гарантом права граждан на данный вид самостоятельной деятельности.

Закон состоит из 23 пунктов, разбитых по 9 главам.

Закон о крестьянском фермерском хозяйстве (КФХ) – основные пункты

Первая глава определяет общие положения закона и закрепляемого им вида деятельности на земле. Самое главное – точно определяется, что же такое фермерское хозяйство, и мы советуем всем, интересующимся КФХ очень внимательно уяснить себе это положение, которое приводим дословно (здесь и далее, все выдержки из закона приводятся без изменений и выделяются шрифтом):

Читайте также:
Обязательная маркировка товаров - какие товары ей подлежат

“Крестьянское (фермерское) хозяйство (далее также – фермерское хозяйство) представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии”.

Обращаем внимание, что закон относит к деятельности КФХ не только производство и реализацию, но и хранение и транспортировку сельхозпродукции, что принципиально важно, учитывая недоработки законов, по которым происходило функционирование КФХ до сих пор.

Создаётся хозяйство группой лиц или единственным человеком, без образования или с образованием юридического лица. Последний случай определяет статья 86.1 4-ой главы Гражданского кодекса России, которая называется «Крестьянское (фермерское) хозяйство». Вот все 5 пунктов данной статьи :

“1. Граждане, ведущие совместную деятельность в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства (статья 23 [имеется в виду 74-Ф3]), вправе создать юридическое лицо – крестьянское (фермерское) хозяйство.
Крестьянским (фермерским) хозяйством, создаваемым в соответствии с настоящей статьей в качестве юридического лица, признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, основанной на их личном участии и объединении членами крестьянского (фермерского) хозяйства имущественных вкладов.
2. Имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит ему на праве собственности.
3. Гражданин может быть членом только одного крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица.
4. При обращении взыскания кредиторов крестьянского (фермерского) хозяйства на земельный участок, находящийся в собственности хозяйства, земельный участок подлежит продаже с публичных торгов в пользу лица, которое в соответствии с законом вправе продолжать использование земельного участка по целевому назначению.
Члены крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица, несут по обязательствам крестьянского (фермерского) хозяйства субсидиарную ответственность.
5. Особенности правового положения крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица, определяются законом [74-Ф3].”

Обращаем внимание на ключевые выдержки из закона о КФХ:

• Объединение граждан должно произойти строго на принципах добровольности;
• Предполагается личное участие каждого члена хозяйства в его деятельности;
• Гражданин имеет право быть членом только одного КФХ со статусом юридического лица;
• В случае взыскания задолженности с хозяйства реализация его имущества должна проводиться на публичных торгах.
• Все члены хозяйства несут ответственность друг за друга – если один не может выполнить свои обязательства, это обязаны сделать другие. В этом и заключается понятие субсидиарной ответственности (с латыни – «вспомогательной», «дополнительной»).

Если КФХ функционирует без образования юридического лица, то его деятельность регулируется гражданским кодексом и законом № 74-Ф3.

• Государственная власть должна содействовать образованию рассматриваемых объединений, а в дальнейшем всячески поддерживать их работу, обеспечивая доступ к ресурсам, в первую очередь, финансовым.
• Строжайше не допускается любое вмешательство государства в деятельность КФХ, если, конечно, эта деятельность не пахнет откровенной уголовщиной.

Регистрация крестьянского фермерского хозяйства

Порядок создания КФХ

Очень важной главой закона является 2-ая, определяющая порядок создания фермерского хозяйства.

Во-первых, право создать фермерское хозяйство на территории России имеет любой её житель:

• Гражданин страны;
• Иностранец, или,
• Лицо без гражданства.

В члены КФХ могут быть в дальнейшем приняты родственники основателя, но

• Не более чем из 3 семей, и,
• По достижении 16-летнего возраста.

В КФХ могут включаться лица и не состоящие в родстве с главой хозяйства, но их количество не должно превышать 5 человек.

Если хозяйство создаётся одним лицом, то и соглашения составлять не требуется, иначе потребуется соглашение между организаторами, которое обязательно должно включать следующие сведения :

“1) о членах фермерского хозяйства;
2) о признании главой фермерского хозяйства одного из членов этого хозяйства, полномочиях главы фермерского хозяйства в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона и порядке управления фермерским хозяйством;
3) о правах и об обязанностях членов фермерского хозяйства;
4) о порядке формирования имущества фермерского хозяйства, порядке владения, пользования, распоряжения этим имуществом;
5) о порядке принятия в члены фермерского хозяйства и порядке выхода из членов фермерского хозяйства;
6) о порядке распределения полученных от деятельности фермерского хозяйства плодов, продукции и доходов.”

Уже перечень требуемых сведений ясно говорит о том, что создание документа требует предельной точности и дисциплины, как организационной, так и юридической. Поэтому, настоятельно советуем составление данного документа проводить под строгим кураторством квалифицированного юриста, знакомого со спецификой создаваемой организации.

Именно юрист не забудет напомнить всем участникам будущей организации, что:

• К соглашению должны прилагаться копии документов, подтверждающих родство членов организации, если такое есть;
• Соглашение обязаны подписать все члены организации лично (тут не забудем от такой вещи как «графологическая экспертиза», которая не допустит никаких подделок подписей);
• Создаваемый документ не ограничивает творческую инициативу его подписантов – в документ могут быть внесены и любые другие положения, касающиеся деятельности хозяйства, лишь бы они не входили в противоречие с законами страны.
• Необходимо уже в самом первом варианте соглашения предусмотреть возможные его изменения, касающиеся состава членов хозяйства.

Читайте также:
Больничный лист при бытовой травме: как оплачивается + расчет

Последняя статья (5-ая) 2-ой, организационной, главы закона 74-Ф3 коротко требует государственной регистрации создаваемой организации. Именно с момента госрегистрации КФХ признаётся официально созданным. Обращаем внимание, что закон не определяет порядок проведения регистрации в государственных органах.

Отличия КФХ от ЛПХ (личного подсобного хозяйства)

Имущество крестьянского фермерского хозяйства

Принципиально важной является 3-тья глава закона, определяющая имущество членов КФХ. Практика почти 30-летнего опыта функционирования подобных хозяйств показывает, что, в конце концов, именно имущество и является основой всех взаимоотношений в коллективе. Тут удивляться не приходится – материальное берёт своё, тем более, такое как :

• земельные участки,
• всевозможные здания и постройки (другими словами, недвижимость),
• мелиоративные сооружения и сооружения для других производственных операций;

• весь скот и птица,
• техника и оборудование,
• транспортные средства,
• инвентарь и любое иное оборудование, необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства;

а также, безусловно :

• вся продукция хозяйства,
• любые финансовые ресурсы, полученные от деятельности КФХ.

Особо подчёркивается, что всё перечисленное находится в совместном использовании членов хозяйства в равной степени, если иное отдельно не оговаривается в соглашении – вот когда без помощи юриста не обойтись.

Полный и подробный перечень имущества КФХ был уточнён через 3 с половиной года после издания закона 74-Ф3 4 декабря 2006 года в законе № 201-Ф3.

Закон определяет также следующие положения, касающиеся владением имущества КФХ :

• Все члены хозяйства владеют имуществом сообща;
• Порядок владения оговаривается в соглашении;
• Всё владение должно осуществляться только в общих интересах хозяйства;
• Имущество – гарант заключаемых хозяйством сделок;
• Все сделки, заключаемые главой хозяйства, «по умолчанию» предполагаются заключаемыми в интересах всех членов хозяйства. Если сделка вызывает недоверие у любого члена организации, и он считает, что она заключена в интересах отдельных лиц, то такое недоверие имеет, безусловно, право на оглашение, но при наличии неопровержимых доказательств.

Там, где речь идёт об имуществе, никуда не деться от разговора о его разделе и наследовании. Здесь действуют следующие положения :

• Очень важно! При выходе одного из членов хозяйства из организации земля и средства производства в полном объёме остаются собственностью хозяйства.
• Отказник только имеет право на денежную компенсацию своего пая. Если размер этого пая стороны вынуждены определять в судебном порядке, то выплата должна быть произведена не позднее чем через год, после подачи заявления о выходе (заметим, а не через год после принятия окончательного судебного решения).
• Бывший член КФХ ещё в течение 2 лет несёт ответственность за все действия организации, совершённые в его бытность в ней.
• Если КФХ прекращает свою деятельность, то имущество делится между всеми его членами согласно требованиям Гражданского кодекса.
• Гражданский кодекс определяет и правила и права наследования имущества КФХ.

Земля крестьянского фермерского хозяйства

Если вы думаете, что споры о земле возникли, когда в своё время кто-то воскликнул : «Земля – крестьянам!» – то вы ошибаетесь. Этим спорам сто лет в обед, и всегда они были до ужаса трудны в разрешении.

Что же удивляться, что разрешению «земельного вопроса» при создании КФХ в законе отводится самая большая, 4-ая, глава.

Дело дошло до того, что закон был переиздан дважды :

• Сначала 28 декабря 2013 года под № 446-Ф3, а затем,
• 23 июня 2014 года под номером 171-Ф3,

И оба раза корректировалась именно 4-ая глава.

Итак, глава называется «Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для осуществления фермерским хозяйством его деятельности».

Во-первых, надо всех успокоить сразу. Если вид разрешённого использования земли не входит в новый перечень видов по закону № 446-Ф3, то вам не придётся заново оформлять все документы.

Во-вторых, чётко определяется, что КФХ может иметь в своём использовании земли сельскохозяйственного назначения, причём на этих землях возможно строительство, необходимое для функционирования хозяйства.

В-третьих, КФХ может через суд оспорить отказ местного органа госвласти предоставить необходимую землю.

В-четвёртых, порядок выделения земель КФХ строго ориентирован на положения другого закона – № 101-Ф3 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 года. И снова мы ведём речь о необходимости надёжной юридической поддержки деятельности КФХ.

Члены и глава крестьянского фермерского хозяйства (КФХ)

Безусловно, список членов КФХ не может застыть «на одном месте». Возможен и приём новых членов и исключение уже бывалых работников. Этой теме посвящена 5-ая глава закона.

Читайте также:
Временный работник – как принять и уволить, обязанности и отпуск

Всё довольно просто:

• Приём новых членов происходит при взаимном согласии всех членов КФХ и при наличии письменного заявления вновь вступающего.
• Выходу из хозяйства также должно предшествовать заявление в письменной форме.

Из членов хозяйства при взаимном согласии всех избирается его глава, который должен проводить свою работу на благо всей организации, не допуская ущемления прав любого из его членов.

17-ая статья закона определяет полномочия главы КФХ :

“Глава фермерского хозяйства:

  • организует деятельность фермерского хозяйства;
  • без доверенности действует от имени фермерского хозяйства, в том числе представляет его интересы и совершает сделки;
  • выдает доверенности;
  • осуществляет прием на работу в фермерское хозяйство работников и их увольнение;
  • организует ведение учета и отчетности фермерского хозяйства;
  • осуществляет иные определяемые соглашением между членами фермерского хозяйства полномочия.”

Закрытие и перерегистрация КФХ

Если в течение полугода глава хозяйства не осуществляет своей деятельности, то его члены на собрании вправе поставить вопрос о его замене, что, впрочем, не влечёт исключение неудачного главы из членов КФХ.

Закон допускает объединение нескольких КФХ в союзы по любому признаку, лишь бы деятельность подобного нового объединения отвечало целям работы каждого КФХ и полностью отвечало законам Российской Федерации.

В противном случае надзорные органы вправе по суду прекратить деятельность любого хозяйства. Определяются и другие причины закрытия КФХ :

  • По обоюдному согласию всех членов;
  • Если по различным причинам в КФХ не осталось ни одного члена;
  • При банкротстве хозяйства;
  • В случае преобразования КФХ в производственный кооператив или хозяйственное товарищество.

Если ваше КФХ было создано по старому закону ещё РСФСР № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» 1990 года, то его перерегистрация не требуется. Более того, такие хозяйства могут на равных основаниях быть преобразованы в «юридические лица».

Есть небольшой только нюанс, который нужно иметь в виду.

Если ваше хозяйство уже изначально было организовано как юридическое лицо по тому, старому, закону 1990 года, то перерегистрация также не требуется, но только до 1 января 2021 года! Данное положение было введено законами №239-Ф3 и №263-Ф3 от 30 октября 2009 и 25 декабря 2012 соответственно.

Безусловно, организация КФХ дело для инициативных людей, настоящих трудяг на земле, связывающих с ней всю свою дальнейшую жизнь. Нельзя сказать, что множество принятых законов обеспечило данной форме организации сельскохозяйственных работ на земле сколько-нибудь успешное продвижение.

Но, что несомненно – государство таким образом говорит о своей полной поддержке КФХ, а дальше уже как повезёт, как пойдёт дело, насколько оно будет продумано и по-настоящему востребовано на рынке.

Полезные советы и предостережения при создании КФХ

Но вот советы от тех, кто всё-таки решился однажды пойти по этой дороге и не разочаровался :

  • Обязательно накапливайте опыт взаимоотношений и работы. Не стоит сразу бросаться в дело, сломя голову. Сначала испытайте КФХ в малом, пусть тестовом варианте, которое не потребует больших финансовых вложений, затем постепенно расширяйтесь.
  • Рассчитывайте в этой работе только на себя, по возможности поменьше обращайтесь за кредитами. По крайней мере, вся работа с банками должна быть продумана до мелочей. И это несмотря на то, что государство якобы постоянно готово оказывать поддержку развитию КФХ. Вот только Скрынник, проработав 3 года министром, почему уехала жить на Запад, а тут ещё говорят о каких-то вызовах её в следственные органы. Всё это страшно дискредитирует саму отрасль и её начинания, в целом очень перспективные.
  • Вся работа должна быть точно просчитана, её алгоритм должен быть понятен любому члену хозяйства, каждый должен строго выполнять свою работу и понимать на 100% каков вклад этой работы в успех работы всего предприятия.
  • Очень удобно, что КФХ могут поставлять свою продукцию в любые торговые точки, тогда как продукция с личных подсобных хозяйств в магазинах появиться не может. КФХ находится на едином налоге, а это только 6% от общего оборота хозяйства. Ну, и, когда КФХ достаточно выросло, оно может рассчитывать на помощь государства, но для этого потребуется официальная регистрация в виде юридического лица.

А вот уже предостережения от тех, кто набил шишек в этом деле:

  • КФХ не стоит, по крайней мере, в начале, связываться с торговлей – остановитесь пока на решении главной задачи выращивания;
  • Задача поиска покупателей своей продукции должна стать постоянным делом любого КФХ, а отсюда вывод один – постоянная реклама своей продукции и постоянное повышение, как её качества, так и услуг по её поставке.

Зачем оформлять Крестьянское Фермерское хозяйство и выгодно ли это? Видео

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: