Что такое геймификация в образовании, бизнесе, обучении персонала

Геймификация в обучении персонала

Что такое геймификация

Принципы геймификации

  • Мотивация является обязательной составляющей любой игры. Именно она обеспечивает стремление игрока продолжать прохождение до победного конца. Достигается это постановкой достижимых целей, решаемых последовательно с прохождением уровней. Обучение в игровом формате в полной мере реализует данный принцип, предусматривая получение различных бонусов по мере прохождения уровней. Например, в системе маркетинга данный принцип реализован через нарастающий размер скидки.

  • Статусы человека растут вместе с прохождением уровней. В игре по мере прохождения сила персонажа растет, аналогичная ситуация и здесь. В контексте трудовой деятельности статус выражается в карьерном росте и признании коллег.

  • Вознаграждение за каждый пройденный уровень норма для любой игры, аналогичная система поощрений жизнеспособна и в жизни. Для геймификации вознаграждение в виде дополнительных выплат за конкретные достижения занимает одно из основных мест. Например, наличие бонусов к ежемесячной зарплате или освобождение от каких-либо видов работ является серьезным стимулом для человека. В системе маркетинга данный принцип реализован через накопление баллов при совершении покупок.

В чем польза геймификации

Преимущества геймификации:

  • Возврат человека в состояние детства, традиционно наиболее приятное время жизни каждого человека.
  • Снижение сопротивляемости обучению, восприятию новой информации и необходимости действий за счет устранения внутренних барьеров.
  • Повышение эффективности командных действий в случаях, когда требуется привлечение нескольких человек.
  • Развитие эмоциональной составляющей процесса за счет внедрения элемента конкуренции среди участников.
  • Стимулируется рост самооценки участников процесса, стремление к самоутверждению личностей.
  • Повышение шансов доведения до конца первоначально поставленных производственных, образовательных и иных задач.

Недостатки геймификации:

  • Недостаточная эффективность при главенстве цели организации игры.
  • Необходимость в дополнительном финансовом обеспечении.
  • Создание игрового процесса и его внедрение дорогостоящий процесс.
  • Ошибки в расчетах ведут к конечному негативному результату.

Для какого коллектива подойдет геймификация

Подготовка к внедрению игровых элементов

Их внедрение предусматривает необходимость реализации определенного объема подготовительных работ, среди которых:

  • Анализ существующих бизнес-процессов на предмет выявления их части, подходящей для внедрения.
  • Определить набор целей и задач, для всех сотрудников и структурных подразделений (команд).
  • Определить возможности каждого сотрудника воздействовать на конечные результаты и возможности игровой формы изменять их текущую культуру.
  • Регламентировать набор измеряемых параметров, подвергаемых оценке и отслеживанию после перехода к применению игровых элементов

Принципы внедрения игрового аспекта в рабочий процесс

С технической точки зрения геймификация предусматривает применение игровых механик под процессы, происходящие в бизнесе. Реализация данной методики мотивации требует:

  • наличия продуманных сценариев достижения конечной цели;
  • наличия отображаемых данных с рейтингами, балльной системы и наградами;
  • наличия эстетики и эмоциональной составляющей, стимулирующей интерес.

Геймификация в бизнесе

В данном случае целью является замена рутинных процессов, характеризующихся монотонностью и сложностью, процессами с высокой мотивационной составляющей для коллектива. Например, составление плана продаж превращается в соревнование между сотрудниками, где победителя ждет вознаграждение, а организация в результате получит увеличенные продажи. Статистика показывает, что геймификация на 50% повышает производительность работы сотрудников и на 60% степень их вовлеченности в процесс.

Важным преимуществом игры является возможность рестарта в случае проигрыша. В результате на подсознательном уровне снижается уровень внутреннего напряжения, даже среди перфекционистов. Кроме того, игровая форма положительно воздействует на психо-эмоциональное состояние человека.

Геймификация в маркетинге

Основной целью внедрения игровых механик в данном случае выступает рост клиентской базы. Реализуется она при помощи карт лояльности, бонусов, проводимых конкурсов и так далее. Игровая форма в процессы продаж стимулирует развитие интереса потенциального потребителя. Основой игровой формы в данном случае выступают возможность бесплатного получения продукта, наличие новых товаров, обретение статуса.

  • Бесплатные товары становятся доступны участникам конкурсов, лотерейных розыгрышей и так далее. Широко распространена практика размещения кодов внутри упаковки с продовольственными товарами, например, газировки. Возможно проведение конкурсов в интернете, например, с необходимостью оставления комментариев для участия.
  • Статус растет вместе с ростом количества совершенных покупок. Вместе со статусом клиент получает различные бонусы – скидки, персональных менеджеров, дополнительный сервис и так далее. Покупатель получает мотивацию сохранять приверженность продавцу для сохранения и расширения своих привилегий.
  • Новые продукты могут на первом этапе продаж достаться только ограниченному числу избранных клиентов. Им может быть доверено голосование по очередности появления новинок в продаже и другим вопросам. Подобный формат стимулирует ажиотаж вокруг продавца среди покупателей.

Геймификация: как игровой подход помогает в обучении и на работе

Геймификация — это внедрение игровых форм в неигровой контекст: работу, учебу и повседневную жизнь. Геймификация помогает увеличивать продажи, удерживать клиентов, повышать лояльность сотрудников и учиться с максимальной вовлеченностью.

Геймификацию применяют в бизнесе, маркетинге, школах. Рассказываем, откуда она пришла и почему это новый тренд во многих сферах жизни.

Что такое геймификация

Геймификация использует естественные склонности людей к конкуренции, соревнованиям, сотрудничеству и достижениям. Эта техника мотивирует к достижению целей и повышению производительности. Инструментами вовлечения могут стать уровни, которые необходимо преодолеть, вознаграждения и рейтинг.

Стоит различать геймификацию и игровое обучение. Игровой подход — это обучение в рамках конкретной игры, а геймификация — применение игровых методик в повседневных процессах ради повышения мотивации.

Идея подобного подхода появилась давно, но набирает популярность лишь сейчас, поскольку старые системы мотивации постепенно перестают работать. Условный метод «кнута и пряника» перестал быть эффективным, и компании ищут другие способы повышения вовлеченности.

Новые поколения сотрудников, студентов и клиентов — миллениалы и «зумеры» — с детства привыкли к видеоиграм, поэтому перенос соревновательной и поощряющей методики более органично вписывается в их жизнь.

Принципы геймификации

Геймификация может упростить все процессы — от обучения до бизнес-задач, и увеличить удовольствие от их выполнения. Подход может сделать любой опыт похожим на игру, что выльется в большую вовлеченность. Он также добавит радость от выполнения поставленных задач, сравнимую с радостью от прохождения сложного уровня игры.

Мотивация. Любая игра содержит в себе мотивацию для участников. Это необходимо для того, чтобы игрок не забросил прохождение на одном из этапов. Перед ним должна стоять конкретная цель, которая двигает его вперед. Геймификация естественным образом наследует этот принцип. Это могут быть бонусы, которые вы получаете с каждым следующим уровнем. Если говорить про маркетинг, здесь может действовать система нарастающей скидки: чем больше вы покупаете — тем больше экономите.

Статус. На протяжении игры у участника развивается его герой, растут «уровни». Чем дальше он идет, тем сильнее становится его персонаж. Тот же принцип работает в геймификации. На работе это может быть большее признание коллектива, повышение в должности. В маркетинге же — улучшение статуса клиента: от бронзового до платинового.

Вознаграждение. Во многих играх после прохождения уровня персонажу начисляют золотые монеты, дают награды и виртуальные бриллианты. Чем сложнее уровень, тем больше поощрений. Вознаграждение — один из ключевых принципов геймификации. Такие «пряники» как зарплата для сотрудников или положительные оценки для учеников постепенно перестают работать. Человек знает, что если он выполнит свое задание хорошо или очень хорошо — результат будет один. Дополнительное вознаграждение мотивирует его действовать быстрее, лучше и дает дополнительный интерес. Бонус к зарплате или освобождение от одной домашней работы для лучшего ученика помогут усилить мотивацию. В маркетинге это могут быть накопительные баллы от каждой покупки по карте.

Читайте также:
Производственная гимнастика: виды, комплекс упражнений для офисных работников

К главным принципам геймификации могут прибавляться дополнительные. В игры можно включать соревновательные элементы, командные задачи, истории с развивающимся сюжетом. Подходящий вариант стоит подбирать под каждую конкретную задачу.

Чем полезна геймификация

Геймификация помогает создать большую вовлеченность во всех сферах, где она применяется. Ученики проходят курс с интересом, если в него добавлен игровой элемент. Клиенты не хотят уходить от компании, которая обещает им прогрессирующую систему скидок и бонусов. Повседневные рабочие задачи перестают быть монотонными и скучными, когда появляется мотивация к их выполнению. Дополнительно к вовлеченности геймификация помогает доводить задачи до финала и завершать их в назначенные сроки.

Владислав Куклев, со-основатель Dizz.TV, рассказывает, что игровой подход работает почти в любых продуктах, потому что он основан на знаниях о человеческом мозге, механизмах мотивации и награды. Поэтому многие индустрии наблюдают за игровыми практиками и стараются применять механики оттуда.

Наталья Кошлякова, директор ИгроN-сервис, выделяет следующие плюсы геймификации:

  • Геймификация переводит человека из взрослого состояния в детское, когда мы все учились играя.

Происходит меньшее сопротивление материалу, поскольку снимается внутренний цензор. Уходят взрослые психологические сопротивления и ограничивающие установки.

  • Если в игре участники объединяется для получения общего результата — это стимулирует качественную командную работу.
  • Если в геймификацию включен конкурирующий элемент — это добавляет эмоций.

Включается самоутверждение и поднятие самооценки.

  • Геймификация помогает довести все до конца: обучение, рабочие процессы, увеличение клиентской базы и так далее.

Из минусов геймификации:

  • Иногда геймификация становится самоцелью.

Игра ради игры неэффективна.

  • Требуется дополнительное бюджетирование.

На разработку и включение игр нужны большие деньги.

  • Неправильно просчитанная система приводит к отрицательному результату.

Например, в некоторых случаях стимулирование конкуренции может привести к негативным последствиям.

Владислав Куклев добавляет, что минусы геймификации начинаются, когда компании вдохновляются игровой индустрией, но делают это без фундаментальных знаний о человеческой психике. Это приводит к появлению систем достижений, внутренних рейтингов, которые не работают, хотя тоже пришли из игр.

Геймификация в бизнесе

В этом случае она подразумевает замену скучных и сложных повседневных процессов на те, которые будут стимулировать и вовлекать сотрудников в работу. Например, можно превратить план по продажам в соревнование и назначить бонус за лучшую работу. Результатом такой практики станут мотивированные сотрудники, которые выполняют свои задачи с интересом, приводят новых клиентов и увеличивают доход компании. По данным исследований, геймификация позволяет поднять вовлеченность сотрудников на 60% и повысить их производительность на 50%.

Дополнительный плюс игр — в них не так страшно проиграть, как в жизни. Всегда есть возможность начать сначала. При геймификации бизнеса это ощущение переходит в работу и даже у перфекционистов снижается уровень напряжения. Также от участия в играх вырабатывается гормон счастья.

Американская компания Incentive Solutions, специализирующаяся на геймификации в бизнесе, предлагает создавать таблицы лидеров на основе очков за разные достижения, подключать программное обеспечение, на котором наглядно видны все этапы движения к цели с обозначением пройденных уровней и создавать офисную платформу с результатами работы, на которой можно ставить лайки наподобие социальных сетей. Многие крупные российские компании также внедряют геймификацию в свои процессы. Так, например, Сбербанк помимо личного рейтинга сотрудников ввел командный, что повысило качество работы в группах.

Геймификация в маркетинге

Геймификация в маркетинге позволяет привлечь новых клиентов и удерживать старых. Это различные карты лояльности, бонусные программы и конкурсы. Внедрение игр в продвижении товаров и услуг помогает повысить интерес пользователей. Основные элементы геймификации в маркетинге — это статус, новые продукты и бесплатные товары.

Статус. Чем дольше клиент пользуется услугами компании и платит за товары, тем выше становится его статус. С повышением статуса прибавляются бонусы в виде скидок, дополнительных услуг и повышенного внимания от сотрудников. Такая система мотивирует клиентов пользоваться сервисами любимой компании на постоянной основе.

Новые продукты. В эту категорию включаются сразу несколько подходов. Например, при выпуске новой продукции компания может устроить поэтапное голосование среди пользователей, где клиенты будут решать какой товар должен появиться на рынке. После выхода продукт может появиться в ограниченном количестве, что заставит их искать его на разных прилавках. Такой квест поможет привлечь внимание к бренду и устроить ажиотаж.

Бесплатные товары. Сюда относят различные конкурсы, лотереи и квесты, в финале которых появляется возможность выиграть приз от производителя. Подобными стратегиями активно пользуются производители газированных напитков и чипсов, которые прячут выигрышные коды под крышкой или внутри пачки. Конкурсы могут проводиться и онлайн: с призами за репосты и комментарии.

Геймификация в образовании

Геймификация в обучении может применяться как на школьном уроке, на дополнительных курсах, так и в корпоративном обучении. По словам Натальи Кошляковой, геймифицировать можно буквально любое обучение. Любой процесс, от обучения математики в школе до обучения персонала менеджерским навыкам может обернуться в игровой мир или игровую легенду. В геймификации обучения нет ограничений.

Обучение может проходить как с применением системы поощрений и рейтингов, так и при помощи сторонних программ. К примеру, детям прививают любовь к чтению через смартфоны и интерактив, а VR-технологии помогают познавать мир через путешествия по миру прямо на уроках. Разработкой и концепцией таких игр занимаются геймдизайнеры.

Геймизация образования помогает привить интерес к обучению как у детей, так и у взрослых. Это универсальный метод, который подходит для всех возрастов. При этом игровое обучение справляется со своей целью: при правильном подходе оно помогает получить знания и учиться применять их на практике. Единственный минус такого подхода — он не может полностью заменить все обучение и должен занимать только часть программы, особенно если речь идет о школьном образовании. От постоянных игр на уроках устанут даже самые активные дети.

Что такое геймификация и в каких сферах она используется

Люди обожают играть в игры. Не обязательно быть фанатом игровых консолей, чтобы это признать. Люди играют, когда занимаются спортом, осваивают навыки, пользуются любимым приложением для отслеживания веса или просто проверяют количество лайков к новому посту.

Читайте также:
Прокрастинация - что это такое, причины и как с ней бороться

Развитие игрового мышления привело к тому, что игровые механики стали применяться в сферах, не связанных с играми. Так появилась геймификация. Геймификация (от англ. «gamification») – это внедрение игровых механик и стратегий в неигровой контекст.

В этой статье я расскажу о том, почему люди так любят игры, как это используют компании и как вообще работает геймификация.

Человек играющий: почему мы так любим игры

Мы играем в игры с младенчества и до глубокой старости. Сначала – чтобы научиться взаимодействовать с миром и развить воображение, а потом – просто для удовольствия и реализации творческих возможностей. Игра, какой бы она ни была, – это источник позитивных эмоций, шанс превзойти самих себя, а также способ спасения от повседневности.

Если говорить, к примеру, о видеоиграх (включая мобильные) – интерес к ним год от года только повышается. По данным исследования компании DFC Intelligence, в 2021 году в видеоигры играют более 3 млрд людей, а это почти половина всего населения планеты! Рынок одних только мобильных игр растет с каждым годом: около 21% всех загрузок приложений на Android и 25% всех загрузок на iOS приходится на мобильные игры, а прирост аудитории в 2020 году был на 12% больше, чем в предыдущем.

Тем временем возраст игроков снижается – исследование от Hi-Tech.Mail.Ru показывает, что 69% детей осваивают гаджеты еще в дошкольном возрасте. Это говорит о том, что новые поколения сталкиваются с замысловатыми игровыми механиками с младенчества, а это формирует игровое мышление. Присутствие игровых механик в повседневной жизни становится привычным. Современные молодые люди, выросшие в обнимку с планшетом, будут ожидать подобного геймифицированного взаимодействия даже в тех сферах, в которых изначально игра не предусмотрена.

Геймификация: основы и правила игры

Когда игровые механики проникают в такие сферы, как образование или бизнес, рождается геймификация. Это помогает превратить рутинные и скучные задачи в увлекательные квесты, обучение – в соревнование с наградами, а унылый рабочий процесс – в гонку с крутыми виражами.

Глобально геймификация делится на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя геймификация используется внутри компании для повышения командного духа, общей производительности, а также улучшения качества обслуживания клиентов. Внешняя геймификация направлена на клиентов и служит в конечном счете маркетинговым целям. Ее миссия – построить отношения с клиентами, повысить узнаваемость и укрепить лояльность пользователей.

Вовлечь и удержать внимание игрока – главные цели любой игры. Этими принципами руководствуются, например, создатели компьютерных игр. Задача геймификации примерно та же: вовлечь клиентов или сотрудников в процесс, используя игровые элементы.

  • Очки. Система получения очков мотивирует участников игры. Например, очки, получаемые за опыт, отслеживают его рост со временем.
  • Бейджи или достижения. В игровой системе бейджи – это значки, получаемые для фиксирования достигнутых целей. Получение бейджей позволяет человеку не только почувствовать себя успешным, но и поделиться с окружающими своими достижениями. Тут же подключается страсть к коллекционированию – это мотивирует к получению новых значков.
  • Уровни. Уровни – это прогресс. Продвижение по карьерной лестнице или просто получение VIP-статуса карты лояльности – это движение вперед или прохождение новых уровней. Система уровней полезна в тех случаях, когда важно показать то, какого статуса может достигнуть пользователь.
  • Таблицы лидеров. Лидерборд – это общий рейтинг самых активных пользователей. Понимание своего положения и значимости в системе, а также возможность обогнать соседа – мощный стимул для продолжения игры. Все мы любим соперничать!
  • Награды. Если вам удается победить страшного дракона, в конце поединка вы будете ожидать награды. Награда – неотъемлемая часть геймифицированной системы. Награды могут быть разными – от получения нового статуса или титула до доступа к уникальным возможностям и ценным призам.

Значимость мотивации

Для того чтобы увлечь людей игрой, мало просто ввести систему очков и бейджей. Игровые механики не работают сами по себе: чтобы люди совершали определенные действия, увлекались игрой и стремились участвовать снова и снова, необходимо выстраивать геймифицированную систему, опираясь на психологические принципы мотивации. Специалисты в сфере геймификации выделяют четыре наиболее важных принципа:

  1. Статус. Возможность получения статуса формирует самооценку и мотивирует на движение вперед и будущее развитие. Во внутренней геймификации это, к примеру, повышение в должности и всеобщее признание, а во внешней – превосходство над другими участниками и получение определенных «плюшек» в виде привилегий в обслуживании или системе скидок. Игроку важно чувствовать свою значимость в системе.
  2. Соревнование. Любая игра подразумевает соревновательный дух. Если участник игры видит, что обходит своих конкурентов, это тоже может мотивировать. Здесь на помощь придет, к примеру, таблица лидеров, о которой я говорила выше.
  3. Вознаграждение. Летайте чаще, и получайте скидки на авиабилеты! Геймифицированные программы, направленные на получение награды за определенные действия, увеличивают вовлеченность и мотивируют к участию.
  4. Обратная связь. Обратная связь – это реакция на действия игрока. Если участник игры сыграл по правилам, он хочет получить отметку о выполненном задании. Здесь идет речь о тех же бейджах и наградах.

Значимость вовлеченности

Если часть геймификации – это разработка слаженной системы мотивации, нельзя обойтись без вовлеченности. Вовлеченность приводит к совершению действий. Игры удовлетворяют потребность людей в соревновании, причастности, получении вознаграждения – все это, проще говоря, стремление к получению удовольствия. Геймифицированная система позволяет решать рутинные задачи с увлечением и при этом получать радость от победы. Хорошим примером могут быть игры, связанные с генерацией идей в компаниях, так называемые брейнштормы. Хорошим примером служит эксперимент в Бостоне, где проходило собрание, посвященное проблеме увеличения количества посетителей Бостонского музея науки. Тогда с помощью игры за 45 минут 80 незнакомцев придумали сотни решений проблемы. Что, кроме игры, могло так усилить вовлеченность в стратегический процесс?

В каких сферах применяют геймификацию

Геймификация становится настолько популярна, что кажется, что проще найти сферы, в которых она не применяется. Давайте представим обычное утро современного человека, который активно использует гаджеты и, например, отслеживает состояние здоровья. Утром – пробежка с подсчетом шагов и бейдж за достижение времени бега, затем – завтрак с подсчетом калорий в приложении, в котором выдается статистика всех завтраков похожих пользователей, потом – пятиминутка английского языка и снова бейдж за прохождение урока. Геймификация появляется повсюду, а ее принципы вовлечения в процесс становятся новой неотъемлемой частью неигровых сфер вроде маркетинга, менеджмента, образования, медиа и даже социальной сферы.

Давайте рассмотрим подробнее каждую их них.

Читайте также:
Богатейшие люди Мира: рейтинг ТОП-100 по версии Форбс 2022

Геймификация в обучении

Можно сказать, что сфера образования геймифицирована изначально – за правильный ответ можно получить «отлично», а за ошибки – двойку. Но это, конечно же, не все, что можно применить в обучении. Если говорить о геймификации в школе – урок тоже можно превратить в увлекательный квест со своим сюжетом, историей и игровой механикой с набором правил. Например, ученикам можно раздать роли, которые они будут играть, чтобы решить какую-то проблему вместе. На уроке истории ученики могут превратиться в команду археологов, изучающих древние гробницы, а на географии – построить машину времени, чтобы отправиться в прошлое и посмотреть, как выглядела Земля миллионы лет назад.

Среди обучающих приложений отличный пример геймификации обучения – сервис для изучения иностранных языков Duolingo. Здесь, изучая новый язык, можно получать очки за пройденный урок, открывать и коллекционировать бейджи-короны за пройденные курсы и квизы. Есть и таблица лидеров с самыми активными полиглотами, список «ачивок» и многое другое. Сами уроки визуализированы в виде чекпоинтов, которые нужно пройти на пути к цели. Чем не игра с уровнями?

Геймификация в менеджменте и HR

Здесь задача геймификации – превратить повседневные задачи сотрудников в интересный квест с достижениями целей, то есть приравнять удовольствие от игры удовольствию от работы. Геймификация способна справиться с мотивацией работников, поднять командный дух, вовлечь в обучение. По данным свежего исследования о внутренней геймификации, 89% сотрудников считают, что они были бы более продуктивными, если бы работа была геймифицирована, а 88% утвержают, что геймификация на работе делает их счастливыми. Похожая ситуация и с обучением персонала: 83% сотрудников, прошедших обучение в игровой форме, остаются более мотивированными.

Отличным примером геймификации может похвастаться социальная сеть Одноклассники. Суть проблемы состояла в том, что в соцсети стало появляться множество мелких багов, но специалисты не слишком хотели ими заниматься по причине того, что это скучно (да и других важных дел много). Появилась задача геймифицировать процесс исправления багов, чтобы специалистам хотелось ими заниматься. Для этого была создана целая онлайн-платформа, где баги были представлены в игровом формате, а цель их починки – в реальной помощи пользователям. Играя в это, программисты не только с удовольствием фиксили баги различной сложности, но получали награды за решения самых сложных ошибок. В результате за 5 дней половина ошибок была исправлена, а несколько команд проводили время за «игрой» в нерабочее время по собственному желанию.

Геймификация в маркетинге

Геймификация в маркетинге настроена на укрепление лояльности клиентов, повышение интереса к бренду, а также увеличение продаж. Давайте посмотрим несколько примеров, как игровые механики работают на маркетинг.

Gett

Программа лояльности такси Gett выполнена в геймифицированном виде: за каждую поездку клиент получает определенное количество баллов, и его статус в личном кабинете меняется. Чем больше поездок совершает пользователь, тем больше становится его скидка и выше класс подаваемого автомобиля. Статусы расположены в виде бейджей с забавными иконками и названиями в духе «Самурай» или «Король Лев». Таким званием хочется поделиться!

FitBit

Как сделать так, чтобы человек не бросил фитнес? Нужно привить интерес к постоянным занятиям с помощью игровых элементов! Приложение для самостоятельных занятий фитнесом FitBit отлично справляется с этой задачей. В приложении пользователь соревнуется с другими людьми, сравнивает успехи, а также получает бейджи за хорошие результаты. В FitBit отлично реализованы групповые гонки – можно позвать друзей и соревноваться в том, кто больше шагов сделал за выходные или с понедельника по пятницу.

Victoria’s Secret

Американский бренд нижнего белья Victoria’s Secret создал приложение PINK Nation, в котором можно играть в различные игры и коллекционировать значки, просматривая каталог. Здесь же можно выиграть призы, к примеру, билеты на показ Victoria’s Secret Fashion Show, создавать модные образы, а также принимать участие в голосовании.

Сбербанк

В 2020 году Сбербанк вместе с агентством BlackLight запустил на своем сайте мини-игру о жизни фрилансера. В игре можно выбрать профессию персонажа и начать зарабатывать виртуальные деньги, очки репутации и клиентов. Суть игры состоит в том, чтобы показать начинающим самозанятым и фрилансерам, как находить и удерживать клиентов. Познавательно!

Nike Run Club

Снова о фитнесе. У Nike есть полноценное приложение для бега, в котором можно отслеживать прогресс и получать обратную связь, достигать целей в беге и, конечно же, получать за это награды. Забавная фишка приложения – можно добавить в него свои кроссовки Nike и подсчитывать их пробег.

Геймификация в социальной сфере

Геймификация не всегда связана с продажами: иногда ее применяют для решения социальных проблем. К примеру, с помощью геймификации был сделан крупный прорыв в изучении СПИДа. История в том, что в течение целых 15 лет ученые не могли расшифровать структуру одного из вирусов СПИДа. Тогда Центр игровых наук Вашингтонского университета (да, он существует) в сотрудничестве с кафедрой биохимии создал онлайн-головоломку FoldIt, в которой можно было в игровой форме соревноваться в наилучшем сворачивании белковой структуры.

В этой увлекательной онлайн-игре зарегистрировалось более 240 тысяч игроков, и решение, которое искали ученые 15 лет, было найдено за 10 дней. Этот пример геймификации удивителен хотя бы потому, что у большинства лучших игроков не было специального образования.

Геймификация СМИ

Медиаиздания тоже время от времени подают материал в игровой форме. Это позволяет донести информацию проще и живее, а также заставляет читателей поделиться интересной статьей. В условиях высокой конкуренции СМИ приходится придумывать новые способы удержания внимания и вовлеченности, ведь каждый день на человека сваливается море контента.

Геймификацией подачи информации часто пользуется, к примеру, издание Медуза. На сайте Медузы даже есть отдельная вкладка «Игры», где в геймифицированной форме представлены новости, партнерские материалы и забавные тесты.

Еще один интересный пример геймификации – целое интерактивное расследование о пиратах, которое сделал телеканал Al Jazeera в 2014 году. Пираты занимались незаконной ловлей рыбы, а читателю нужно было провести расследование (конечно, оно было проведено корреспондентами ранее). Материал просто подавался игроку порционно, и за счет этого складывалось ощущение, что игрок проводит расследование сам. За успешное сопоставление деталей можно было получить бейджи-достижения.

Заключение

Внедрение игровых элементов в бизнес и бытовую сферу изменяет современную реальность. Качественно выстроенная система геймификации – это эффективный инструмент мотивации и вовлечения в любой сфере. Для СМИ – это новый, более легкий и непринужденный способ подачи сложного или скучного материала, а в менеджменте – способ увлечь сотрудников в рабочий процесс. Новые поколения, привыкшие мыслить игровыми форматами, будут ожидать появления этих механик повсюду, а понятия «веселье» и «интерактив» превратятся скорее в синонимы эффективности и успеха.

Читайте также:
Как снизить арендную плату: 15 способов + примеры писем

Геймификация в управлении персоналом: обучение, адаптация, мотивация

Геймификация — технология использования игровых методов в неигровом контексте, в том числе в управлении персоналом. Геймификация может стать отличным инструментом мотивации, вовлечения и адаптации персонала.

Мотивация персонала может быть материальной и нематериальной. Психологи и HR-эксперты рекомендуют сочетать оба вида мотивации для повышения эффективности, так как новому поколению работников в возрасте 20-35 лет недостаточно только финансового поощрения.

Миллениалы и зумеры (поколения Y и Z) заинтересованы в том, чтобы иметь возможности для самореализации и определенную свободу в выполнении задач, ценят личное время, хотят работать в комфортной атмосфере. Тем временем большинство российских компаний используют только материальную мотивацию — оклады и премии, штрафы, хотя в сегодняшних реалиях этого недостаточно. Западные руководители интенсивно внедряют новые методики в работу с персоналом, в частности, геймификацию.

Наиболее эффективны игровые приёмы в управлении персоналом, состоящем из представителей поколений миллениалов и зумеров

Геймификация позволяет удовлетворять потребности персонала в нематериальном поощрении. С помощью этого метода можно преобразовать часть рабочих рутинных обязанностей в игровой процесс, изменить отношение человека к определенным процессам, откорректировать поведение коллектива. Очевидно, что мотивированный сотрудник будет с энтузиазмом решать поставленные перед ним задачи и добьётся лучших результатов в отличие от того коллеги, который растерял мотивацию.

В каком коллективе внедрять игрофикацию?

При всех плюсах технологии стоит учитывать, что она подходит не для каждого коллектива. Вряд ли есть смысл внедрять технологию в коллективе, где большинство сотрудников среднего и пожилого возраста, для них это будет неинтересно и может наоборот демотивировать.

Совсем иначе воспримут игрофикацию поколения миллениалов и зумеров. Для них не свойственно отношение старшего поколения к продвижению по карьерной лестнице. Их цель не статус и должность. Работа для поколения Y и Z — любимое дело, руководитель — наставник и вдохновитель. В отличие от старшего поколения, миллениалы и зумеры хотят получать от работы удовольствие и не согласны на работу только ради денег. Именно поэтому сейчас зашла речь о геймификации как о способе мотивации.

Игрофикация предполагает оценку достижений сотрудников, поставленных перед ними KPI, и награду за выполнение целей — бонусы и подарки.

Как внедрить элементы игры в рабочий процесс?

Технически геймификация — это адаптация игровых механик под бизнес-процессы. Чтобы использовать этот метод мотивации, вам необходимо:

  • продумать сценарий, по которому сотрудник (игрок) достигает цели;
  • продумать отражение процесса: таблица с рейтингом, баллы, награды;
  • продумать эстетику игры: эмоциональная составляющая, которая помогает поддерживать интерес игрока.
Что отличает хорошую деловую игру от плохой

У всех игр есть общая «фановая» часть — удовольствие игроков от процесса. Но есть еще два критерия, по которым можно отличить хорошую деловую игру от халтуры.

Во-первых, игра должна способствовать достижению определенных бизнес-целей. Допустим, когда мы обучаем людей правилам охраны труда и пожарной безопасности, в рамках игры есть определенные задачи. Например, спасти людей.

Во-вторых, атмосфера соревнования. Игроки в процессе получают бонусы — зарабатывают монетки. Соревновательный момент способствует возникновению у людей чувства азарта, эмоциональной вовлеченности. Игра затягивает. При этом, погружаясь в атмосферу приключений, люди ведут себя максимально естественно. Они не думают в это время о том, что у них за спиной может стоять контролирующий их начальник.

Геймификация как бизнес. Кейс разработчика деловых игр

В области управления персоналом используют несколько сценариев игрофикации: соревнование, вознаграждение и статус.

Соревнование

Конкурсы с хорошими призами способны замотивировать команду на свершения, все хотят побеждать. По возможности стоит использовать соревнования, которые связаны с рабочим процессом. Например, награждение сотрудников, которые привлекли больше всего клиентов, закрыли большее количество сделок. Конечно, чтобы работник стремился к наилучшему результату, а не к необходимому минимуму, награда должна быть достостойная. Подобные соревновательные моменты не только мотивируют коллектив, но и дают реальные результаты компании.

Есть в соревновательных сценариях и такая особенность: групповое соревнование, например, между отдельными командами, поможет сплотить сотрудников каждой команды, так как им не нужно соревноваться между собой.

Конкурсы, которые не привязаны к рабочему процессу, например, творческие, могут отвлечь сотрудников от выполнения прямых обязанностей и не дать результатов, нужных компании.

Вознаграждение

Набирающая популярность техника win-win, когда выигрывают все, тоже может использоваться в области управления персоналом. Здоровый командный дух, атмосфера в коллективе — важная составляющая для эффективной работы. Здесь важен сам игровой процесс, а выигрыш получают все. Например, можно ввести игровые очки, начисляемые за помощь товарищам, которые потом можно обменять на приз для всей команды.

Статус

Такой вариант геймификации помогает сотрудникам почувствовать свою значимость. Примером может стать известная всем доска почета — сейчас её называют «лидерборд», статус «лучший работник месяца», награждение за определенное количество лет работы и тому подобное.

Практика показывает, что даже без значительных финансовых поощрений такая мотивация тоже играет свою роль, и сотрудники стремятся достичь больших результатов. Кстати, этот сценарий можно использовать в качестве наказаний, например, наградив опоздавшего сотрудника статусом «улитки», — никому не захочется стать объектом для шуток коллег.

Эффект от геймификации будет выше, если руководитель будет сочетать все три варианта.

Опыт внедрения геймификации для решения различных задач

В «НовАТранс» мы регулярно используем приемы геймификации для решения конкретных задач. То есть если необходимо повысить какой-либо из показателей, то именно под этот показатель и стараемся запустить игру.

Например, стояла задача увеличить продажи. Мы решили, что будет более эффективно, если в этом будет заинтересован не только отдел продаж, но и все сотрудники компании. Поделили весь коллектив на несколько команд. Во главе каждой команды стоял сотрудник отдела продаж, а все остальные помогали ему идеями, участвовали в разработке коммерческих предложений. Побеждала та команда, чьи идеи и методы показывали на практике самые высокие результаты. В итоге, получилось и продажи повысить, и улучшить взаимодействие между сотрудниками разных отделов.

Помимо таких «ситуативных» игр, проводим также игру на постоянной основе — «Лучший сотрудник». Ведется статистика, в которой подсчитываются результаты работы каждого работника за неделю. Сотрудник, который дольше всех на протяжении определенного времени показывает максимально высокие результаты, получает переходящий приз.

Несколько лет назад, когда мы только начали внедрять техники геймификации, приходилось постоянно стимулировать, мотивировать коллектив, постоянно держать фокус внимания на игре. В дальнейшем, по мере того, как у людей росла вовлеченность, любые игры стали заходить гораздо проще.

Подготовка к внедрению геймификации

Ещё до того, как приниматься за разработку сценария, необходимо провести предварительную работу и прописать этапы внедрения игрофикации:

  • проанализировать, в какой части бизнес-процессов уместны и нужны игровые и соревновательные моменты;
  • прописать цели и задачи для каждой команды и каждого сотрудника;
  • выяснить, насколько сотрудники могут влиять на бизнес, должна ли игра изменить поведение сотрудников или поддержать существующую культуру;
  • прописать все измеримые параметры, по которым будет отслеживаться и оцениваться процесс.
Читайте также:
Как правильно сдать квартиру в аренду без посредников

В любом сценарии нужен сотрудник, который будет оказывать коммуникационную поддержку — привлекать внимание к геймификации, добавлять эмоциональную составляющую, которая не даст угаснуть интересу к игре.

Ещё один нюанс, который может повлиять на успех внедрения геймификации, — подмена материальной мотивации нематериальной. Отмена премий или замена денежных бонусов виртуальной валютой демотивируют сотрудников и результат геймификации окажется нулевым.

Пример геймификации в управлении дисциплиной сотрудников

Задача была внедрить дисциплинарный регламент, чтобы не ломать голову каждый раз, когда сотрудник допускает нарушение. Было ли оно допущено по халатности или по недоразумению? Наказывать или нет?

Вместе с коллективом составили список возможных типовых нарушений. Разделили на большие (прогул, воровство) и маленькие: опоздание, неправильное закрытие смены.

Дисциплинарный регламент предусматривал награждение сотрудника за нарушение «муравьедом» — большим или маленьким соответственно.

С большим муравьедом работать нельзя: его не спрячешь под формой. Человек с большим муравьедом должен уволиться. Пять маленьких муравьедов по размеру равны одному большому. Так что, набрав пять муравьедов, сотрудник вынужден искать другое место работы. Срок жизни муравьеда — 6 месяцев. Т.е. у человека есть 4 шанса на ошибку или форс-мажор в течение любых шести месяцев.

По сути, это система выговоров. На специальном бланке мы фиксировали «муравьеда» — обстоятельства, объяснения сотрудника, каким нарушение стало по счету, какие сделаны оргвыводы. Это расширенная форма официальной бумаги, которая может быть основанием для увольнения.

Как в 2020 правильно уволить за прогул. Пошаговая инструкция

Преимущество «муравьедов» перед выговором в том, что это воспринимается как игра, а не буквоедство. Мне не нужно было принимать решение по каждому нарушению. С сотрудником фиксировали факт, я его не ругала, не нравоучала. Даже напротив, переживала, что мне придется уволить хорошего профессионала, если он опоздает пятый раз за полгода, потому что мы договорились, а нарушить договоренности я не могу.

Сотрудники сначала воспринимали систему как шутку, и, наверное, думали, что я с приветом. Но им точно было интересно.
Я внедряла «муравьедов» в разных компаниях. Были и неудачи. Я пришла в коллектив в октябре. Сотрудники ещё не верили, что после пяти опозданий за полгода я их уволю. К декабрю нужно было уволить добрую половину коллектива — хороших сотрудников, которые так и не поняли, что я не шутила. Но дело было в рознице, и в декабре сотрудников никто не увольняет, — это самый высокий сезон. Я неправильно выбрала момент, и сотрудники, конечно, иронизировали надо мной. Но даже в этом неудачном случае дисциплина значительно улучшилась, особенно это ощутила бухгалтерия, у которой всегда были претензии, а теперь случаи нарушений стали единичными.

4 правила внедрения геймификации

Рекомендации по внедрению игровых методик в компании от Кристины Тороде, редактора портала о технологиях SearchCIO.com:

  1. Не стоит превращать геймификацию в обязанность. Если игроку нужно чему-то учиться без реальной на то необходимости, а только ради нового уровня в игре, то мотивация играть может пропасть.
  2. На самом старте нужно максимально подробно разобрать все риски внедрения новой системы мотивации. Помимо HR стоит привлечь к проекту юристов и отделов корпоративных коммуникаций.
  3. Составьте первичный опросник (не более 10 вопросов) для сотрудников, которые помогут понять модель корпоративной мысли. Опросите небольшую по функционалу группу работников. Проведите более глубокие интервью после опроса.
  4. Учитывайте особенности определённого коллектива. Каков средний возраст работников? Будут ли воспринимать все изменения негативно? Насколько эффективно персонал справляется с работой сейчас, и как помочь достигать лучших результатов?

Геймифицированная мотивация работает эффективно благодаря тому, что современное поколение работников хорошо воспринимает игровые процессы, даже во взрослом возрасте. Увлеченные игрой, сотрудники стремятся достичь больших результатов и готовы потратить на это больше усилий. Это хорошо и для самого работника, ведь он получит поощрение, и для компании, которая получит лучший результат, благодаря стараниям мотивированного сотрудника.

В качестве иллюстрации к статье использована фотографии с игры «Золото Аляски» (обучение охране труда), авторские права на игру принадлежат разработчику, Алексею Лычко (ООО «Безопасные условия труда»).

Геймифицированная мотивация сотрудников: на что способна и где бессильна

Геймификация — один из эффективных способов вовлечения персонала в дела компании и удержания клиентов. Среди результатов — рост эффективности сотрудников на 60%, повышение гордости за свою работу (замеры показывают рост от 32% до 78%), командообразующий эффект и вдохновение на эксперименты в новых сферах.

Евгения Любко, основательница и управляющий партнёр Pryaniky.com , рассказала, что из себя представляет геймификация, какие задачи компании решает, от чего зависит успех проекта, а также о приёмах, которые помогут сблизить любую команду.

Геймификация — это…

Нефинансовая мотивация сотрудников для повышения эффективности бизнес-процессов с помощью игровых механик — сценария, интерфейса, элементов, виртуальной валюты, рейтингов, призов (реальных ?).

Суть геймифицированной мотивации базируется на желаниях признания и самореализации — высших ступенях пирамиды потребностей по Маслоу.

Многие путают игру и геймификацию, но это разные понятия. В игре человек идёт к цели в полностью игровом контексте. А в геймификации важен реальный процесс–задача: продажи, сервис, обучение, корпоративная культура, ЗОЖ — что угодно.

Геймификация не новое изобретение — её можно рассматривать как трансформацию наработанных практик. Например, раньше существовала доска почёта, которая в геймификацию перекочевала как лидерборд.

Тренд геймифицировать процессы пришёл к нам из США в виде гейм-приложений к бизнес-сервисам — CRM, интернет-порталам.

В России геймификация появилась в начале 2000-х в маркетинге. Помню, у МТС были игровые квесты, рекламные кампании. А вот в работе с персоналом всё началось в 2012 году.

Тригером развития геймификации послужило появление смартфонов, мобильных устройств, веб-приложений. Например, в интернет-магазине косметического бренда Green Mama нужно было каждый день поливать деревце, за что начислялись баллы, которыми можно было оплатить покупки. А в ресторанной компании «Росинтер» использовали виртуальные персонажи наподобие тамагочи — происходила ежедневная коммуникация с брендом. Сейчас, конечно, сценарии стали более замороченными.

Задачи и области применения геймификации

Геймификация помогает изменить поведение человека: скучные рутинные задачи и процессы становятся более привлекательными. Помните, как мастерски Том Сойер заставил ребят покрасить забор вместо себя? Конечно, этот пример больше под маркетинговой обёрткой, но геймифицированная мотивация преследует ту же цель — превратить рабочий процесс в интересное занятие.

Читайте также:
Фриланс или работа в офисе - особенности и что лучше выбрать

Геймификация — это тиражируемое решение, которое может сделать привлекательным рутинный процесс.

Например, утренний бег многим даётся тяжело, но, если в приложении растёт деревце, которое зачахнет, если ты не побегаешь (вспомним всё тот же тамагочи), это служит дополнительным толчком, чтобы собраться и побежать.

Понимание, к какому приятному действию приводит процесс, мотивирует сделать его.

Геймификатор должен определить цель и процесс, который требует увеличения показателей. Допустим, цель — мотивация сотрудника, которая распадается на задачи: взаимодействие с другими, выполнение KPI, корпоративный краудсорсинг. Далее берём конкретный процесс и прикручиваем мотивирующие элементы. Если говорить про SMM или работу с клиентами, процессом может быть повышение лояльности к бренду, конверсия — это всё ведет к увеличению продаж.

Редактор Нетологии. Узнала у Евгении, как играючи повысить лояльность сотрудников и продажи

Самый популярный запрос по геймификации от компаний — мотивация сотрудников.

Это очень общее определение, которое вбирает в себя по сути всё. Различают мотивацию к достижению или для избежания боли.

Мы занимаемся мотивацией к достижению позитивных результатов: продуктивное сотрудничество с коллегами, повышение KPI (продажи, клиентские оценки), а также мотивацией к дополнительной проектной деятельности — сверхзадачам, которые не входят в должностные обязанности сотрудников. Например, предложение и реализация идей по улучшению внутренней среды. Компания не платит за эту активность и, чтобы сделать её привлекательной для сотрудников, прибегает к геймификации.

Кстати, волонтёры не нуждаются в дополнительной стимуляции. У неравнодушных людей колоссальная внутренняя мотивация делать добро, а подкрепление внешними тригерами в их глазах принижает смысл волонтёрства.

Геймификация может применяться ко всем отделам. Самая популярная аудитория — сотрудники, которые занимаются продажами. Также среди частых запросов — «раскачка» бухгалтеров, юристов, административно-хозяйственных работников, то есть персонала, не завязанного на четких KPI и объективных оценках. И возраст не имеет никакого значения ?

Не зайдёт геймификация, если в компании плохо с финансовой составляющей: не платят зарплату или платят на уровне прожиточного минимума. Люди будут думать о выживании, а не в игры играть. В нашей практике были случаи, когда приходили с проблемой большой текучки, а при выяснении ситуации мы узнавали, что зарплата людям выплачивается раз в три месяца ¯_(ツ)_/¯

Пирамида Маслоу работает как часы: сначала должны удовлетворяться базовые потребности. А вот если нужен волшебный пендель, чтобы было зачем прыгать выше, то геймификация может помочь.

Самая благодарная аудитория — те же продажи. Это и понятно — прозрачный с точки зрения достижений процесс.

Если говорить о том, где лучше всего работает геймифицированная мотивация, — это бизнес с диджитал-ориентированными сотрудниками, кто в своей работе использует гаджеты. И те, кто недавно еще не относился к этой категории, сегодня уже в их рядах. Допустим, водители. Некоторое время назад гейм-история вообще была далека от них, а сейчас от рейтинга водителя зависит, какие заказы он получит. Или курьеры, для которых смартфон — рабочий инструмент.

Где сложно сгеймифицировать процессы, так это секретное производство. Там попросту забирают смартфоны — одну из ключевых точек контакта с сотрудниками.

Как работает геймифицированная мотивация

Применяют разные сценарии и форматы — лёгкие, сложные, смешанные. Пример сложного формата — попробовать себя в управлении магазином. Это долго, дорого, но даёт хорошие результаты. При этом решение никогда не тиражируется.

Наша компания занимается корпоративными проектами лёгкого формата. Мы не заменяем задачи, а добавляем к бизнес-процессам игровые элементы. Это виртуальная валюта, награды — бейджи, медальки, значки, а также соревновательные рейтинги, миссии или квесты, краткосрочные задачи, призы.

Призы — важный элемент геймификации, когда наработанная карма превращается в плюшки: от возможности проспать в понедельник до брендированного чайника (и даже брендированного чая).

Сценарии могут комбинироваться в зависимости от задач. Если говорим про развитие корпоративных ценностей или коммуникаций, коллеги игровой валютой могут друг друга благодарить за помощь, вклад в общее дело, поддержку. Ежедневные микропризнания позволяют сотрудникам пропускать их через себя, проживать и в итоге происходит закрепление ценностей. Виртуальное «спасибо» через реальный приз приобретает ещё и материальный вес. Такой сценарий не носит соревновательный характер.

А может быть сценарий, где персонал нужно вовлечь в предложение и реализацию идей для развития компании. Сотрудники инвестируют виртуальную валюту в свои и чужие идеи. Если инвесткомитет идею отклоняет по каким-либо причинам, все инвестиции сгорают. А если проект реализуется, инвесторы получают возврат инвестиций с процентами, а автор — виртуальное вознаграждение, которое может потратить в магазине реальных призов. В итоге происходит привлечение внимания других сотрудников к предложению идей — «и я попробую». Также увеличивается количество выполненных проектов, ведь инвесторы заинтересованы в реализации одобренных проектов.

Когда стоит внедрять геймификацию

Если в компании низкая эффективность того, что можно померить:

  • плохие коммуникации,
  • неразвитые ценности,
  • слабая корпоративная культура,
  • высокая текучка, не связанная с финансовой составляющей.

Геймификация применима для всего, что имеет критерий оценки. Среди примеров — выполнение плана, количество «спасибо», уровень вовлечённости.

Показатели эффективности геймификации

Несмотря на восьмилетний стаж, направление геймификации считается молодым и средних показателей эффективности пока нет. Более того, каждый кейс индивидуален — многофакторная история.

Могу назвать некоторые результаты . Недавно мы закончили проект в Ростелекоме. Статистика показала, что за время проекта у отдела сохранения клиентов процент удержания — ключевой показатель — вырос на 18%, а в SMM количество обработанных запросов в единицу времени и также удержание выросли вдвое.

Бывает, что и не ставят количественные цели — как было в проекте для DHL. Задача была «принести пользу и объединить людей теплыми эмоциональными нитями» (слова менеджера проекта со стороны клиента Ирины Барышниковой). Это получилось сделать: сотрудники перестали бояться делиться информацией, в результате чего наладилось взаимопонимание и стартовал обмен знаниями и опытом.

Неожиданные результаты геймификации

Кейс не наш, а из отраслевой практики. На трубопрокатном заводе внедряли бережливое производство и требовалась инициатива именно от команды. Был список полезных действий, которые сотрудники выполняли в обмен на плюшки. В результате проекта количество закрытых дел выросло на 20–30% — выросло командообразующее действие.

Это произошло из-за того, что в рамках маленькой команды максимальное количество плюшек, которое мог получить сотрудник, не позволяло выбрать серьёзный приз. И команды договорились по очереди сбрасываться в пользу кого-то одного, чтобы этот сотрудник мог взять крупный приз, в следующий раз сбрасывались для другого коллеги и так далее.

Но есть нюанс в таких сценариях. Если используется групповое соревнование (например, среди филиалов), то командообразующий эффект будет — нет конкуренции персонально для сотрудников. А если устраивают личное соревнование, то результат будет зависеть от культуры компании и людей: где-то и подножки могут ставить.

Читайте также:
Как экономить и копить деньги - 13 правильных способов

Продолжительность геймификации

В зависимости от задачи проект может длиться от трёх месяцев до бесконечности.

Если в распоряжении меньше трёх месяцев, то нет смысла стартовать: мало времени для раскачки и получения прироста. А вот продолжать больше года не стоит — все просто устают.

Идеальная продолжительность — 9 месяцев. А лучше идти по такой схеме: полгода поиграли, три месяца отдохнули — проект будет развиваться ритмически.

Если нужно увеличить KPI, подойдёт соревновательный проект, завёрнутый в яркую игровую метафору, — гонки, например. Займёт от 3 до 12 месяцев.

А есть проекты, которые длятся годами. Как правило, это истории с развитием корпоративных коммуникаций или выполнением сверхзадач.

У одного из наших клиентов геймификация продолжается уже 6 лет. Нет целевого окончания у проекта — это уже неотъемлемый элемент корпоративной культуры.

С одной стороны, это всё ещё геймификация, а с другой — ежедневные процессы сотрудников. По факту такие процессы срослись с корпоративной культурой.

Как не провалить проект по геймификации

Должна быть чётко поставленная бизнес-задача . В идеале, чтобы можно было её измерить и через год–два снять результаты.

Выбранные механики должны соотноситься с задачами . К примеру, механики в ИТ — отдельная специфичная история в отличие от продаж. У разработчиков всё вертится вокруг признания. Запилить фичу, провести ревью чужого кода — обычно это унылая история, сверхзадачи, которые и геймифицируются. Также хорошо заходят так называемые акции «Баготлон»: кто больше багов победил. Для поддержания динамики процесса фиксируется количество устранённых ошибок — соревновательный элемент. Привлекательность тех или иных плюшек зависит от компании и самих программистов. Кого-то и гаджеты не мотивируют, а где-то корпоративная сувенирка в дефиците и поэтому хорошо разлетается.

ИТ-шники — люди обеспеченные, поэтому их прежде всего привлекает содержательность работы и признание коллег. И код интересно пилить, и нужное дело делать.

Коммуникационная поддержка . В геймификации должен быть внутренний персонаж, который направлял и поддерживал бы внимание сотрудников. Такой сторителлер. Могу сравнить со спортивным комментатором в матче: без него скучно — нет накала страстей. По нашему опыту, все проекты без коммуникаций в итоге умерли.

Погубить проект по геймифицированной мотивации — помимо отсутствия коммуникаций — может подмена финансовой мотивации нефинансовой. Ни в коем случае нельзя заменять реальные премии на виртуальную валюту. Если планируется сокращение бонусов, то нужно сделать это через полгода-год после старта геймификации. Иначе в сознании сотрудников закрепится негатив к проекту и соответственно он не выстрелит.

Курсы Нетологии

Бизнес и управление

  • Лекции и практические занятия для новичков и опытных руководителей
  • Выберете подходящий курс и улучшите навыки управления командами ?
  • Освоите востребованную профессию в ИТ

Что думают о геймификации сами сотрудники

Обычно сотрудники положительно реагируют. Но нужно быть готовым, что сопротивление будет обязательно — это нормальная реакция на изменения. Уровень сопротивления, как и уровень вовлечения всецело зависит от коммуникаций, от того, как компания продаст проект участникам, то есть от внутреннего маркетинга.

Сотрудники — это клиенты проекта. Им нужно показать преимущества участия, как классно быть частью игрового сообщества.

Для этого важно внедрить вовлекаторов — реальных сотрудников, с которыми руководитель проекта вошёл в «сговор». Вовлекаторы активно заходят в проект, убеждая коллег на собственном примере не стесняться и не бояться попробовать. По сути, от того, как преподнесут проект в первый месяц, зависит его развитие.

Самое сложное и самое лёгкое в реализации для геймификаторов

Проще всего творить: подобрать игровую метафору — космический, морской, гоночный, средневековый или какой другой сценарий.

А вот самое сложное — прописать механику и математику, названия и описания каждого игрового элемента. Любой проект — это минимум полсотни бейджиков, медалей, которым нужно придумать название, описание, уникальность, подобрать картинки.

Какие психологические аспекты управления людьми считаете важными

В нашей компании каждый может быть №1 — в своём деле.

К сотрудникам важно относиться как к личностям, а не причёсывать всех под одну гребенку. Не изыскивать сильные стороны, а максимально использовать потенциал каждого и давать подходящие конкретному сотруднику задачи. Кто-то «эгегей!» и в путь, а кто-то любит спокойствие и рутинные задачи.

Мы сами пользуемся геймификацией для поддержания атмосферы и вовлечения сотрудников. Ведь если у ценного сотрудника только одна связь с компанией — денежная, то это тонкая ниточка. Её легко разорвать более высокой зарплатой. А если человека с компанией связывает много ниточек — зарплата, интересные задачи, крутые коллеги, плюшки, — это уже целая мотивационная сеть.

Геймифицированная мотивация позволяет протянуть взаимодействие сотрудника и работодателя по многим ниточкам.

Как мотивировать и наказывать сотрудников

Прекрасно работает технология признания — мы её также применяем в своей компании. Маленькая ежедневная благодарность, рассказ об успехах, поддержка в трудных ситуациях, «прянички» — всё это очень мотивирует!

Если говорить о наказаниях, то приведу пример кейса по борьбе с опозданиями. В компании с этим было строго, считали опоздания прям по минутам, а отчёты рассылались руководителям. На портале проекта опоздавшим присваивали бейджики с улиткой и улиточников тролили — не обидно, но иронично («ой! сегодня на слизи твоей поскользнулись»). Все это видели, включая руководителей. Никому не хотелось быть «улиткой» — за год опоздания сократились в 10 раз (в минутах).

Что касается меня и команды, в наказаниях руководствуюсь здравым смыслом. Ситуация обсуждается в личном разговоре, и я всегда даю возможность всё исправить.

Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.

Редактор Нетологии. Узнала у Евгении, как играючи повысить лояльность сотрудников и продажи

Игра — дело серьёзное. Рассказываем про геймификацию

Мы встречаем геймификацию на каждом шагу — и даже не замечаем этого. Объясняем, почему компании увлеклись играми и когда лучше не играть.

Геймификация — это использование игровых элементов и механик в любом неигровом контексте: в бизнесе, быту, образовании и где угодно ещё.

Вот как это может выглядеть на примере. Представьте, что вы — руководитель компании и хотите, чтобы ваши сотрудники не только хорошо выполняли свою работу, но и участвовали в корпоративах, с удовольствием ходили на тренинги и конференции. Как этого добиться? Нужно их мотивировать. Денежные премии не всегда помогают, наказания — тоже. Нужны другие способы вовлечения, чтобы сотрудники сами захотели участвовать в ваших начинаниях. И вот здесь могут помочь игровые механики. В их основе — те же принципы, которые используют разработчики при создании видеоигр.

Читайте также:
Складская логистика - что это, принципы организации на предприятии

Создатели компьютерных игр стараются сначала привлечь, а потом удержать игрока в игре. В любой сфере задача геймификации такая же — вовлечь пользователей, покупателей, сотрудников, учеников или кого-то ещё в процесс, так же как это делают компьютерные игры.

Не только задачи, но и правила, по которым живёт геймификация, те же, что используются в видеоиграх. Только игровые элементы нужно внедрить не в игру, а в рабочий или учебный процессы, в маркетинг и так далее. Игровые элементы — это, например, статусы, уровни, награды.

Пишет про управление в Skillbox. Работала координатором проектов в Русском музее, писала для блога агентства CRM-маркетинга Out of Cloud.

Какая бывает геймификация

Геймификация бывает внутренняя, внешняя и меняющая поведение.

Какая Для кого Зачем
Внутренняя Для сотрудников Чтобы сплотить коллектив, повысить качество продукта и увеличить объём продаж, улучшить обслуживание клиентов
Внешняя Для клиентов и пользователей Чтобы повысить узнаваемость продукта и/или бренда, привлечь новых клиентов, повысить лояльность, увеличить доход
Меняющая поведение Для сотрудников и клиентов, для любых участников (если речь идёт о социальных задачах) Чтобы сформировать новые привычки

Илья Есин, основатель креативного агентства Shiva-Marketing, советует учитывать шесть критериев при создании геймификации, какова бы ни была её цель.

  1. Непринуждённое участие. Участники сами решают, будут ли играть.
  2. Регламентированные правила. Они должны быть понятными.
  3. Альтернативная реальность. Люди играют, потому что хотят попробовать что-то новое.
  4. Этапы развития. Сложность постепенно повышается, но игра должна оставаться доступной.
  5. Социальный мир. В игре должна быть возможность взаимодействовать с другими участниками.
  6. Динамика развития. Развиваются не только участники игры, но и сама игра: в ней постоянно появляется что-то новое.

Не обязательно превращать в игру всё. Чтобы достичь нужной цели, достаточно внедрить один или несколько игровых элементов. Всё зависит от ситуации и цели: иногда нужно создать целую игровую платформу для сотрудников, а когда-то можно ограничиться системой бейджей.

Как работает мотивация в геймификации

Чтобы любые игровые механики работали, игроки должны совершать определённые действия. Для этого их нужно мотивировать. Делать это помогают четыре элемента игры.

  1. Вознаграждение. Если игрок знает, что после своих действий получит бонус, его мотивация выше. Так работают карты лояльности и системы кешбэков. Например, когда нужно платить кредитной картой в этом месяце, чтобы вернуть 10% от суммы покупок обратно на счёт.
  2. Соревнование. Люди любят соперничать и побеждать. Что-то, что покажет, что игрок обошёл конкурентов, тоже может стать мотивацией. Так работают сервисы с публичными рейтингами пользователей. Вас просят заполнить поле «О себе», чтобы получить 10% к текущему рейтингу, и добавить фото, чтобы получить ещё 15%.
  3. Достижение. Игрок должен почувствовать свою значимость. Самые распространённые инструменты, которые обычно используют для этого, — бейджи, уровни, бонусы, разные статусы. Например, банковские карты с базовым и золотым статусом обслуживания или программы лояльности авиакомпаний, где от статуса зависит класс обслуживания в полёте.
  4. Обратная связь. Игрок всегда хочет получать реакцию на свои действия. Например, он выполнил задание — и сразу увидел результат. Результатом тоже могут быть бонусы, статусы, место в рейтинге. Главное, чтобы игрок почувствовал, что хорошо поработал.

Где используют геймификацию и почему она популярна

Геймификация сейчас действительно очень популярна, настолько, что игровые элементы можно встретить буквально везде: когда поднимаетесь по лестнице, выносите мусор, покупаете билеты на самолёт или планируете пробежать свой первый марафон.

Рост её популярности начался с публичных выступлений о пользе компьютерных игр и игрового мышления; одно из них — выступление Джейн Мак-Гонигал на конференции TED. Принципы, которые обычно используют разработчики при создании компьютерных игр, универсальны и опираются на особенности человеческой психологии. Поэтому оказалось, что их можно применять и в других, неигровых сферах. И вскоре это начали использовать как в бизнесе, так и в социальной сфере. Давайте посмотрим на примеры.

Геймификация в образовании

Самый заметный пример последних лет — сервис для изучения английского языка LinguaLeo.

Механика: пространство сервиса — это джунгли, а чтобы перейти на новый уровень и получить статус, нужно не забывать кормить льва Лео, то есть заниматься английским каждый день.

Геймификация в менеджменте

Геймификацию используют для найма и управления персоналом, с её помощью мотивируют сотрудников, когда хотят улучшить качество продукта без привлечения дополнительных специалистов.

Кейс Microsoft

В 2009 году компания Microsoft решила привлечь своих сотрудников по всему миру для проверки качества языков в диалоговых окнах Windows 7.

В чём была проблема: диалоговые окна ОС переводятся на большое количество языков. Чтобы проверить и исправить ошибки в переводах, нужно много времени.

Что сделали в Microsoft: у компании есть представительства в разных уголках мира, в которых можно встретить носителей почти любого языка. В компании решили попросить сотрудников самостоятельно проверить правильность текста. Осталось только придумать, как их мотивировать. Ведь у каждого из них и так много работы по текущим задачам.

Компания устроила соревнование между своими представительствами: за каждую найденную ошибку им начисляли очки, потом составлялся общий рейтинг. Каждая команда хотела стать лучше коллег.

Чтобы гарантировать, что сотрудники будут работать внимательно, организаторы умышленно добавили некоторые очевидные ошибки перевода.

Результат: элемент соревнования и желание победить сработали. Первыми стало представительство из Японии, потому что они выделили отдельный день на тестирование, в который отказались от основной работы.

В итоге 4,5 тысячи участников проверили более полумиллиона диалоговых окон Windows 7 и зарегистрировали 6,7 тысяч отчётов об ошибках.

Геймификация в маркетинге

Геймификация — популярный инструмент, чтобы привлечь внимание пользователей к сервису или бренду, увеличить количество посетителей сайта или улучшить другие показатели.

Кейс Тинькофф Банка

Чтобы клиенты чаще использовали кобрендовые карты ALL Airlines, OneTwoTrip и eBay, в банке придумали квест, в котором участники должны были выполнить семь заданий за 35 дней.

Механика: владельцам карт предложили совершать определённые типы покупок по картам: расплачиваться в ресторанах, переводить деньги в благотворительные фонды и прочее. За каждое задание им начислялись мили и деньги, а главным призом был миллион рублей.

Что получилось: количество транзакций по кобрендовым картам среди участников квеста увеличилось на 40%.

Социальная геймификация

Иногда задача геймификации — не привлечь внимание к бренду или решить задачи бизнеса, а изменить поведение или привычки обычных прохожих.

Примеры социальной геймификации от проекта The Fun Theory и Volkswagen

  • Лестница-пианино, чтобы заставить людей больше ходить пешком и отказаться от эскалатора.
  • Музыкальный мусорный бак, чтобы показать, что выбрасывать мусор в контейнер — это не только важно, но и весело.
  • Контейнер — игровой автомат для сбора стеклянных бутылок, чтобы больше людей задумались о переработке отходов.

Геймификация не всесильна

Получается, что игровые элементы есть в любой сфере. И большинство компаний, если даже ещё не внедрили геймификацию в свои процессы, то точно хотя бы раз об этом задумывались.

Но споры об эффективности геймификации ведутся до сих пор. Многие компании смогли достичь нужных результатов с её помощью, и поэтому постепенно укрепилось мнение, что игровые механики универсальны и эффективны.

Но геймификация может помочь не всегда. Например, Нир Эяль (преподаватель, бизнесмен, автор книг о бизнесе и маркетинге) считает, что если пользователь не заинтересован в сайте или продукте, то никакие игровые механики не смогут заставить его посетить этот сайт (или магазин) больше одного раза.

Игровые процессы можно добавить куда угодно, но не всегда это действительно нужно. Если мы говорим о бизнесе, то ненужной или неправильно созданной геймификацией можно не помочь делу, а навредить. Прежде чем что-либо геймифицировать — подумайте, что, как и для чего вы будете делать.

Правило шести D

Если вы всё же решили, что вашему бизнесу нужна геймификация, то обратите внимание на правило шести D, которое сформулировал Кевин Вербах, профессор права и бизнес-этики в Университете Пенсильвании (США) и автор книги «Вовлекай и властвуй».

  • Define — определите, зачем вам внедрять геймификацию.
  • Delineate — опишите желаемое поведение: как должны вести себя игроки.
  • Describe — опишите, кто ваши игроки.
  • Devise — разработайте циклы активности внутри игры.
  • Don’t forget — не забудьте продумать развлекательную часть.
  • Deploy — выберите инструменты.

Полезные материалы по геймификации

Если вам интересна эта тема и вы хотите узнать о геймификации больше — вот несколько лекций, книг и даже целый курс, которые помогут лучше разобраться в теме.

  • Курс Кевина Вербаха по геймификации на Coursera.
  • Книга «Вовлекай и властвуй» Кевина Вербаха и Дэна Хантера.
  • Книга «Геймификация в бизнесе» Гейба Зикерманна и Джоселин Линдер.
  • Лекция Гейба Зикерманна о геймификации.
  • Лекция «Геймификация в дизайне».
  • Лекция «Как геймификация улучшает мир».

В следующих статьях мы подробнее расскажем, как компании используют игровые механики в маркетинге и менеджменте.

Если вы хотите управлять проектами и командами, понимать весь процесс управления от начала и до конца и свободно применять управленческие инструменты (геймификация — лишь один из них), записывайтесь на наш курс «Руководитель digital-проектов».

Что такое геймификация простыми словами: ее принципы и методы, где применяется этот процесс + геймификация Вконтакте

Здравствуйте! В этой статье мы поговорим о том, что такое геймификация.

Вся жизнь — одна большая игра. Наверняка вы не раз слышали подобное утверждение. Но что, если я скажу, что интерес к играм в последние годы растет все больше и больше? И многие люди работают, учатся, продают товары просто играя? Давайте поговорим об этом.

Содержание

  • Что такое геймификация простым языком
  • Где применяется геймификация
  • Принципы геймификации
  • Методы геймификации
  • Геймификация Вконтакте

Что такое геймификация простым языком

Геймификация — это процесс вовлечения человека в определенную деятельность с помощью игры. Простыми словами мы переносим игровые правила в реальный мир. В рунете её еще называют игрофикация.

Геймификация как явление возникло давно. Но именно как активное пришло вместе с компьютерными играми в конце прошлого века. Специалисты изучили, с каким азартом люди тратят свое время за компьютером, увидели и осознали основные принципы игр и поняли, что последние можно применять везде. И, что самое главное, это дает результат.

Люди любят игры потому, что в них есть заранее установленные правила, за соблюдения которых ждет награда. Возьмем самый простой пример — компьютерные игры. И среди них есть лидер по вовлеченности игроков — ММО. Это большие ролевые игры с открытым миром, где тысячи людей проводят тысячи часов за прокачкой своего персонажа.

ММО завоевали мир тем, что в них есть понятная игроку система прогрессии. Ты убиваешь монстра — получаешь опыт и ресурсы. Убил несколько монстров, тебе повысят уровень. С повышением уровня увеличиваются какие-то характеристики. И все это на фоне постоянного соперничества и отсутствия конкретной цели у игроков.

Пример интереса к играм подтверждается одной интересной статьей школьного психолога. К нему как-то привели мальчика, который не вылезал из-за компьютера. Постоянно играл, не хотел учиться, общаться с одноклассниками да и вообще сидел безвылазно за компьютером, день и ночь. И психолог предложил простое и гениальное решение: перенести игру в реальность.

Ребенку завели большую тетрадку с его «характеристиками». За сделанные уроки ребенок получал +1 к интеллекту. За занятия физкультурой +1 к силе или ловкости. А еще они ввели систему заданий. Родители поручали ребенку небольшую работу и выдавали за это награду. И все изменилось. Ребенок перестал сидеть за компьютером и окунулся в реальную жизнь. И практически каждый человек, в той или иной мере, такой же ребенок.

Геймификация помогает перенести игровые принципы в реальность. Есть четкая шкала прогрессии, которая вызывает у игроков чувство удовлетворения от проделанной работы, есть система наград, которая дает мотивацию соблюдать правила и делать все качественно, и есть система оценки и сравнения себя с другими для тех, кому это действительно важно.

Самый яркий пример геймификации на международном уровне — Китай. Он постепенно вводит систему социального рейтинга. Это такой большой проект, где каждому жителю планирует присваивать баллы, по его пользе обществу. Если ты не нарушаешь законы и совершаешь полезные действия, тебе добавляют очки. Если нет, то снимают. И если количество будет слишком низкое, то применят санкции вроде отказа в авиабилетах или запрете на работу в государственных учреждениях.

Где применяется геймификация

Применять геймификацию можно практически везде. Даже при подборе персонала весь процесс можно превратить в забавную игру. Но существуют определенные ниши, в которых рекомендуют применять геймификацию:

  • В образовании. Все мы помним скучные школьные уроки, на которых хотелось заснуть. А если туда добавить игры? С понятными правилами, шкалой прогрессии и наградами. Все сразу станет намного интереснее.
  • В бизнесе. При работе с клиентами можно использовать игровые методы. Можно предлагать продукцию как игру, можно оформить покупку в виде игры. Вариантов много, главное, выбрать нужный.
  • В обучении сотрудников. Как и в случае со школой, обучение взрослых сотрудников тоже можно сделать в игровой форме. Только главное, чтобы они понимали, что это игра, но воспринимали её максимально серьезно.
  • В работе на местах. Работа не всегда должна быть чем-то обязательным, что не может приносить удовольствие. Задача хорошего руководителя: сделать так, чтобы подчиненным было комфортно, и они работали «на полную». Игры — один из способов (но в том случае, если не сработает повышение зарплат).
  • В рекламе. Недавно видел хороший пример на эту тему. Когда показывают какие-то киберспортивные события, компания AXE запускает свою рекламу. В ней нужно найти промокод во время трансляции, ввести его на сайте и получить бонус. Просто, но интересно.

Геймификацию можно применять везде, где есть контакт с людьми.

Карл Капп, который вплотную занимается геймификацией, считает, что скоро игры проникнут во все сферы нашего общества. Люди всех поколений и занятий будут играть в игры. Школьники и студенты, рабочие, офисные работники, руководители, специалисты из отдела кадров, фрилансеры — все будут следовать этому тренду. И вознаграждение, которое является неотъемлемой частью любой игры, способствует вовлеченности и работе с людьми.

Принципы геймификации

У геймификации есть 4 основных принципа:

  • Принцип мотивации.
  • Принцип неожиданных открытий и поощрений.
  • Принцип статуса.
  • Принцип вознаграждения.

Принцип мотивации. Это основополагающий принцип, на котором и строится большинство игровых задач. Люди должны быть мотивированы на взаимодействие. Мотивировать можно двумя вещами: дать какое-то поощрение или помочь избежать дискомфорта. В зависимости от аудитории нужно использовать разную мотивацию.

Принцип неожиданных открытий и поощрений. Любой неожиданный контент ценится. И неважно, что это будет: новые правила, новые вознаграждения, новые эмоции или что-то еще. При этом, с каждым вводом чего-то нового все больше разжигается любопытство. А что будет дальше? Это нам и нужно.

Принцип статуса. Это основной момент, вспомните пример с ММО РПГ. Каждый человек нуждается в том, чтобы показать собственную значимость. А для этого нужно, чтобы все могли видеть, чего он добился.

Принцип вознаграждения. Ученые считают вознаграждение лучшим инструментом геймификации. Оно способствует большей вовлеченности в процесс и отдаче делу. Но важно, чтобы награда была интересна игроку.

Есть хороший пример неправильного выбора наград. Он касается работы. В некоторых компаниях есть доски с работниками месяца. Фотография лучшего сотрудника вешается на стену. И с одной стороны, это правильно — повышение статуса, поощрение, награда. Но с другой, лучше бы дали деньги. Однако, в компаниях, где зарплата больше 100 тысяч рублей, статус, поощрения и похвала от руководства ценятся гораздо больше, чем премия.

Это основные принципы геймификации. Им нужно следовать в таком порядке:

Мотивируем на взаимодействие -> предлагаем интересный контент -> даем возможность получить статус, почет и уважение через понятные механики -> вознаграждаем за достижение целей.

Методы геймификации

Процесс геймификации зависит от целей и задач, которые ставятся перед ее внедрением. Но есть определенные методы, которые характерны практически всем играм:

  • Создание игровых правил. Первый шаг для того, чтобы внедрение геймификации удалось — написать простые и понятные правила. Например, чтобы начать играть нужно сделать вот это…, чтобы добиться награды, нужно собрать вот этого определенное количество.
  • Создание шкалы рейтинга. Рейтинг — важная штука. Это основная мотивация в играх. Каждый человек самолюбив, и ему важно достичь максимума в чем-то. Рейтинг позволяет отследить собственный прогресс в сравнении с другими, и если это нужно человеку, посоревноваться за первые места.
  • Создание наград. За соблюдение правил и достижение определенных целей всегда должны быть награды. Как уже говорилось ранее, они могут быть любыми, но, главное, чтобы они интересовали игроков.

Геймификация Вконтакте

Геймификация — последний тренд работы в социальных сетях. Это продолжение прошлого бума конкурса репостов. Когда в сообщества набирали подписчиков, разыгрывая какой-то ценный приз среди них. Конкурсы неэффективны, они не приводят целевую аудиторию, а просто набивают подписчиков. С новой системой умной ленты Вконтакте, если в вашем сообществе нет активности, никто и не увидит ваши записи.

Конкурсы репостов все еще живы и остаются одним из инструментов взаимодействия с аудиторией. Но как способ удержания подписчиков они не подходят. У вас среди знакомых точно есть человек, который репостит себе всякие конкурсы на стену и никогда не выигрывает. Спросите у него, через сколько он отписывается от тех пабликов? Через день-два? Или ждет хотя бы неделю, вдруг появится еще что-то интересное?

Я видел несколько интересных примеров геймификации, которые действительно помогали сообществу раскручивать поведенческие факторы — зарабатывать лайки, репосты, подписки, комментарии.

Первый пример: конкурс компании Texterra. Они разыгрывали фирменную одежду среди подписчиков. Но не банальным «лайки-репосты», а в форме игры. За каждый комментарий человек получал 2 балла. За каждый лайк 1 балл. Нельзя было писать бессмысленные комментарии из 1 слова, а посты раньше даты начала конкурса не учитывались. Тот, кто получил больше всего баллов, выигрывал конкурс. Активность в период конкурса и через неделю после выросла более чем в 2 раза.

Второй пример: один инфобизнесмен в нише заработка через интернет оформил свое сообщество в форме большой игры. Магазин работал Вконтакте, внутри определенного приложения. Бизнесмен ввел свою валюту с названием самого продаваемого курса. И под каждый запуск он делал бота, который устраивал лотерею в комментариях. Если напишешь кодовое слово, то получишь случайный бонус — от 10 монет (1/20 стоимости курса) до бесплатного тренинга. И периодически проводил интересные конкурсы, за которые выдавал монеты. Активность в группе была огромной.

Подобные мини-игры Вконтакте решают сразу две проблемы: выделяют сообщество на фоне остальных и разбавляют скучные дни для тех, кто устал от бесконечных конкурсов репостов. Даже в таких простых событиях люди чувствуют себя «в игре». Они выполняют простенькие задания, получают за это награду. Действия простые и понятные, правила четкие, результат положительный, если ты делаешь все по правилам.

Такой подход позволяет увеличить активность в группе сильнее, чем банальными конкурсами репостов. Сейчас через подобные игры продвигают большинство бизнес-сообществ. Набирается вовлеченная аудитория, которая приходила ради конкурса, а потом осталась, потому что интересно. И такие люди быстрее станут клиентами, чем обычные любители халявы, которые клюют на конкурсы репостов.

Геймификация — очередной мировой тренд, который внедрили давно, но активную популярность он набирает только сейчас. Игры становятся более востребованы в реальной жизни. Особенно в сферах, где без них становится скучно и неинтересно.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: