Геймификация в социальных сетях – продвижение с помощью игр

«Продающие посты уже не работают»: как использовать геймификацию в соцсетях

Традиционные призывы к действию в постах уже не продают, как раньше. Пользователи привыкли к ним и воспринимают классику с неким равнодушием.

Основатель SMM-агентства Tesla Target (сертифицированный партнёр «ВКонтакте». Наши проекты — 585 Gold, «Слетать.ру», Nestle, «Спортмастер» и т.д). Спикер конференций «Суровый Питерский SMM. Эпизоды 4 и 5», «Найди свой трафик 2 и 3», «ВКонтакте Performance Day 2018», «Делай SMM» от Target Hunter.

Если проводить аналогию с медийкой, можно сказать, что у юзеров развивается баннерная слепота. Но в SMM может выручить геймификация. В статье мы подробно расскажем о том, как продавать играя, и поделимся идеями необычных квестов и геймификаций.

Что такое геймификация?

Если вы когда-нибудь писали чат-боту ради стикеров или тапали по экрану, играя в сторис, значит, сталкивались с геймификацией. Она создаёт новую модель отношений между бизнесом и клиентом, вовлекая людей в игру бренда, где они запоминают продукт и ассоциируют его с чем-то интересным.

В чём ценность геймификации?

С её помощью бренды выделяются на фоне конкурентов и налаживают отношения с клиентами. И как бонус: геймификация налаживает контакт с целевой аудиторией и не вызывает отторжения большим количеством рекламы.

Вернёмся к истокам. Почему люди покупают? Они хотят исполнить желание или решить свою проблему. А что делать, если продукт глобально не решает проблему? То есть его нельзя назвать бесполезным, но и полезным тоже не назовёшь. В таком случае сформировать потребность поможет как раз геймификация. Она же вызывает положительные эмоции от взаимодействия с брендом.

Например, Coca Cola из года в год устраивает масштабную рекламную кампанию перед Новым годом. В 2017 году поклонники бренда общались с чат-ботом и получали взамен стикеры. Так с помощью геймификаций и рекламных акций Coca Cola поддерживает образ главного продукта Нового года и повышает продажи.

А Kotex Russia, анонсируя новое приложение, вовлекли свою целевую аудиторию в игру.

Подписчики получают стикеры и участвуют в тесте. Для девушек — тест на профессию будущего, а для парней — тест на знание женского цикла.

Результат теста для девушек:

Результат теста для парней:

Сейчас бренд стимулирует продажи стикерами, которые можно получить, купив продукт.

Какие форматы геймификации актуальны сейчас?

Например, такая механика: выложи в сторис результат, отметь нас и получишь приз. Но здесь не всё так банально.

Маски в Instagram на пике популярности, но куда популярнее AR-игры. В них пользователь должен моргать, чтобы персонаж прыгал через препятствия и собирал предметы. AR-игры подходят под формат геймификации в духе: побей рекорд нашего креативного директора, выложи результат в сторис, отметь наш аккаунт и получи приз.

Немного российских брендов реализовали такую идею. Поэтому сейчас самое время заявить о себе с помощью захватывающей геймификации и наладить взаимодействие с аудиторией в новом формате.

Почему брендам нужна геймификация?

Классические призывы к действию и продающие посты уже не работают, а нативная реклама ушла в закат и машет нам белым платочком. Компании вынуждены не только набирать подписчиков в соцсетях, но и вовлекать их в активности.

Причин этому несколько:

  • большое количество комментариев и взаимодействий с аккаунтом положительно влияет на охват;
  • вовлечённые пользователи более лояльны, охотнее покупают и рекомендуют друзьям.

Навязчивая реклама бывает эффективной, но она вызывает и негативную реакцию у людей. А вот челленджи и крупные, хорошо продуманные геймификации сыграют только на пользу репутации и вовлечённости аудитории.

Не обязательно начинать с крупных геймификаций. Попробуйте небольшие игры в контенте и автоворонках, как это делаем мы в своих проектах, — это вовлекает пользователей в жизнь бренда.

Например, в проекте одной компании мы создали шуточный тест «Кто вы на новый год»‎. Формат тестов подходит для бизнес-страниц, связанных с бухгалтерией, экономикой, маркетингом или обучением, — предлагайте подписчикам проверить свои знания. Ну или сделайте тест со смешными результатами, которыми захочется делиться с друзьями, — это ещё лучше сработает для вовлечённости.

Как разработать геймификацию, которая приведёт к продажам?

Что делать, если цель — улучшить взаимодействие с аудиторией? Рассмотрим на примере. Допустим, наш продукт — сладкий газированный напиток.

Шаг 1: Выберите тему в зависимости от интересов ЦА

Это нужно, чтобы понять свою целевую аудиторию и предложить то, что ей точно понравится. Подумайте, кто ваш потенциальный клиент и что входит в круг его интересов. А потом найдите наиболее популярные темы в его сообществе. Например, сейчас крайне популярны стикеры «ВКонтакте». Можно придумать что-то, связанное с ними. Так вы сможете:

  • увеличить количество взаимодействий с контентом;
  • сделать аудиторию более лояльной и вовлечённой;
  • сформировать узнаваемость бренда;
  • сформировать потребность в продукте и увеличить количество продаж.
Шаг 2: Предложите пользователям что-то знакомое

Чем проще и понятнее для людей игра, тем она лучше. Не все захотят тратить много времени, чтобы вникнуть в правила и сложную механику. Уделите внимание дизайну. Игра должна быть красивой, а главное, удобной.

Допустим, на прошлом этапе мы решили, что аудитория продукта — мужчины и женщины от 18 до 30, которые любят активный образ жизни, работу, современную музыку и всё самое новое. Для этих людей мы можем сделать челлендж по саморазвитию или квест по контенту.

Чем хорош челлендж? Тем, что люди делают что-то в реальном мире, а не только в интернете. По сути, челлендж закрепляет взаимодействие с брендом в онлайне и в офлайне.

Фитнес-челлендж устроить не получится, потому что спорт и сладкие газированные напитки — не очень совместимые вещи, поэтому сделаем акцент на развлечениях.

Например, «30 дней хорошего настроения вместе с Х». Давайте людям ежедневные задания по типу «Спонтанно собери друзей и устрой небольшую вечеринку» и создавайте рейтинг тех, кто выполняет челлендж. Распространять задания можно в автоворонке. А проверкой послужат фото с хештегом челленджа.

Шаг 3. Свяжите геймификацию с долгожданным событием

Так люди захотят делиться ей со своими друзьями и делать игру вирусной.

Если у вас магазин косметики, устройте квест по контенту, приуроченный к 8 Марта. Предложите подписчицам искать в постах вашего Instagram, какие подарки вы положите в бьюти-бокс. А первым трём угадавшим он и достанется. Так вы буквально заставляете пользователей изучать аккаунт, мотивируя подарком.

Как сделать геймификацию успешной?

Успех каждой геймификации индивидуален, но есть факторы, которые повышают шансы.

Люди любят соревноваться и испытывать чувство азарта. Используйте этот трюк, и ваша конверсия увеличится. Разожгите интригу и простимулируйте дух соперничества. Пусть пользователи делятся своим успехом с друзьями или весело проводят время среди коллег.

Читайте также:
Как увеличить продажи в магазине - способы увеличения

Здесь важны внимание со стороны бренда и ценность самого приза. Убедитесь, чтобы механика не была слишком сложной или слишком простой. Никто не захочет играть роль сумасшедшего учёного ради блокнотика с ручкой. А слишком лёгкая механика не сможет заинтересовать людей.

Сделайте игру вирусной

Самое главное — у пользователей должна быть возможность поделиться результатом с друзьями. Как минимум сделайте общий хештег, разработайте систему рейтинга и используйте ситуативную рекламу во время процесса (публикуйте рейтинг, говорите, кто сейчас первый). Давайте участникам дополнительные баллы за то, что поделились тегом. Так ваши шансы создать виральную геймификацию возрастут.

Заключение

Сейчас самый нативный, перспективный и актуальный способ наладить отношения с аудиторией — это геймификация. Если сделать её грамотно, вы добьетесь wow-эффекта и прогремите на весь интернет. Используйте этот инструмент, потому что:

  • классические призывы к продажам работают хуже, чем спецпроекты с геймификациями;
  • вы хотите удивить своих потенциальных клиентов и выделиться на фоне конкурентов;
  • наскучили старые форматы, и вы хотите новизны для своего бренда.

Любите геймификации так, как любим их мы, и ваше сообщество будет благодарно.

Геймификация в соцсетях: как продвигать сообщества с помощью игровых механик + реальные кейсы

Здравствуйте! В этой статье мы поговорим про геймификацию в соцсетях.

Продвижение в соцсетях — относительно молодая ниша. Нет даже нормальной базы, в которой можно собрать основную методологию и применять её со ссылкой на нишу. Именно поэтому новые элементы в СММ заходят лучше всего. И один из таких относительно новых, но до конца не изученных элементов — геймификация.

Содержание

  • Что такое геймификация
  • Кто придумал геймификацию
  • Почему это вообще работает
  • Как продвигать сообщества в соцсетях с помощью игровых механик
  • Реальные кейсы продвижения с помощью игровых механик
  • Советы по внедрению игровых механик в конкретных сообществах

Что такое геймификация

Геймификация — это давнее направление. Её суть в том, чтобы человек мог делать все что угодно в форме игры. Обучаться в форме игры, работать, следить за собственным здоровьем, выбирать определенные товары и т. д. Сейчас геймификация активно применяется во многих нишах, в том числе и в маркетинге.

Геймификация — внедрение игровых механик для достижения целей.

В случае с продвижением в соцсетях — получение активностей для сообщества путем использования игровых методов. Можно увеличивать количество подписчиков, продажи, активности в виде лайков и комментариев и даже улучшить количество отзывов на картах и на сайте. Все это можно сделать просто внедрив определенные игровые методики.

Кто придумал геймификацию

Геймификацию использовали уже давно, просто не было особого названия для нее. Люди внедряли определенные игровые методы на работе, чтобы стимулировать своих сотрудников работать лучше и приносить компании больше денег. А потом кто-то сказал «а давайте назовем эту штуку геймификация». И тут началось. Сначала это подхватили известные спикеры: Гейб Зикерманн и Джейн Макгонигал, Ю-Кай Чоу, а затем все это перешло в интернет.

Так что точно неизвестно, кто придумал это понятие и внедрил его в обиход. Но можно однозначно сказать, что Билл Гейтс был одним из тех, кто первым понял суть геймификации и положительные её черты. История вот какая:

Microsoft в середине пути. Собраны лучшие сотрудники. Зарплаты высокие, обязанностей не так много. И нужно мотивировать сотрудников заниматься рутинной задачей — искать баги. Практически все топовые разработчики не любили этого делать. Да и сейчас не любят. И ищут баги лениво. Как их мотивировать? Деньгами? Не поможет. Пригрозить увольнением? Это топовые сотрудники, так нельзя.

И решение было элегантным и простым. Гейтс просто взял и создал рейтинг по количеству найденных багов и ошибок. Просто была небольшая табличка в офисе, в которой обновлялись данные по найденным багам. Больше ничего. И эффект был просто потрясающим. Все разработчики сразу же кинулись искать баги и соревновались за первое место рейтинга. Теперь их приходилось насильно прогонять домой.

Можно сказать, что это один из первых подходов геймификации, который получил хорошие результаты и заслужил отдельного упоминания в современной истории менеджмента.

И что самое интересное, никакого приза не было. Ни премии, ни какой-то путевки, ни выходных. Просто внутренний рейтинг и не более того. И эта ситуация стала одной из поворотных в истории использования игровых механик. Многие другие компании, которые знали об этом, начали активно использовать подобные трюки и добивались успеха там, где не работали другие методы. А сейчас уже многие говорят, что за геймификацией будущее, и что через 10-15 лет практически все будет проходить в форме игр. Даже банальное похудение или просто уход за здоровьем будут выглядеть в форме увлекательной игры, которая будет интересна всем.

Почему это вообще работает

Однозначно ответить на этот вопрос можно только фразой: это игры. И это действительно многое объясняет. Все в нашей жизни, с чисто психологической точки зрения — игра. У всего есть заранее оговоренные правила и условия победы. Даже при обычном разговоре. Есть правила — есть цель — есть приз. Всё. Но если отойти от абстрактности, то можно выделить три основных особенности, которые позволяют привлекать людей:

  1. Соперничество. Важно, чтобы человек мог соперничать с другими людьми за определенные достижения. Это мотивирует, заставляет работать лучше и постоянно доказывать, что он что-то может делать эффективнее других.
  2. Понятные условия. Это то, на чем сейчас горят многие маркетологи. Нужны понятные и простые условия, совокупность которых может привести к победе. Чем больше и лучше выполнишь — тем больше шансов.
  3. Возможность победить для каждого. Любой человек может победить, если будет соблюдать правила. И это действительно важно. Даже если шансы предельно низкие, если приз будет достаточным, каждый человек будет пытаться выиграть.

Это все с чисто психологической точки зрения. А еще маркетологи, которые используют методы геймификации для работы с клиентами, любят привлекать их разными психологическими приемами. Вроде ограниченности времени, дополнительной стимуляции через рекламу и новые призы и т. д. Это делает геймификацию эффективным инструментом для работы с большой аудиторией. А соцсети — действительно большая аудитория.

Как продвигать сообщества в соцсетях с помощью игровых механик

Теперь о конкретной пошаговой инструкции. Она будет очень подробной, чтобы создать целую систему того, как нужно применять игровые механики.

Читайте также:
Оптимизация сайта интернет-магазина пошагово

Шаг 1. Определяемся с соцсетью.

У каждой соцсети есть свои тренды. И нужно использовать разные игровые механики, чтобы играть по правилам. Вконтакте основные игровые механики направлены на получение комментариев. Чтобы люди совершали какое-то простое действие, к примеру, писали определенное слово, и имели возможность получать хорошие призы.

Вконтакте хорошо заходят динамические обложки, которые считают активность пользователей за определенный промежуток времени. Количество лайков, репостов и комментариев. И каждый день, неделю или месяц показывают, кто добился лучшего результата. А чтобы стимулировать людей участвовать в этой игре, достаточно просто ввести какой-то ценный приз.

В Фейсбуке такая же схема работы, как и Вк. С той лишь разницей, что сейчас Фейсбуком интересуется гораздо меньше народа. Оно и понятно, основной пласт аудитории англоязычный, и зачем нужно столько человек, если все равно компания ориентируется на русскоговорящую аудиторию. Плюс Фейсбук неудобен для маркетологов, потому что приходится проходить все 7 кругов ада, чтобы запустить рекламную кампанию. А повлиять на то, примут ли модераторы её или нет, практически нереально.

В Инстаграме все немного иначе. Здесь игры в двух форматах. В сториз и в контенте на стене. Сначала про контент на стене. Чаще всего игровые механики реализуются в гивах. Это просто раздача призов или денег за то, что человек подписывается на канал. Крайне неэффективная штука с точки зрения пользовательской активности и продаж, но позволяет набить аккаунт реальными людьми. Хоть и теми, кто просто участвует в подобных конкурсах.

Но самое интересное начинается в сториз. Они — лучшее, что можно использовать для продвижения в аккаунте Инстаграма, который уже слегка раскручен. Сториз можно сравнить с лутбоксами из компьютерных игр.

Лутбокс — сундук с внутриигровыми ценностями. Человек знает, что из него может выпасть, но при этом не знает, что конкретно выпадет ему в этот раз. Своеобразное казино.

Также и со сториз. Они собирают огромные просмотры, и если грамотно пользоваться этой функцией, можно привлекать большое количество человек к важным темам. Главное, чередовать разные форматы. Продающий пост — ответ на вопросы — развлекательное видео — ответ на вопросы — продающий пост — рассказ о чем-то важном и т. д. В сториз нельзя постоянно повторяться. Это убивает весь принцип, который делает их такими привлекательными. Человек не знает, что там и надеется, что что-то интересное.

Шаг 2. Выбираем игры для определенной ниши.

Каждая ниша по-разному воспринимает определенные конкурсы. И не для каждого проекта зайдут, к примеру, гивы и небольшие раздачи на каждый день. Возьмем банальный пример. Группа Вконтакте, в которой продается товар из лоу-сегмента. Условный фаст-фуд. Что мы можем там запустить:

  1. Раздачи.
  2. Конкурсы активностей (что-то угадать, предположить, поиграть в ассоциации).
  3. Небольшую игру, которая потребует от человека до 30 минут времени.

Всё. Больше ничего. Никаких сложных квестов или лотерей на скидки. Просто потому, что товар дешевый, люди ради приза не будут совершать сложные действия, копаться и искать что-то на улице. У меня в недавнем опыте продвижения была подобная штука. Я с маркетологом придумывал квест для фастфуда, который состоял всего из 3 этапов: поиск поста — поиск комментария под ним — поиск ссылки на приз. Квест провисел 3 месяца и никто даже не стал ничего делать.

Или обратный пример. Реальный кейс от Адидаса. Ребята сделали крутой квест. Они вели Youtube-трансляцию и показывали некоторые места, рядом с которыми спрятали кроссовки из новой коллекции. И эффект был просто бомбой. Новая коллекция — дорогие кроссовки от Adidas — возможность получить их просто так. Тысячи людей вышли на улицы города и начали их искать. Ажиотаж огромный, интерес просто безумный, а маркетологи наслаждались результатом своих действий. Правильных действий.

Именно поэтому стоит понимать свою нишу и свою аудиторию. Для компаний с низкой стоимостью товара лучше всего заходят простые игры, которые не требуют от человека практически ничего. Для более ценных призов можно уже смотреть. Если нужны просто участники конкурса — выставлять дорогой приз на банальный розыгрыш. А вот если нужен ажиотаж, то можно сделать что-то интересное и запоминающееся.

Но бывают и исключения. Самое запоминающееся из них: компания продает VIP-билеты на самолеты. Частные лайнеры и все подобное. И запускают небольшую игру «посади самолет». С помощью экрана смартфона нужно было управлять самолетом и посадить его. И в неё залипали десятки тысяч клиентов. И после этого со смехом звонили и заказывали билеты.

Шаг 3. Внедряем эти игры.

Придумать хорошую игру — классно и здорово. А вот разработать все правила для нее — сложнее в несколько раз. Просто потому, что в голове, на листе или в документе на компьютере придется продумать все условия и события, которые могут произойти, и постараться их все обойти. Расскажу про свой пример:

Я придумал конкурс. Суть была в следующем: человек должен сделать фотографии в нашем заведении или наших товаров, и за это он получает определенные баллы. Дополнительные баллы он получает за лайки и если фото опубликовано в группе, он получает еще бонус. Каждые 100 очков — новый приз, лучше, чем предыдущий. С учетом того, что люди кидали фото даже просто так, идея зашла.

Правда, перед этим пришлось ставить ограничители и долго спорить с заказчиком, что нужно то количество призов, которое указано изначально. Потому что:

  1. Мы заранее не можем рассчитать, какое количество людей захотят поучаствовать.
  2. Кто из них не забьет и дойдет до конца по прогрессу.
  3. Менеджеры должны будут еще периодически подсчитывать количество баллов.
  4. Все решения по публикации мои и не обсуждаются.
  5. Должны ли решать лайки сильнее, чем факт публикации (нет, поэтому есть ограничитель по баллам за лайки).

В итоге идея конкурса была придумана быстро. А вот на разработку всех мелочей нужно было потратить практически неделю. Плюс полное согласование по каждому вопросу. Именно поэтому разрабатывать четкие условия для конкурсов сложнее, чем «поставьте лайк и получите шанс выиграть приз». И даже с полной разработкой всегда могут появиться какие-то косяки и костыли, которые изначально не продумывались.

Шаг 4. Анализ результата.

Это самая важная штука. Все игры должны что-то приносить. В соцсетях это могут быть три основных показателя:

  • Активности — лайки, репосты, комментарии.
  • Новые подписчики.
  • Прямые продажи.

Нужно измерять результат и сопоставлять его с главной задачей. Если нужно просто привлекать пользователей в группу и потом сделать из неё площадку для продаж — в первую очередь нужно ориентироваться на количество подписчиков, а затем уже на активности. Если это группа компании, то надо ориентироваться только на продажи. Другие показатели не покажут результатов работы так, как это сделают продажи. На раннем этапе, когда группа только-только развивается, можно ориентироваться на подписчиков и активности. Но потом это уже бессмысленно, потому что основная задача группы — продавать.

Читайте также:
Почему контекстная реклама скоро станет невыгодной и как с этим жить?

И поэтому если какая-то игровая механика делает так, что основной показатель увеличивается, значит, нужно его применять.

Банальный пример. Возьмем ту же еду, как самую популярную и простую нишу в продвижении. Сейчас чаще всего людей привлекают через конкурсы репостов и лайков. Не задумываясь о том, какой результат будет на выходе. С конкурсов приходит основная масса халявщиков, которые просто репостят себе на стену что ни попадя, а клиентов — 1-2 человека. И тех же клиентов можно было привлечь гораздо дешевле.

Это подробная инструкция, которая позволит запускать практически любые конкурсы в разных социальных сетях. Но ориентирована она все же на Вконтакте, потому что основные вещи изложены именно под эту соцсеть. Вк гораздо проще что-то продать, чем в условном Инстаграме или Фейсбуке.

Реальные кейсы продвижения с помощью игровых механик

Теперь о кейсах. Самое интересное и полезное.

1. M&M’s и их крендель. Просто гениальное решение по соотношению «затраченные усилия» — «результат». Ребята просто опубликовали картинку в Фейсбуке, в честь выхода нового вида конфет.

Нужно было найти спрятавшийся крендель. И все. А в итоге 11 тысяч комментариев, 26 тысяч лайков и активный интерес к новому виду продукции. И все это сделала одна картинка. Простая механика геймификации и отличный подход.

2. Кроссовки Adidas. Тот самый кейс, о котором несколько раз говорилось в статье. Маркетологи решили провернуть интересный квест. Они спрятали несколько кроссовок из новой коллекции по городу.

3. А вот пример того, как делать не надо. Компания ТТК решила поиграть со своими пользователями. Загадала слово.

Конкурс для дошкольников, который разгадал бы каждый. Умудрились даже получить негативную реакцию. Не надо считать своих пользователей глупыми. Иначе получится очень неприятная штука.

И еще несколько более мелких, но интересных примеров.

4. Сообщество инфобизнесмена, которое не будем называть. У него запуск нового продукта — курс по заработку денег. Для того чтобы поучаствовать, нужно заплатить 4 000 рублей. И в то же время запускается чат-бот и игра Вконтакте. Игра Вконтакте выполнена в форме магазина, где пользователь может выбрать все курсы и купить их за реальные деньги или монеты, которые даются за выполнение активностей, о которых заранее пишут в группе. И есть чат-бот, который на комментарии под постом выдает призы. Нужно было просто написать «лотерея», и человек получал возможность выиграть монеты, билет на курс, или бесплатный приз из товаров инфобизнесмена. Просто и гениально.

5. Стикеры Вконтакте. Сложно вспомнить, какая из компаний была первой. Наверное, Coca-Cola. Они ввели набор стикеров, а чтобы разблокировать остальные, нужно было выполнять определенные задания. Тысячи людей публиковали фотографии, ставили хештеги и всячески пиарили бренд за то, чтобы получить возможность купить стикеры. Потом к этому присоединился Сбербанк, следом за ним Дирол и многие другие.

6. Ну и как без Додо. Они крутые с точки зрения разного креатива. Под Новый Год у них стартовал Додо-пазл. Люди писали в комментариях слово, им давали кусочек пазла. Если собирали пазл полностью — могли получить определенный товар. Игра максимально простая, которую можно настроить на то, чтобы выдавать ограниченное количество призов, но просто взорвала всех. А сама механика не заслуживала бы даже внимания, если не такой эффект.

Советы по внедрению игровых механик в конкретных сообществах

И в заключение пара советов, которые могут пригодиться при работе с соцсетями и внедрении игровых механик:

  • Всегда нужно ориентироваться на конечную цель. Если цель — увеличить продажи, значит, все мероприятия должны быть направлены на то, чтобы увеличить продажи. И это основная мысль и идея, которая должна быть при внедрении не только игровых механик, но и в целом в работе с соцсетями.
  • Геймификация клиентов дает разные результаты. Разные игры нужны для разных вещей. Можно наполнить группу людьми, можно увеличить активности, можно повысить интерес к компании, помелькать в СМИ и т. д. И все это работает в разном времени. Конкурс лайков и репостов даст результат сразу. Внедрение динамических обложек и поощрений активностей — через пару недель. Квесты и игры дадут результат постепенно в течение пары месяцев. А вот какое-то масштабное и креативное событие, если привлечь к нему внимание, станет инфоповодом за пару часов и продлит волну еще на несколько месяцев.
  • Не нужно повторять активности слишком часто. Аудитория к ним привыкнет и будет приходить в группу, как на работу, смотреть, что интересного, участвовать и не будет покупать. Все игры — либо небольшая постоянная активность для стимулирования продаж, либо прогрев аудитории перед каким-то событием (или в честь него).
  • Если какой-то формат не заходит, дело не только в нём. Результат зависит от кучи факторов, и даже от времени публикации рекламной записи в паблике. А значит, нужно проводить нормальные масштабные тесты и постоянно все докручивать, чтобы понять, работает определенная вещь или нет.

Советы простые и общие, но мало кто из заказчиков и специалистов действительно об этом задумывается всерьез. Многие слишком привязаны к определенным показателям, забывая о том, что продвижение в соцсетях — не только про количество лайков, репостов и подписчиков. Это все продажи, а продавать можно разными способами.

Геймификация — отличный инструмент для того, чтобы продвигать сообщества в социальных сетях. Достаточно делать креативные вещи, разрабатывать и внедрять новые штуки, и результат не заставит себя ждать. И даже компания из провинции может собрать огромное количество клиентов, если правильно реализует то, что вызовет эмоции у потенциального покупателя. И выстрелит не хуже, чем Adidas. С учетом масштабов, разумеется.

Элементы геймификации для продвижения в соцсетях: игры и конкурсы в Инстаграм и ВКонтакте

Внедрение элементов геймификации в стратегию продвижения сообществ, групп или аккаунтов — один из рабочих способов раскрутки в соцсетях. В этой статье разберем, что такое геймификация в соцсетях, какие виды геймификации существуют и инструменты для ее реализации.

  1. Что такое геймификация?
  2. Виды геймификации в социальных сетях
  3. Конкурсы
  4. Комментарии
  5. Тесты
  6. Опросы
  7. Другие варианты игр
  8. Динамические обложки
  9. Геймификация в Инстаграм
  10. Инструменты геймификации с присвоением рейтинга
  11. Чат-боты во ВКонтакте
  12. Вывод
Читайте также:
Социальный маркетинг – что это, этапы, стратегии и примеры

Что такое геймификация?

Нетрудно догадаться, что термин “геймификация” пришел из-за границы. “Game” — в переводе с английского обозначает слова “игра”, “играть”.

Т.е. геймификация — это внедрение элементов игры в соцсети.

В этой статье речь пойдет о геймификации в социальных сетях. Но на самом деле этот инструмент активно используют в маркетинге, в том числе в различных обучающих программах. Такие платформы для онлайн-школ, как Getcourse, Антитренинги, Emdesell располагают специальным функционалом для внедрения фишек геймификации.

Элементарные примеры геймификации — рейтинги, начисление баллов, подсчет голосов, шкала успеваемости, интерактивные медальки, монетки, бейджики, вручение сертификатов, подарки победителям конкурса и т.д.

Виды геймификации в социальных сетях

В основном сейчас я буду говорить о внедрении игровых элементов на примере соцсетей ВКонтакте и Instagram. Потому что по аналогии с ВК конкурсы и игры можно организовать в любых других соцсетях, в том числе, на Facebook и Одноклассники. А Инстаграм устроен немного по иному, и элементы геймификации чаще внедряются через Сторис.

Конкурсы

Цель проведения конкурсов в соцсетях — это увеличение охвата постов и рост вовлеченности аудитории.

Требования, которые чаще всего “звучат” в условиях конкурса — это поставить лайк, сделать репост и быть подписчиком группы.

Существует много приложений для подведения итогов конкурсов ВКонтакте. Обычно победителей выбирают рандомным способом на основе репостов или лайков.

Например, функционал Рандомайзера (приложение ВК) выглядит следующим образом:

Сервис Randstuff определяет победителя не только среди репостнувших и лайкнувших, но и проверяет, является ли он подписчиком сообщества.

На заре развития соцсети ВКонтакте репосты с конкурсами работали эффективно в привлечении новой аудитории. К сожалению, сейчас этот способ раскрутки работает слабо, а потому и конкурсов в соцсетях проводится не так много.

Комментарии

Повышают охваты постов не только лайки и репосты, но и комментарии. И на мой взгляд, если и проводить конкурсы, то эффективнее всего это делать через комментарии. Самый распространенный вариант, когда победителем становится тот человек, чей комментарий дольше всего “провисел” последним под постом.

Также через комментарии можно получать обратную связь от аудитории. Предложите им высказать свое мнение по какому-либо вопросу или сделать выбор из предложенных вариантов. Победителем станет тот, чей комментарий администрации группы понравится больше всего.

Тесты

Тесты тоже стимулируют подписчиков группы оставлять комментарии. Сложность теста чаще всего будет зависеть от ценности приза. Если это недорогой подарок, то тесты могут быть легкие, на решение которых у пользователя уйдет не более 3-5 минут. Если ценность подарка велика, то и сложность теста может быть высокой.

Опросы

Лучше всего форма Опросов реализована в соцсети ВКонтакте. ВК позволяет проводить опросы, как анонимно, так и с отображением участников опросов.

Для розыгрышей, конечно, подойдет только второй вариант. Иначе, каким образом вы определите победителя?

Другие варианты игр

Если конкурсы, тесты и опросы чаще всего сопровождаются вручением призов или подарков, то простые задания, как элемент геймификации, предназначены только для увеличения активности групп. Тем не менее, такой интерактив пользуется не меньшей популярностью, чем конкурсы с призами. Практически всем пользователям это нравится, и они с удовольствием участвуют в играх.

Примеры простых игр:

№1. Выберите из двух вариантов тот, что нравится больше.

Часто такой вид игры практикуется в Instagram за счет Карусели, куда можно добавить до 10 фотографий. Пользователи пишут свое мнение в комментариях, тем самым поднимая охват постов.

№2. Найдите на картинке…

Здесь может быть все, что угодно: зайца среди котят, кролика без морковки, изображение медведя, где спрятался попугай и т.д.

пример №1

№3. Отгадайте загадку.

Это могут быть загадки по тематике вашей группы или загадки на логику. Варианты типа “зимой и летом одним цветом”, конечно, не подойдут.

№4. Продолжите предложение.

Такой вид игры стимулирует комментарии. Вы, например, начинаете предложение, а следующий участник должен его закончить. Фраз может быть сколько угодно, пока подписчики не устанут играть.

№5. Фраза из книги.

В посте предлагается определенная книга и следующее задание: все желающие в комментариях могут написать любую страницу книги и номер строки текста наугад. Ваша задача — выписать загаданное предложение.

Например, Дейл Карнеги “Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей”, 499 страниц. Участник в комментариях пишет: страница 21, 10 строка сверху. Вы открываете книгу, ищете 21 стр. 10 строку и выписываете это предложение: “Точно следуя зову природы, поросята в 3 часа утра требовали теплой пищи”.

Если у вас тематическая группа, то и книги могут быть тематические.

№6. Факты из жизни.

Этот вид интерактива чаще всего практикуется в Инстаграм, но если вы продвигаете личный бренд в соцсетях, типа ВК, то он тоже очень органично впишется в ваш контент-план.

Суть следующая: необходимо перечислить несколько фактов из своей биографии, один должен быть вымышленным. Задание участникам — отгадать в комментариях, что из всего перечисленного неправда.

Динамические обложки

По-другому их еще называют живыми обложками. Этот вид игрофикации доступен только для соцсети ВКонтакте. Основная задача — привлечение внимания к группе и стимулирование подписки.

Для создания динамических обложек существуют специальные конструкторы.

  • конкурсы активности,
  • вывод на обложку любого текста по URL,
  • последний подписчик, лучший комментатор, активный лайкер,
  • виджет даты и времени,
  • таймер обратного отсчета, погода,
  • курс валют,
  • возможна смена обложек,
  • бот для сообществ,
  • настройка приема донатов,
  • есть готовые шаблоны обложек, доступные для редактирования.

  1. Letscover.me

Тоже работает на основе конструктора с виджетами.

Геймификация в Инстаграм

Отдельно несколько слов скажу о геймификации в соцсети Instagram. Конкурсы с комментариями, тестами и другими видами игр на этой платформе работают также, как и в соцсети ВКонтакте.

Но Instagram интересен тем, что элементы геймификации активно внедряются в Сторис. В статье Виды постов в Инстаграм я уже писала, что Сторисы смотрит самая заинтересованная аудитория, самые преданные подписчики. И они активнее откликаются на разные виды игр.

В функционал Stories уже внедрены элементы игрофикации: это опросы, тесты, обратный отсчет.

Что еще?

  • Найди отличия, когда с помощью программы Photoshop убирается деталь с одной фотографии. Зритель, сравнивая два изображения, должен найти, чего не хватает на фото.
  • Угадай цвет. Например, цветное фото можно сделать черно-белым и попросить участников предположить, какой цвет здесь присутствовал. Если это одежда, пусть угадают цвет футболки, как вариант.
  • Угадай кадр из фильма или клипа. Загружаете в Stories стоп-кадр с заданием отгадать его источник.
Читайте также:
Акции для привлечения клиентов: виды, примеры и как придумать

Для разнообразия и увеличения просмотров Сторис тесты и загадки размещаются в посте, а ответы публикуются в Stories.

Инструменты геймификации с присвоением рейтинга

На сегодняшний день я выделяю только три инструмента для геймификации в социальных сетях, работающих по балльной системе.

№1. Sub.by — конструктор игр для Instagram.

Суть следующая: за каждое активное действие под постами в аккаунте Инстаграм участникам начисляется определенное количество баллов. К активным действиям относятся лайки и комментарии.

Система Sub.by подсчитывает баллы и выводит их в специальную таблицу в разрезе аналитики по каждому подписчику.

По истечении определенного времени среди самых активных пользователей разыгрываются призы. Что это будет — решает владелец аккаунта Инстаграм.

Кстати, дополнительные баллы можно начислять вручную. В данном случае задания могут быть не привязаны к сервису Sub.by, но общее начисление баллов будет учитываться в одном месте, что очень удобно.

№2. Приложение Пьедестал для соцсети ВКонтакте.

Работает по аналогии с предыдущим сервисом. Но здесь за баллы можно не только получать призы, но и тратить их в Магазине группы (если он есть). Также в функционале Пьедестала имеется возможность создавать динамические обложки.

Рейтинг активности от Пьедестала выглядит так:

№3. SMMGame также работает по балльной системе.

Чат-боты во ВКонтакте

На мой взгляд, назвать чат-бота элементом игрофикации в соцсетях можно с натяжкой. Тем не менее разработчики этого инструмента настаивают, что это так. Например, smartbot-vk.ru является конструктором бота для ВК с возможностью внедрения геймификации.

Вывод

От геймификации продажи в соцсетях напрямую не зависят. Но элементы игры увеличивают вовлеченность аудитории и снимают часть напряжения от мысли, что здесь тоже что-то “втюхивают”. “Мягкое” стимулирование активности через предложение поставить лайк, сделать репост или оставить комментарий с возможностью получить за это подарок или обратную связь от автора аккаунта подсознательно располагает и вызывает большее доверия. Когда в обсуждение поста включается несколько человек, это может перерасти в диалог, который привлекает дополнительное внимание пользователей. Это и есть одна из работающих стратегий продвижения в соцсетях.

Автор статьи Ольга Абрамова, блог Денежные ручейки

Геймификация в социальных сетях — способ выиграть в SMM

«Что наша жизнь? Игра» – поет раскатистый бас в заставке к известной телепередаче «Что? Где? Когда?». Действительно, игра сопровождает нас повсюду, в том числе, и в социальных сетях, где ее называют термином геймификация.

В этой статье мы поговорим о том, какой бывает геймификация, я расскажу, зачем она нужна блогерам или бизнес-аккаунтам, а еще поделюсь несколькими способами, как внедрить ее в своем сообществе.

  • Что такое геймификация
  • Зачем нужна геймификация
    • Виральность
    • Рекомендации
    • Лояльность
    • Рост продаж
  • Какой ЦА подойдет геймификация
  • Как внедрить геймификацию в свою контент-стратегию
    • Шаг 1. Начните публиковать контент
    • Шаг 2. Получите лайки
    • Шаг 3. А как насчет комментария?
    • Шаг 4. Ну, кто смелый, го по репосту!
  • Какие ресурсы потребуются
    • Сервисы для сообществ, которые занимаются геймификацией:
  • Виды геймификации
    • Мини-игры
    • Конкурсы активности
    • Розыгрыши
    • Онлайн-игры
      • Додо ГИФТ МАШИН
    • Квесты
      • Пример в Инстаграме
      • Пример в YouTube
  • Тренды и антитренды геймификации

Что такое геймификация

Геймификация в соцсетях — это использование игровых механизмов для вовлечения аудитории в процессы бренда. Это игровые подходы для неигровых процессов.

Опросы, тесты, конкурсы и другой интерактив вовлекает пользователей, поэтому для потребителя предлагаемая игра становится не давлением ради продаж, а источником положительных эмоций, которые в, свою очередь, повышают лояльность.

И да, геймификация может быть разнообразной. От обычных игр в ассоциации и города до сложных увлекательных квестов.

Зачем нужна геймификация

Вы еще не уверены, что вам нужна геймификация и задаетесь вопросом «стоит ли игра свеч»? Тогда познакомьтесь с преимуществами, которые получает бред, потрудившийся внедрить игровые элементы в свои соцсети.

Виральность

Посты с элементами геймификации набирают бОльшую популярность и даже могут стать вирусными. Просмотры и вовлечения растут естественным образом (без вмешательства оптимизаторов), за счет того, что контент интересен аудитории.

Рекомендации

Алгоритм умной ленты соцсети видит интересный виральный контент и сам начинает предлагать его пользователям. Например, у «Вконтакте» есть «Прометей» – искусственный интеллект, который ищет интересных авторов и присваивает им свой значок, выводя публикацию в топ.

Лояльность

Потенциальный подписчик видит органическую активность на вашей странице, комментарии и лайки от живой аудитории – это доказательство того, что бренд нужен и интересен людям. Кроме того, игра увлекает многих, и если ее механизмы будут интересны и понятны, сыграть захочет каждый.

Рост продаж

Совокупность событий, которые влечет за собой геймификация, в конечном итоге приводит к росту продаж.

Какой ЦА подойдет геймификация

Существует миф, о том, что геймификация – это развлечение для подростков и не подойдет взрослому поколению. На самом деле, она подходит всем пользователям соцсетей в независимости от пола, возраста и религиозных убеждений :) Не подходит она только бизнесу, для которого соцсети не актуальны вообще. Например, производителям башенных кранов или железнодорожных рельс.

Главное – найти подход к своей целевой аудитории. Если ваша ЦА – это люди старшего поколения, не нужно разговаривать с ней молодежным «хайповом» сленгом или предлагать поучаствовать в сложном квесте. Зато они с удовольствием примут участие в опросе, викторине или найдут 10 отличий на картинках.

Не верьте мифам – тестируйте и изучайте свою аудиторию постоянно, серьезные люди тоже охотно вовлекаются в игру.

Как внедрить геймификацию в свою контент-стратегию

Шаг 1. Начните публиковать контент

Пользователь не останется в пустой группе, его нужно заинтересовать, алгоритмы соцсетей тоже оценят ваши труды. Поэтому – сначала наполните страницы. Это не значит что нужно в одночасье залить 20 постов. Пусть они выходят 1-2 раза в день. Дайте аудитории время привыкнуть к постингу.

Шаг 2. Получите лайки

Вовлекайте аудиторию постепенно – пусть она привыкнет оставлять лайки под вашими постами. На лайки влияет качество и количество контента. Посты должны выходить регулярно и трогать ваших подписчиков. Позаботьтесь о качественном визуале, интересном развлекательном наполнении. На этом этапе можно провести голосование, чтобы понять какое количество человек уже взаимодействуют с брендом.

Шаг 3. А как насчет комментария?

Окей, ваши подписчики привыкли жать на сердечко, пора поделиться своим мнением! Пусть они выйдут на новую стадию общения с брендом и вовлечения. На этом этапе нужно обращаться к аудитории с вопросами или внедрять примитивную геймификацию. Например, сыграть с аудиторией в простую игру. От вас она не потребует затрат, а подписчиков заинтересует.

Читайте также:
Бесплатная реклама в интернете - 6 способов разместить и дать рекламу бесплатно

Шаг 4. Ну, кто смелый, го по репосту!

Самая сложная задача. Предложите аудитории качественный контент, которым она захочет поделиться.

Может показаться, что есть простой способ получить большое количество репостов, проведя конкурс с рандомным выбором победителя. Но такой подход может привлечь в ваше сообщество халявщиков , которые перестанут взаимодействовать с вами, как только конкурс закончится.

Поэтому, сначала создайте активное ядро аудитории. Привлеките ее качественным контентом. Хорошо работают подборки книг, фильмов, аудио, которые можно сохранить или скачать, а не просто описания. А там и до конкурса репостов недалеко.

Какие ресурсы потребуются

  • Время. На все этапы внедрения геймификации требуется от 1 до 6 месяцев. Это анализ аудитории, наполнение группы контентом, первичное вовлечение.
  • Работа команды. Тяжело делать все одному, поэтому есть два варианта – нанимать штатных специалистов: копирайтера дизайнера которые будут все реализовывать или отдать это дело на аутсорсинг компании которая занимается продвижением. Ну и да, сначала аудитория будет не очень активной, поэтому привлекайте знакомых, сотрудников для лайков/комментариев/репостов.
  • Бюджет. Для анализа активности в сообществе придется привлекать платные ресурсы, вкладываться в таргет, чтобы привлечь подписчиков.

Сервисы для сообществ, которые занимаются геймификацией:

  • Dynamic Cover. Сервис для создания динамических обложек.

Динамическая обложка «ВКонтакте» необходима для того, чтобы подписчики видели всю необходимую информацию в нужный период времени. То есть живая обложка – это своеобразная интерактивная доска информации. Она может автоматически обновлять практически любую информацию. Если вы хотите разместить на живой обложке информацию о своих акциях или информировать своих подписчиков о погоде, а также показывать подписчиков, вступивших к вам в сообщество, поставивших больше всего лайков.

Сервисы для сообществ, которые проводят геймификацию с подсчетом баллов. Они начисляются подписчикам за активное участие в жизни группы. С помощь сервиса можно быстро определить и премировать тех участников, которые любят сообщество, участвуют в викторинах, активно ставят лайки и делают репосты.

  • SmartBot. Конструктор ботов для Вконтакте

Для тех, кто играет по-крупному и располагает хорошим бюджетом. Чат-боты активно используют крупные компании, такие как «Сбербанк» и Coca-Cola, чтобы сообщать о новостях компании, акциях, дарить подарки в виде стикеров. Чат-бот можно использовать, как навигацию по услугам, упрощая коммуникацию с клиентом элементами игры.

Виды геймификации

Мини-игры

Начиная с самых примитивных: игры, которые влекут комментарии. Суть: несложная загадка для подписчиков. Плюсы: хорошее вовлечение без затрат.

Вот, например, ИКЕЯ предлагает своим подписчикам в Инстаграме найти в фото из каталога номинантов на Оскар. Компания одновременно рекламирует свои товары и использует игровую механику.

Вообще, «Вконтакте» — отличная платформа для тестирования любых игровых форматов, в том числе всевозможных викторин. Например, в сообществе одного из наших клиентов еженедельно проводится игра «Угадайка», в которой принимают участие около 500 человек.

Интересный опыт – игра M&M’s «Крендель-шпион». В рамках своей рекламной кампании M&M’s опубликовал на странице в Facebook картинку с множеством конфет, среди которых спрятался крендель. Дизайн и поиск «шпиона» не затратны, но картинка очень быстро заработала вирусную популярность.

«Одноклассники» – хорошая платформа для простых развлекательных игр, которые оценят ваши мамы и бабушки. Аудитория «Одноклассников» достаточно активно принимает в ней участие, пишет комментарии и ставит лайки.

Конкурсы активности

Распространенный и эффективный способ вовлечения. В течение какого-то периода (неделя/месяц) аудитория должна комментировать, ставить лайки. Самые активные пользователи получают призы. Плюсы: высокое количество вовлечений.

Розыгрыши

К этому типу геймификация можно популярные и любимые всем конкурсы репостов, но некоторые компании изобретают более изощренные форматы. Пожалуй, самый яркий пример от питерской пиццерии «2 берега»:

Правило розыгрыша: победит тот, чей комментарий продержится последним более 6 часов. Итог: 11 601 комментарий. Игра длилась 2 месяца.

Онлайн-игры

Это тип геймификации подходит для групп с большим количеством подписчиков и большими финансовыми возможностями. В этом случае придется запускать самостоятельное приложение, где будет происходить игра.

Приведу сразу два примера из опыта «Додо-пиццы».

Новогодний предсказатель. Пользователь писал кодовое слово в комментариях и ему генерироваровалось предсказание на 2019 год.

Додо ГИФТ МАШИН

Создана на базе игры-головоломки Candy Crash. Додо применила эту игру к 23 февраля. Пользователь должен был уничтожать типичные подарки, получать баллы покупать призы (из ассортимента ресторана). Один блогер так увлекся, что два часа стримил, как играет.

Квесты

Самый интересный и самый творческий способ геймификации. Такой формат может выходить за пределы интернета.Принцип – чем больше действий необходимо выполнить, тем меньше будет участников, но чем захватывающее сценарий, тем больше желания пройти до конца. Приз нужно предлагать соответствующий затраченным усилиям, либо квест должен быть очень увлекательным сам по себе.

Пример в Инстаграме

Девушка тату-мастер расклеила 100 стикеров по всему городу, задача подписчиков найти их, сфотографировать, выложить у себя в сторис.

Пример в YouTube

На канале adidas Original велось прямое включение из разных районов Москвы. В трансляции показывали здания и предметы, которые должны были подсказать, где спрятаны кроссовки. Разгадывая ключи, участники находили кроссовки в самых неожиданных местах – в кафе, на крыше или в музее.

Тренды и антитренды геймификации

Говорить о том, что один вид геймификации – давно канул в Лету, а вот другим нужно пользоваться всегда и везде, конечно нельзя. Важно понимать и анализировать, что заходит именно вашей аудитории, многие охотно играют в слова в комментариях и находят 10 отличий, но совершенно не понимают, зачем и главное, как пройти сложный квест.

Простые виды вовлечений:

  • Игры в слова, города и тд.
  • Розыгрыши за репост, лайк, отместку друга.
  • Опросы.
  • Угадайки.

Более сложные виды вовлечений:

  • Квесты
  • Квесты в полях
  • Интерактивы в Сторис
  • Интеллектуальные викторины

Тестируйте разные виды вовлечений и выбирайте оптимальный вариант для вашей аудитории. Помните, чем сложнее вид игры, тем больше от от вас потребуется ресурсов. Рассчитывайте свои силы, думайте реалистично, и будет вам счастье!

Геймификация в SMM

Аудитория и социальные сети

Бытует мнение, что геймификация подходит только для поколения Z, поскольку его представители отличаются широким потреблением цифровых продуктов и наиболее активны в социальных сетях. Главная мотивация для этой группы аудитории — удержание интереса. Родители поколения Z уделяют больше внимания детям и часто находятся в состоянии игры.

Читайте также:
База для холодных звонков: где взять, как найти и собрать самому

Как дела обстоят с более старшими поколениями?

Y — «поколение большого пальца», поскольку они первыми набирали сообщения в телефоне пальцем одной руки. Это поколение больше склонно воспринимать эмоциональные месседжи. Поэтому social media marketing с геймификацией подходит для этой аудитории.

Поколение Х заботится об индивидуальном успешном развитии и признании другими. Для них игровые механики в интернете это нечто необычное и любопытное.

Таким образом, игровые способы коммуникации могут быть применены на широкую аудиторию. Однако стоит задуматься о применяемых видах и форматах.

Прежде всего геймификацию можно разделить по типам мотивации пользователя. В качестве мотивации могут выступать:

  • признание;
  • материальные призы;
  • бесплатный контент;
  • развлечение.

Виды интерактивных механик

По видам интерактивных механик можно привести следующую классификацию:

Могут быть реализованы с помощью внутреннего функционала социальных сетей. Например, ВКонтакте доступен широкий перечень возможностей по оформлению подобных публикаций. Мотивация в постах — желание пользователя поделиться своим мнением либо узнать результаты опроса (которые доступны после выбора ответа).

Мини-активации

Небольшие активности в рамках регулярного контента, которые направлены, как правило, на увеличение количества комментариев. Преимущество в том, что в данном формате не требуется материальная мотивация подписчиков. Они реагируют на подобные посты для минутного развлечения. К мини-активациям можно отнести: загадки, ребусы, лабиринты, «сделай скриншот экрана».

Набирающий популярность формат интересен для пользователей тем, что можно проверить свои знания и получением новой информации о себе (например, «Кто ты из сериала..»).

Как правило, конкурсные активности интересны для пользователей именно призовой составляющей. Механики могут быть простыми и сложными. К простым можно отнести фотоконкурсы. К сложным — генерация более сложного контента в несколько этапов.

К этому типу геймификации можно отнести популярные конкурсы репостов. Также рандомайзером определяют победителя среди оставивших комментарий.

Наиболее дорогостоящий вариант для брендов, поскольку необходима разработка отдельного приложения.

Самый сложный способ геймификации. Такой формат может быть интеграцией как онлайн, так и оффлайн механики. Чем интереснее и увлекательнее будет сценарий, тем больше будет желание участников пройти квест до конца.

В качестве интерактивных элементов можно использовать широкие возможности самих социальных сетей.

  • Динамические обложки

ВКонтакте можно настроить обложки с автоматически обновляемыми элементами. Например, аватарка пользователя, который совершил наибольшее количество действий в сообществе за неделю.

В Instagram есть отличные варианты взаимодействия с подписчиками: опросы, вопросы с правильным ответом, стикеры для сбора обратной связи.

Очень популярны у пользователей и обладают хорошим виральным потенциалом.

Для внедрения элементов игры в SMM стратегию необходимо продумать механику. Для начала нужно выделить сегмент целевой аудитории, на которую необходимо воздействовать. Отталкиваясь от интересов пользователей, сформировать тему активации. Успех каждой геймификации индивидуален, но есть факторы, которые увеличивают виральность:

  • соревновательный эффект;
  • вознаграждение;
  • обязательное условие поделиться контентом.

Существует большое количество сервисов, которые помогают smm-специалистам проводить интерактивные механики. Некоторые из них:

  • Live Cover — сайт для создания динамических обложек.
  • SMM Game — сервис для подсчета баллов.
  • Randstuff — сервис для проведения розыгрышей.
  • SmartBot — конструктор ботов для Вконтакте.

Существует множество возможностей и инструментов для вовлечения пользователей в SMM активность брендов. Среди их многообразия важно подобрать контент, аффинитивный вашей аудитории. От особенностей аудитории будет зависеть и частота применения элементов геймификации. Например, в нашем проекте «Российское движение школьников» мы ставили задачу по привлечению более 100 000 подписчиков ВКонтакте за 4 месяца. Подобная амбициозная задача могла быть решена только через конкурсы. Активности менялись одна за другой, держа в тонусе молодых и заинтересованных подписчиков.

Как продвигаться в соцсетях с помощью геймификации

Геймификация – известный прием, добавление в процесс элемент игры для достижения лучших результатов. Один из первых коммерческих случаев применения – давний кейс компании Microsoft.

Чтобы мотивировать разработчиков искать баги в софте, менеджмент ввел рейтинг. Простая таблица, в которой указывался сотрудник и количество найденных ошибок с сортировкой от большего к меньшему. Не пришлось даже вводить какие-либо призы. Сотрудники сами начали соревноваться друг с другом и эффективность процесса выросла в разы.

Такой же подход отлично работает и в маркетинге. Чтобы мотивировать подписчиков соцсети проявлять больше активности – достаточно ввести игровой элемент.

Геймификация работает потому что игра, особенно с соревновательным эффектом и целью, способствует выбросу гормона дофамина, который задуман природой, чтобы мы могли добиваться целей. На этом биологическом процессе и выстроен весь принцип геймификации и в нем же кроется секрет эффективности ее внедрения в кампанию по продвижению аккаунтов в соцсетях.

Главные принципы успешного внедрения геймификации в Инстаграм и других социальных сетях

Чтобы игра сработала и принесла нужный результат, она должна соответствовать нескольким критериям:

Конкуренция. Соревновательный эффект отлично мотивирует людей вступать в “сражения”. Выполнять поставленные задачи и наблюдать как конкуренты один за другим остаются позади.

Понятные правила. Человек должен точно понимать, что ему нужно делать, в каких условиях он находится и что он может получить при достижении тех или иных показателей. Переусложнение правил – одна из главных причин, почему активность во внедренной на страничке игре низкая или вообще околонулевая.

Реальность победы. У каждого должна быть возможность получить приз и добиться желаемого результата. Даже если вероятность этой победы крайне низкая, подписчик должен знать, что она реальна.

Ценность приза. Она должна быть соразмерна требованиям, если вы хотите, чтобы подписчик выполнил целый квест из действий и при этом предлагаете мелочь с оценочной стоимостью в 100 рублей и то не каждому – легко догадаться сколько будет участников – 0.

Дозированность. Да, внедрение геймификации на странице во ВКонтакте, Фейсбуке или другой социальной сети – отличный инструмент. Но если вы будете использовать его слишком часто – игра станет единственным стимулом подписчиков к вам заходить, а это может негативно сказаться на продажах.

Как внедрить геймификацию на своей странице

В первую очередь, нужно определиться в какой социальной сети будет работать игра. Несмотря на то, что соцсети сейчас очень похожи друг на друга и предлагают схожие инструменты, различия все же имеются. Помимо технологических особенностей, есть еще и тренды. Они в каждой соцсети также разные, а их крайне уместно использовать, если хотите привлечь достаточно внимания к своей игре.

Теперь нужно определиться с целью внедрения игры, ведь мы хотим увидеть какой-то конкретный результат от внедрения геймификации на аккаунте соцсети. Основных вариантов здесь три.

№1. Увеличить активность на странице.

Очевидно, что увеличение активности, со стратегической точки зрения, нужно не для красивых циферок в графе “Лайки” или “Комментарии”. В последние годы все соцсети работают по принципу умной ленты, которая подбирает контент не в хронологическом порядке, а в зависимости от интересов юзера, а также степени ранжирования конкретной страницы, на которую подписан пользователь. То есть, чем большая активность происходит на вашей страничке, тем больше пользователей будут видеть ее контент, тем больше шанс попасть в рекомендации и привлечь новых подписчиков.

Читайте также:
Работа с сомнениями клиентов: причины сомнений и как их выявить

Сложность заключается в том, что в разных соцсетях свои алгоритмы определения рейтинга страницы, к тому же они постоянно меняются. То есть точно узнать какой показатель сейчас наиболее важен – невозможно. Но можно это понять экспериментальным путем: каждый раз после смены алгоритмов в маркетинговом сообществе люди делятся наблюдениями, и становится примерно понятно, на какой вид активности нужно сделать упор сейчас, чтобы не потеряться из ленты своих читателей. Зная, что сейчас имеет наибольший вес в той социальной сети, где внедряется геймификация, можно делать упор в своих играх именно на эту активность.

Варианты игр:

Раздачи. Самый известный пример – гивы в Инстаграм. Сомнительный способ продвижения, так как позволяет привлечь некачественную, но дешевую и живую аудиторию. Основная проблема гивов в том, что после их завершения пользователи висят мертвым грузом, не смотрят контент, не ставят лайки и не оставляют комментарии, как следствие, страничка постепенно начинает пропадать из ленты даже тех, кому была интересна. Раздачи уместнее проводить среди своей аудитории, к примеру, за определенное количество поставленных лайков или оставленных комментариев. На некоторых страницах внедрены рейтинги активных пользователей, лидеры рейтингов каждую неделю или месяц получают призы.

Конкурсы в комментариях. Популярный пример – давать приз человеку, чей комментарий провисит последним какое-то количество времени, например, 30 минут. Если аудитории достаточно много, такой конкурс может длиться месяцами, всегда будет кто-то, кто напишет коммент через 29 минут и оставит приз в игре.

Тесты. Идеальный пример внедрения геймификации в Instagram, ведь там популярен формат stories. Использование тестов делают истории более интересными для пользователей, а так как они не знают в какой именно истории находится тест – будут смотреть все.

Опросы. Работают по такому же принципу, но несколько слабее тестов.

Небольшие игры. С помощью историй или постов в ленте можно провести простейшую игру, которая понравится подписчикам и вызовет всплеск интереса.

Квесты. Обычно квесты проводят несколько брендов одновременно. Механика заключается в том, что на публикации описывается определенная ситуация, и у юзера есть несколько вариантов действий. В зависимости от выбранного действия, он переходит по одной из ссылок на следующий аккаунт и попадает в следующую ситуацию. Длина сюжета зависит только от вашей фантазии. В процессе перед пользователем ставятся разные задачи, включая подписки на страницы, лайки, комментарии, репосты и так далее.

Но стоит понимать, что цель игр, где юзеры оставляют лайки, комментарии, смотрят истории и делают репосты – именно в увеличении условного рейтинга вашей страницы в глазах соцсети. Напрямую на продажи такой подход не повлияет.

№2. Увеличить продажи бренда с помощью геймификации

Это, пожалуй, самая сложная цель внедрения геймификации в социальной сети, но и результат выражаться будет напрямую в деньгах. Обычно для такой цели используют конкурсы среди покупателей или клиентов. К примеру, конкурс фотографий с продукцией, чекины, розыгрыш среди тех, кто оставит отзыв. Часто такие игры все равно способствуют повышению активности, но так как для участия в нем нужно либо уже быть клиентом, либо стать им – продажи непременно вырастут. Как раз при таком внедрении геймификации в Instagram или другой социальной сети, маркетологи часто остаются в проигравших из-за слишком сложных условий конкурса, которые явно не соответствуют призу.

№3. Привлечь внимание, чтобы повысить узнаваемость бренда.

Эта цель больше подходит брендам, у которых уже есть какой-то уровень известности. В результате такой кампании должен быть запущен новый тренд, поднят хайп, об игре должны рассказать лидеры мнений, а в идеале – СМИ. Если вы малоизвестный бренд, получить такое внимание можно только играя на грани фола, задевая остросоциальные и противоречивые темы. В большинстве случаев, у такого внимания будет и своя цена – резкое увеличение количества хейтеров.

А вот большие бренды привлекут нужное внимание, просто проявив должный уровень креативности. Не так давно Adidas разместил фотографии локаций, рядом с которыми спрятаны пары кроссовок из новой коллекции:

Или M&M’s, которые прорекламировали новую продукцию. Подписчикам нужно было найти крендель среди спрятанных конфеток:

Что делать дальше?

Теперь, когда вы уже знаете знаете социальную сеть, на странице которой будете внедрять геймификацию и определились с типом игры, нужно разработать конкретные правила, прописать все условия и просчитать разные варианты развития событий.

После окончания игры следует провести анализ результатов. Этот шаг будет зависеть напрямую от вашей цели. Прирост по лайкам и комментариям во время конкурса посчитать легко, но через несколько дней или даже недель нужно снова сделать замер активности, чтобы увидеть, насколько выросли органические охваты, ведь главная цель была в том, чтобы сама социальная сеть увидела, что наша страница интересна людям и в будущем показывала ее все чаще.

Вывод

Внедрение геймификации на странице в социальной сети – прекрасный способ повысить популярность своего аккаунта, увеличить продажи или создать информационный повод. Но важно четко понимать порядок действий, уметь грамотно выбирать игру под цель, понятно прописывать условия и устанавливать для них соразмерную награду, чтобы у людей было желание и мотивация принимать участие в вашей задумке.

Геймификация в SMM: что это такое, как это работает, как это внедрить эффективно в Instagram, VK, Facebook

Заходи в мою «телегу»

Там я в первую очередь делюсь новыми постами, а еще своими наблюдениями, кейсами из своей работы в SMM. Жми кнопку «Подписаться», жду тебя там.

  1. Что такое геймификация в SMM
  2. Зачем это нужно?
  3. Как это работает?
  4. Цели
  5. Аудитория
  6. Правила и сроки
  7. Геймификация в Instagram: сервисы, советы, примеры
  8. Основной принцип работы сервисов
  9. Чем отличаются сервисы?
  10. Геймификация в Stories
  11. Пример работы и советы
  12. Проблемы и подводные камни
  13. Итоги по геймификации Instagram
  14. Геймификация во ВКонтакте
  15. Итоги по ВКонтакте
  16. И вместо вывода

Привет, на связи Максим и сегодня я расскажу вам про геймификацию в социальных сетях. Зачем это нужно, как это работает, как это быстро внедрить и главное, как сделать так, чтобы это работало эффективно. Погнали!

Читайте также:
Как продавать в соц. сетях через личные сообщения

Что такое геймификация в SMM

Геймификация (gamification, игрофикация) в социальных медиа – это вовлечение и долгосрочное удержание аудитории с помощью игровых механик. То есть это не устроить конкурс, где активность концентрируется в одном посте, а сделать так, чтобы аудитория регулярно вовлекалась в контент.

Если совсем простым языком – то вы должны превратить взаимодействие с вашим аккаунтом в прохождение игры. И поэтому должно добавиться все соответствующее: уровни, ачивки, очки и, возможно, даже «главный босс».

Зачем это нужно?

Такой способ взаимодействия аудитории и аккаунта помогает привлечь внимание к продукту или услуге, к объекту, который продвигает аккаунт и повысить лояльность. Геймификация увеличивает количество качественных «касаний» с аудиторией.

И простым языком – все любят играть. Это заложено на психологическом уровне. Человек не очень лояльно относится к условному конкурсу «на репосты», но отлично вовлекается в процесс соревнования или достижения цели. И это

Как это работает?

Для того, чтобы внедрить геймификацию в ваши социальные сети нужны:

  • Цель геймификации;
  • Наличие социальной сети и аудитории;
  • Игровая механика и правила;
  • Призы, ачивки и статусы;
  • Срок проведения активации;

Компоненты и условия могут видоизменяться, добавляться или убираться по желанию, но это базовый набор, который нужен для успешного проведения. Самое главное и первое, с чем нужно определиться – цель. Зачем вы хотите внедрить игрофикацию? Рассказать и вовлечь в новый продукт, повысить продажи старого, провести акцию или распродажу, собрать ядро лояльной аудитории. Цели разные, но без них не нужно начинать.

Аудитория

После того, как определились с целью, важно чтобы уже была какая-то активная аудитория, которая вовлечется. Либо бюджет и медиа-план на привлечение этой аудитории.

Тут важно реально оценить реальные возможности, чтобы не получилось, что активность готовилась для 100 участников, а принимает участие 5 человек.

Правила и сроки

Далее важно определиться с правилами, уровнями, этапами, призами, количеством призовых мест.

Эти правила нужно описать понятно для участников, чтобы они понимали за какие действия и какие баллы им будут начислены. Иначе вас постоянно будут засыпать вопросами. Также правила и сроки должны быть где-то описаны (ниже подробнее будет об этом).

Давайте не затягивать с теорией и перейдем к практической части и рассмотрим, как делать геймификацию в социальных сетях и какие есть для этого сервисы.

Геймификация в Instagram: сервисы, советы, примеры

Продумать все и организовать можно самостоятельно, ограничение одно – ваша фантазия. Но уже есть несколько сервисов, которые заточены Для геймификации в Instagram есть несколько сервисов, я разберу 2 основных и самых популярных: sub.by и gamifer. Я сам с ними работал, поэтому знаю подводные камни и особенности работы.

Основной принцип работы сервисов

Основной принцип – участники/подписчики совершают активные действия (лайки, комменты, ответы) и им автоматически начисляются баллы. Эти баллы собираются в таблицу и все, что вам нужно, вовремя подвести итоги и наградить лидеров. Предварительно, естественно, прописав правила и обозначив призы. Например, за 1 лайк участник получает 1 балл, а за 1 комментарий, получает 2 балла. Итого, участник поставив лайк и написав комментарий к посту, может заработать 3 балла. Столько же баллов может заработать другой участник. А еще вы можете устроить викторину в Stories и тем, кто правильно ответит, добавить еще по 5 баллов. И тогда вперед вырвутся только те, кто будут следить за вашими сторис. Это если очень грубо и примитивно, на самом деле механик много и тут вы сами определяете, за что и какие призы получат участники.

Чем отличаются сервисы?

Концептуально ничем, но дьявол кроется в деталях. И тут важно обращать внимание на детали. SUB.BY – не требует авторизации в ваш аккаунт Instagram, он парсит ваши данные из вне. То есть бот сервиса, открывает в браузере ваш аккаунт и собирает данные, «причесывает» их и выводит в итоговую таблицу. Это отнимает время.

может забирать данные у любого профиля, главное, чтобы он был открытый;

много шаблонов игр;

субъективно: больше пользователей;

можно добавить фото призов;

Минусы: сбор данных занимает много времени, есть ограничения на больших цифрах (более 1000 лайков).

А вот Gamifer – работает по API (официально забирает данные из Instagram) и это гораздо быстрее и точнее, чем у SUB.BY. Но есть и свои минусы, чтобы все работало, у вас должен быть бизнес-аккаунт и нужно логиниться, через Fb. То есть личный аккаунт не сможет устроить конкурс. По цене, к слову, они стоят примерно одинаково (на моих аккаунтах разница была 50 рублей).

более быстрый сбор данных;

есть мини-игры (на 1-2 поста);

есть генератор случайных чисел;

нужно обязательно иметь бизнес-аккаунт (хотя у многих он и так есть);

поддержка не такая быстрая;

не так часто появляются нововведения.

Если отбросить технические характеристики, то у SUB.BY более активная поддержка и есть куча уже готовых сценариев активности (в том числе и в сторис).

Геймификация в Stories

А что на счет историй? Тут сложно, оба сервиса не могут получить доступ к вашим историям и сообщениям (чтобы смотреть реакции) технически. Но в двух сервисах реализован функционал ручного начисления баллов. Все, что вам нужно – устроить викторину или конкурс в Stories и вручную добавлять баллы тем, кто правильно ответит/отреагирует первее всех. Конечно, все будет не так автоматизировано, но люди будут стараться следить за вашими историями, чтобы успеть ответить на викторину (это пример) в числе первых. Так вы получите больше просмотров Stories и не нужно будет вручную оперировать десятками или сотнями ответов. Вот пример активности на 3 истории, где в конце вручную нужно добавить баллы тем, кто быстрее всех ответит. Но вы можете добавлять вручную баллы за любую активность в Stories, например, за репосты или упоминания в историях. Главное, чтобы было время успевать обрабатывать данные.

Пример работы и советы

Но это все теория, давайте поговорим о практике. Насколько это все эффективно и как сделать так, чтобы геймификация была в пользу, а не во вред (как получится вред я тоже расскажу).

Итак, работал с сервисом SUB я на аккаунте шоу «Подъем» на ТНТ International. Задача была такая: разыграть собравшиеся призы от гостей утреннего шоу и поднять вовлечение в контент. Механика была выбрана следующая:

Примерный текст правил конкурса

Читайте также:
Оптимизация сайта интернет-магазина пошагово

Как можно понять из правил, то наибольшее количество баллов можно было получить за комментарии. И это дало просто взрыв по комментариям в профиле. Кстати, срок одного этапа конкурса был 1 неделя и по итогам месяца также были дополнительные призы. Поэтому основные участники конкурса держали активность целый месяц.

Вот график, показывающий, что до этого комментарии к поста были «скачками» только к конкурсным постам. После внедрения игрофикации, комментарии ко всем постам стали расти. Конкурс начался с отметки «Пост 17».

Скриншот с постами, где видно, что посты с розыгрышем набирают лайки и комменты, а обычный контент (видео «Зашкварки») набирает не так много активности. Как итог – активность участников распределяется неравномерно.

Ну и пример после внедрения геймификации, на постах держится примерно одинаковое количество комментариев. К слову, под активность разрабатывался отдельный контент-план, в качестве основного контента были выбраны блуперсы со съемок передачи. Так мы транслировали релевантные месседжи и имели некую эксклюзивность (блуперсами делились только в Instagram).

Проблемы и подводные камни

И уже после первых недель проявились все недочеты механики. Особо активные участники начали буквально спамить комментами под всеми постами сообщества. Писали комментарии не к месту и не в тему поста. Как итог, в лидеры на первых неделях вырвались участники, которые просто занимались «читерством» и «набивали» себе баллы, при этом другие участники видели таких «читеров» в топе таблицы и мотивация принимать участие в конкурсе отпадала.

Пример, когда участник занимает первое место вторую неделю подряд.

Как решить эту проблему? Ну, во-первых, в правилах конкурса было обозначено, что комментарии должны быть релевантными, то есть, комментарии, которые были не в тему поста/аккаунта, удалялись. Также, было введено ограничение на количество учитываемых комментариев и количество слов в комментарии (засчитывался комментарий от 4 слов). Функционал сервиса легко позволяет сделать это.

И дополнительно были введены викторины и квесты в сторис, за которые начислялись дополнительные баллы. Например, нужно было сфотографировать где и как пользователи смотрят утренний эфир (прямое взаимодействие с продуктом), ответить на вопросы викторины из утреннего эфира, посмотреть видео на YouTube. Таким образом в топ начали выходить люди, которые проявляли реальную релевантную активность в профиле, были зрителями шоу на YouTube или по ТВ.

Также одним из нюансов стало то, что сервис считает активность под последними N (выставляется в настройках) постами либо под постами за N дней. Это обычно 5-10 постов. И если не совсем очевидно обозначить это, то будет следующая ситуация – человек будет проявлять активность под всеми доступными ему постами, но засчитается активность только у части постов. И он будет писать вам в сообщения, с требованием разобраться. Поэтому лучше это сразу обозначить.

Также, сервисы считают и выводят итог не моментально, а пользователь ставит лайк, идет проверять, отображаются у него баллы или нет, баллы тут же не отображаются (иногда нужно до нескольких часов) и опять же, бежит писать вам в личку. Поэтому, тоже лучше обозначить этот момент в правила и будьте готовы отвечать на вопросы в личных сообщениях.

Итоги по геймификации Instagram

Выбор сервиса не так первичен, как наличие контент-стратегии, внятных правил, обозначенных сроков и призов. А самое главное, наличие аудитории. Прежде чем оплатить сервис и запустить конкурс, напишите и подготовьте все посты, все истории, все викторины и конкурсы. Продумайте «план Б» на случай появление призоловов и читеров. И будьте готовы отвечать на вопросы пользователей, объснять им правила и работу сервиса (с этим, кстати, SUB помогает, они отвечают пользователям на вопросы по конкретной активности).

Геймификация во ВКонтакте

Во Вконтакте с геймификацией все гораздо проще, тут есть приложения внутри социальной сети, которые собирают и обрабатывают данные и вы уже можете «вертеть и крутить» ими почти как угодно. Здесь все гораздо технологичнее. Есть 2 приложения: Колизей и Пьедестал. Вы подключаете их к своей группе, настраиваете очень широкий спектр настроек и запускаете конкурс.

Из настроек тут можно делать очень крутые вещи:

  • рассылки участника,
  • автозапуски (каждую неделю/месяц)
  • автоматический подсчет итогов
  • уровни (пользователи достигают разных уровней)
  • post-запросы, которые позволяют начислять баллы за покупки в вашем интернет-магазине
  • можно добавлять промокоды в качестве призов или заданий,
  • у пользователя есть свой личный кабинет.

Я пользовался этими приложениями на своих пабликах по теме Aliexpress и активность выросла очень заметно. И выросли вместе с тем охваты постов, местами в несколько раз. Поэтому, если у вас есть сообщество в ВК и вы хотите его оживить, то это очень хороший вариант.

Кстати, в ВК цена гораздо меньше, чем в подобных сервисах для Instagram. А гибкость настроек позволяет делать активности с разными уровнями, типами заданий и автоматизацией, на несколько месяцев сразу. Тем более, что элементом игры можно делать покупку чего либо и это дает уже не просто рост в показателях сообщества, а внедряет геймификацию в продажи.

Пример постов до активности (слева) и после (справа). Как видим, лайков, комментариев больше и охват подрос. Для объективности стоит смотреть конечно статистические данные, но в данном случае у меня доступа к статистике уже нет. Придется поверить мне на слово.

Итоги по ВКонтакте

Во ВКонтакте картина с приложениями очень приятная, жаль только то, что сама социальная сеть не пользуется популярность как старые добрые времена.

И вместо вывода

Сегодня гаймификация внедрена везде, даже штампы в кофейне, где каждый 5-й или 10-й кофе вам дадут бесплатно, тоже своего рода геймификация. Социальные сети позволяют строить сложные многоуровневые системы и механики, которые будут помогать вам наращивать активность в ваших сообществах. Я пока встречал отработанные механизмы в ВК и Инстаграм, также видел зарубежный сервис, который помогает геймифицировать Email-подписки (баллы выдаются за открытие письма). Думаю в той или иной форме это будет во всех социальных сетях.

А я хочу попросить вас поделиться этим постом с друзьями и коллегами, чтобы он принес пользу как можно большему количеству людей.

Остались вопросы?

Отвечу на них в телеграме. А также напиши, помог ли тебе этот пост и что в него можно добавить.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: