Банкротство крестьянского фермерского хозяйства (КФХ) – 3 этапа

ПРИМЕР 1

В марте 2003 года налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании банкротом животноводческого хозяйства ООО «Никольское».

В заявлении налоговая инспекция указала, что у ООО «Никольское» имеется задолженность по налогам в сумме 110 000 руб., просроченная более трех месяцев.

Изучив документы, приложенные к иску, арбитражный суд установил, что данная задолженность состоит из:

– недоимки в размере 65 000 руб.;

– пеней в размере 32 000 руб.;

– штрафных санкции в размере 13 000 руб.

Так как пени и штрафы в составе задолженности при определении признаков банкротства не учитываются, то она считается равной 65 000 руб. (32 000 + 13 000).

Таким образом, сумма налогового долга в данном случае меньше величины задолженности, необходимой для признания должника банкротом:

Поэтому в данном случае арбитражный суд даже не стал рассматривать иск налоговой инспекции о признании ООО «Никольское» банкротом.

А на какую дату определяется размер задолженности? Ответ на этот вопрос дан в пункте 1 статьи 4 Закона № 127-ФЗ, а именно: размер задолженности определяется на дату, когда в арбитражный суд подано заявление о признании должника банкротом.

Какими документами подтверждается то, что у сельхозпредприятия или фермера есть просроченная задолженность? Этот вопрос регулируется пунктом 3 статьи 6 Закона № 127-ФЗ. Сразу скажем, для денежных обязательств и обязательных платежей законодатель установил разный порядок их оформления.

Денежные обязательства принимаются во внимания только в том случае, если требования кредиторов к должнику подтверждены решением арбитражного суда, третейского суда или народного суда. При этом на момент подачи заявления о банкротстве такое решение должно уже вступить в силу.

Обязательные платежи принимаются во внимание для возбуждения дела о банкротстве, если налоговый или таможенный орган выставили требование взыскать задолженность за счет имущества должника.

Отсюда следует вывод: того, что у предприятия есть задолженность по налогам, еще недостаточно для предъявления иска о банкротстве. Необходимо, чтобы к этому моменту руководитель налоговой инспекции уже вынес решение о взыскании задолженности по налогам за счет имущества этого предприятия. Напомним, что такое решение должно отвечать требованиям статьи 47 Налогового кодекса РФ. Только в этом случае решение налоговиков можно считать законным.

Кто может выступить инициатором банкротства?

Ответ на этот вопрос содержится в пункте 1 статьи 7 Закона № 127-ФЗ. Обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом могут:

– само сельхозпредприятие или глава фермерского хозяйства;

Обратите внимание на следующую особенность. Глава фермерского хозяйства может подать в суд заявление с просьбой признать его банкротом только в том случае, если на это согласны все члены данного хозяйства. Причем такое согласие должно быть выражено в письменной форме. Так сказано в пункте 1 статьи 218 Закона № 127-ФЗ.

Поясним, кто является конкурсным кредитором и что понимается под уполномоченными органами.

Согласно статье 2 Закона № 127-ФЗ, конкурсными кредиторами являются все те организации, которым предприятие задолжало по различным хозяйственным договорам. А также к ним относятся организации, имуществу которых предприятие-должник нанесло вред. Не являются конкурсными кредиторами граждане, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждений по авторским договорам. Не могут быть конкурсными учредителями и учредители (участники) должника.

Уполномоченными органами являются федеральные органы исполнительной власти, которые наделены правом выставлять в деле о банкротстве требования об уплате обязательных платежей и погасить денежные обязательства. Кроме того, к уполномоченным органам законодатель относит органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления.

Когда кредитор или уполномоченный орган вправе обратиться в суд с заявлением о признании должника банкротом? Об этом сказано в пункте 2 статьи 7 Закона № 127-ФЗ. Такое заявление можно подать, если есть решение суда, принятое ранее, взыскать с должника в пользу кредитора определенные суммы. Но не только. Нужно еще, чтобы прошло 30 дней с того момента, как исполнительный лист по этому решению суда был передан в службу судебных приставов.

Если сельхозпредприятие-должник добровольно выплатит деньги кредитору еще до вступления в силу решения суда, то у кредитора не будет оснований обращаться в суд с заявлением о признании должника банкротом.

Как уже было отмечено выше, должник может и сам обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании себя банкротом. Статья 8 Закона № 127-ФЗ позволяет должнику сделать это, если у него возникли обстоятельства, свидетельствующие о том, что он не в состоянии будет вовремя выплатить долги кредиторам и перечислить в бюджет обязательные платежи.

Более того, в некоторых случаях глава крестьянского (фермерского) хозяйства или руководитель сельхозпредприятия обязаны подать в суд заявление о признании себя должником (ст. 9 Закона № 127-ФЗ). Это случаи, когда:

– удовлетворив требования одного или нескольких кредиторов, должник не сможет в полном объеме рассчитаться с другими кредиторами или заплатить обязательные платежи;

– из-за взыскания имущества у должника возникнут существенные проблемы в работе или же она вообще станет невозможной.

Заявление о банкротстве нужно направить в арбитражный суд не позднее чем через месяц с той даты, когда возникли соответствующие обстоятельства.

Процедуры банкротства

Заметим, что весь процесс банкротства состоит из пяти стадий:

– финансовое оздоровление (введена Законом № 127-ФЗ);

Рассмотрим, что же представляет собой каждая из этих стадий и какие особенности они имеют применительно к сельхозпредприятиям и фермерам.

Наблюдение

На этой стадии составляется реестр требований кредиторов и проводится первое собрание кредиторов. Никаких особенностей на этой стадии для сельскохозяйственных предприятий не предусматривается.

Читайте также:
ОГРНИП и ОГРН - что это, как узнать по ИНН онлайн + расшифровка

Кстати, раньше наблюдение вводилось автоматически сразу после того, как арбитражный суд принял заявление о признании должника банкротом. Теперь же так происходит только в тех случаях, когда должник сам подает заявление о банкротстве. Если же такое заявление подают иные лица – кредиторы предприятия или налоговые органы, – то будет действовать уже иное правило. Оно установлено в пункте 1 статьи 62 Закона № 127-ФЗ. Арбитражный суд введет наблюдение лишь после того, как признает требования заявителя обоснованными. Если, к примеру, до даты судебного заседания должник рассчитается с кредиторами, то производство по делу будет прекращено и наблюдение не введут.

ПРИМЕР 2

ООО «Лесное» обратилось 10 февраля 2003 года в арбитражный суд с заявлением о признании банкротом совхоза «Богатырь». Причина – наличие у совхоза задолженности по оплате продукции, полученной по нескольким договорам от ООО «Лесное». Условия, требуемые законом для подачи такого заявления, соблюдены:

– сумма долга равна 107 000 руб.;

– задолженность образовалась с июля 2002 года.

Судебное заседание по проверке обоснованности требований ООО «Лесное» состоялось 6 марта 2003 года. В этом судебном заседании совхоз «Богатырь» представил документы о перечислении на счет ООО Лесное» 107 000 руб. – платежные поручения от 25 февраля 2003 года на сумму 83 000 руб. и от 3 марта 2003 года на сумму 24 000 руб.

Таким образом, на момент судебного заседания долг перед ООО «Лесное» полностью погашен. Поэтому арбитражный суд вынес определение об отказе во введении наблюдения и прекратил производство по делу о банкротстве совхоза «Богатырь».

Теперь давайте поговорим, каковы будут последствия, если суд вынесет определение о введении наблюдения. Они определены в статье 63 Закона № 127-ФЗ.

На предприятии появляется временный управляющий, и все действия производятся с его согласия. В первую очередь это касается сделок с имуществом, если его сумма составляет не менее 5 процентов от стоимости всех активов должника.

Временный управляющий решает, отстранить руководителя предприятия-должника от руководства предприятием или нет. Так сказано в пункте 1 статьи 69 Закона № 127-ФЗ. Получается, что по собственной инициативе арбитражный суд не может отстранить руководителя сельхозпредприятия от дел.

Анализ финансового состояния должника проводится для того, чтобы определить стоимость имущества должника. Ведь за счет этого имущества будут покрываться судебные расходы и затраты на выплату вознаграждения арбитражным управляющим. А также выясняется, можно ли восстановить платежеспособность должника.

Проводя анализ финансового состояния сельскохозяйственной организации, нужно учитывать сезонность сельскохозяйственного производства и его зависимость от природно-климатических условий. А когда рассматривается вопрос, есть ли возможность удовлетворить требования кредиторов, во внимание должны приниматься и те доходы, которые могут быть получены сельскохозяйственной организацией по окончании соответствующего периода сельскохозяйственных работ. На это указано в статье 178 Закона № 127-ФЗ.

На стадии наблюдения, как мы уже сказали выше, созывается первое собрание кредиторов. Участвуют в таком собрании кредиторы, которые предъявили свои требования к должнику. О том, как это сделать, сказано в статье 71 Закона № 127-ФЗ. Требование направляется в три адреса: в арбитражный суд, должнику и временному управляющему.

На собрании кредиторов рассматриваются результаты анализа финансового состояния должника. В зависимости от того, насколько оно удовлетворительно, принимается решение о том, что делать дальше и вводить ли следующие стадии банкротства. Приняв решение, собрание кредиторов направляет ходатайство в арбитражный суд с тем, чтобы он утвердил это решение.

Финансовое оздоровление

Вводить или не вводить такую стадию банкротства, как финансовое оздоровление, решает собрание кредиторов. С ходатайством о введении финансового оздоровления на собрании может выступить сам должник, его учредители, а также иные лица, указанные в Законе.

Но в том, чтобы было введено финансовое оздоровление, в первую очередь заинтересован сам должник. Поясним почему.

Прежде всего, потому, что продолжают действовать органы управления должника. Конечно, с определенными ограничениями. Например, должник не вправе выплачивать дивиденды, выкупать ранее размещенные акции.

Кроме того, введение финансового оздоровления дает реальный шанс избежать банкротства. Иначе говоря, в таком случае дело не будет доведено до конкурсного производства и продажи имущества должника.

Обратите внимание: должнику, чтобы перейти к такой стадии, как финансовое оздоровление, нужно разработать план мероприятий по этому направлению и график погашения задолженности. В этих документах необходимо указать, как и в какие сроки будут погашаться требования кредиторов. Здесь же нужно определить, за счет каких источников должник собирается погасить задолженность.

Утверждает план финансового оздоровления собрание кредиторов. А вот график погашения задолженности – арбитражный суд.

Проводить процедуру финансового оздоровления будет административный управляющий. Он, в частности, предоставляет собранию кредиторов информацию о том, как выполняется график погашения задолженности. А также контролирует, соблюдаются ли сроки выполнения текущих требований кредиторов.

Финансовое оздоровление вводится не более чем на два года. Но это общее правило. А для сельскохозяйственных организаций сделано исключение. У них финансовое оздоровление вводится до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной и переработанной сельхозпродукции. Такое правило установлено пунктом 2 статьи 178 Закона № 127-ФЗ. Если в ходе финансового оздоровления произошел спад производства или ухудшилось финансовое состояние сельскохозяйственной организации в связи со стихийными бедствиями, с эпидемиями, вызывающими падеж скота, или другими обстоятельствами, носящими чрезвычайный характер, то срок финансового оздоровления может быть продлен на год. При этом нужно изменить график погашения задолженности.

За месяц то того, как закончится период финансового оздоровления, должник должен представить административному управляющему отчет о том, что сделано и каково положение предприятия. На основании этого отчета арбитражный управляющий составляет заключение. Рассмотрев его, собрание кредиторов принимает одно из двух решений:

Читайте также:
Смена главного бухгалтера и передача дел + акт передачи документов

– ввести внешнее управление;

– признать должника банкротом.

Решение кредиторов утверждает суд. Если он решит, что еще можно восстановить платежеспособность должника, то вынесет определение о введении внешнего управления.

Внешнее управление

Как вводится внешнее управление и какие мероприятия в его ходе проводятся, разъяснено в главе VI Закона № 127-ФЗ.

Отметим, что для сельхозпредприятий закон устанавил особый срок внешнего управления.

Так, оно вводится до окончания сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной и переработанной продукции (п. 3 ст. 178 Закона № 127-ФЗ). Но здесь есть ограничение: продолжительность внешнего управления в сельскохозяйственной организации не может превышать сроки, установленные пунктом 2 статьи 92 этого Закона, более чем на три месяца. А там сказано, что совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать два года.

Если же во время внешнего управления наблюдался спад производства и ухудшилось финансовое состояние организации из-за стихийных бедствий, эпидемий, вызывающих падеж скота, и других обстоятельств, носящих чрезвычайный характер, то срок внешнего управления может быть продлен на год.

Кстати, Закон позволяет внешнему управляющему делегировать свои полномочия главе фермерского хозяйства.

Последствия введения внешнего управления определены в статье 94 Закона № 127-ФЗ. Там сказано, что:

– прекращаются полномочия руководителя сельскохозяйственной организации и ею руководит внешний управляющий;

– внешний управляющий вправе издать приказ об увольнении руководителя предприятия-должника или предложить ему перейти на другую работу в порядке и на условиях, установленных трудовым законодательством;

– любые ограничения прав должника по распоряжению имуществом, в том числе арест, могут применяться только в рамках процесса о банкротстве;

– вводится мораторий на выплату долгов кредиторам, налоговым органам.

Конкурсное производство

Оно применяется только в отношении такого предприятия, которое объявлено арбитражным судом банкротом.

Для продажи имущества сельскохозяйственных организаций установлены особые правила.

Так, в частности, на первых торгах арбитражный управляющий должен выставить все предприятие. Это направлено на то, чтобы не допустить дробления имущества сельхозпредприятия, сохранить его профиль. Преимущественным правом на приобретение имущества такого предприятия в соответствии с пунктом 2 статьи 179 Закона № 127-ФЗ обладают лица, которые занимаются производством или производством и переработкой сельскохозяйственной продукции, а также владеющие земельным участком, непосредственно прилегающим к местонахождению предприятия-должника. Другие лица могут приобрести имущество предприятия только в том случае, если в течение месяца с момента выставления имущества должника на продажу не изъявили своего желания приобрести его те, кто обладает преимущественным правом.

Когда речь идет о продаже недвижимости, важно учесть следующее. Если она используется в целях сельскохозяйственного производства и принадлежат сельхозпредприятию, признанному банкротом, то преимущественным правом на ее приобретение обладают сельскохозяйственные организации и крестьянские (фермерские) хозяйства, расположенные в данной местности. Так сказано в пункте 2 статьи 177 Закона № 127-ФЗ.

Что ждет крестьянское (фермерское) хозяйство после того, как его признают банкротом?

Как только суд примет такое решение, утрачивает силу государственная регистрация главы крестьянского (фермерского) хозяйства в качестве индивидуального предпринимателя.

Это происходит после того, как в регистрирующий орган поступит копия решения арбитражного суда о признании крестьянского (фермерского) хозяйства банкротом и об открытии конкурсного производства.

Глава крестьянского (фермерского) хозяйства, которого признали банкротом, не может быть снова зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в течение года. Этот срок исчисляется с даты, когда суд объявил о банкротстве.

Мировое соглашение

Такое соглашение сельхозпредприятие-должник может заключить с конкурсными кредиторами и уполномоченными органами даже тогда, когда дело о банкротстве уже находится в арбитражном суде. Причем оно может быть заключено на любой стадии рассмотрения дела.

Заключать или не заключать мировое соглашение, конкурсные кредиторы и уполномоченные органы решают на собрании кредиторов.

Закон № 127-ФЗ предъявляет определенные требования к форме и содержанию мирового соглашения (ст. 155, 156). Оно заключается исключительно в письменной форме. В этом документе прежде всего должно быть указано, как и в какие сроки должник исполнит свои денежные обязательства.

Мировое соглашение должно быть утверждено арбитражным судом. Он проверит, соответствует ли соглашение законодательству, не нарушает ли оно чьи-либо права и законные интересы. Кроме того, как сказано в пункте 1 статьи 158 Закона № 127-ФЗ, арбитражный суд может утвердить мировое соглашение только после того, как должник погасит свою задолженность перед лицами, в отношении которых он несет обязанность в связи с причинением вреда жизни и здоровью, морального вреда.

Утвердив мировое соглашение, арбитражный суд выносит соответствующее определение. Если мировое соглашение заключено в ходе конкурсного производства, то в определении суда указывается, что производство отменяется, а решение о признании должника банкротом прекращается.

В чем заключаются особенности банкротства крестьянского (фермерского) хозяйства, и как проходит эта процедура?

Крестьянское (фермерское) хозяйство, или (КФК), вправе заявить о своем банкротстве при невозможности погашения долговых обязательств перед кредиторами, государством или работниками.

  • Правовое регулирование
  • Условия и особенности банкротства
  • Порядок признания финансовой несостоятельности
    • Наблюдение
    • Финансовое оздоровление
    • Внешнее управление
    • Конкурсное производство и особенности продажи имущества
  • Можно ли восстановить платежеспособность КФХ

Правовое регулирование

Банкротство крестьянского (фермерского) хозяйства происходит по правилам Главы 10 127-ФЗ о банкротстве, которая была введена в законодательство о банкротстве в 2015 году. В рамках данной главы процессу признания финансовой несостоятельности КФХ посвящен отдельный параграф 3 127-ФЗ.

Читайте также:
Регистрация ООО на домашний адрес директора или учредителя

В параграфе 3 Главы 10 127-ФЗ законодатели останавливаются на следующих аспектах признания финансовой несостоятельности КФХ:

  1. Основания для признания КФХ банкротом по ст. 217 127-ФЗ.
  2. Особенности процесса банкротства КФХ по ст. 218 127-ФЗ.
  3. Особенности финансового оздоровления и внешнего управления КФХ по ст. 219 127-ФЗ.
  4. Порядок формирования конкурсной массы и ее продажи по ст. 221, 222 127-ФЗ.
  5. Последствия признания КФХ банкротом по ст. 223 127-ФЗ.

Для того чтобы хозяйство банкротилось по нормам указанного параграфа, требуется, чтобы оно создавалось в целях производства сельхозпродукции, и доходы от реализации данных товаров составляли 70% и более в общем объеме выручки.

Условия и особенности банкротства

На основании 127-ФЗ КФХ вправе объявить себя банкротом при неспособности удовлетворения требований кредиторов:

  1. По денежным обязательствам, возникшим в рамках гражданско-правовых обязательств (например, по договорам купли-продажи, договорам подряда, кредитным договорам и пр.).
  2. По выплатам выходных пособий или оплаты труда лиц, работающих по трудовому договору (в том числе бывшим сотрудникам).
  3. По обязательным платежам в виде налогов и сборов перед уполномоченными организациями (ПФР, ФСС, Налоговой инспекцией).

Признаками банкротства ИП (включая КФХ) является наличие совокупной задолженности перед всеми кредиторами в размере 500 тыс. р. и просрочки по долговым обязательствам продолжительностью 3 месяца и более.

Само заявление о банкротстве подписывается предпринимателем-главой КФХ. Помимо общего комплекта документов, который прикладывают к заявлению о банкротстве все должники, к заявлению от главы КФХ нужно приложить сведения:

  1. О составе и стоимости имущества КФХ.
  2. Об источниках, за счет которых было приобретено данное имущество.
  3. О размере доходов, которые могут быть получены КФХ по окончании периода сельхозработ.

Также к заявлению прикладывается стандартная документация:

  1. Перечень всех должников КФХ с указанием размера дебиторской задолженности.
  2. Список кредиторов с указанием величины долговых обязательств.
  3. Перечень участников хозяйства с указанием на принадлежащее им имущество.
  4. Протокол собрания работников КФХ, если таковой имеется.

Данный отзыв предоставляется суду, если глава КФХ не согласен с требованиями кредиторов.

Порядок признания финансовой несостоятельности

В отношении КФХ допускается введение следующих процедур:

  1. Наблюдения.
  2. Внешнего управления.
  3. Финансового оздоровления.
  4. Конкурсного производства.

Таким образом, этапы, которые вводятся в отношении КФХ, отличаются от тех, которые действуют применительно к рядовым гражданам, и соответствуют тем, которые применяются к юридическим лицам. На любом из указанных этапов стороны вправе подписать мировое соглашение, которое прекратит процесс банкротства. Мировое соглашение заключается на свободных условиях, которые удовлетворяют обе стороны.

Наблюдение

После признания заявления о банкротстве хозяйства в арбитражном суде обоснованным в отношении него вводится предварительный этап наблюдения. Суд назначает кандидатуру временного управляющего, и тот проводит анализ финансовой и бухгалтерской документации КФХ и оценивает ее на предмет наличия нарушений, признаков фиктивного или преднамеренного банкротства, а также делает выводы относительно возможности восстановления платежеспособности.

По сути, наблюдение – подготовительный этап перед прохождением процедуры банкротства. Затем арбитражный управляющий должен организовать и провести первое собрание кредиторов, на котором будут решаться важнейшие вопросы относительно будущего должника: выступление к суду с ходатайством о переходе к этапам внешнего управления и финансового оздоровления или к этапу конкурсного производства.

Финансовое оздоровление

В ст. 219 127-ФЗ прописаны особенности финансового оздоровления КФХ и внешнего управления. Финансовое оздоровление может быть введено в отношении хозяйства, если оно само проявит инициативу и представит арбитражному суду план финансового оздоровления и график погашения задолженности. На это у КФХ есть не более 2 месяцев со дня введения этапа наблюдения.

Суд рассматривает представленный график и план погашения задолженности и, если сочтет его убедительным и достаточным для погашения долговых обязательств перед кредиторами, выносит определение о введении этапа финансового оздоровления.

Продолжительность этапа финансового оздоровления устанавливается арбитражным судом с учетом окончания сельхозработ, необходимого времени для реализации произведенной или переработанной сельхозпродукции.

Внешнее управление

На основании решения собрания кредиторов при наличии возможности восстановления платежеспособности КФХ арбитражный суд вправе ввести этап внешнего управления. Его стандартная продолжительность составляет 2 года.

Срок внешнего управления не может превышать указанный срок более, чем на три месяца.

Но по п. 5 ст.219 127-ФЗ допускается и досрочное прекращение этапа внешнего управления. Это возможно при невыполнении мероприятий, которые предусмотрены планом внешнего управления, а также при наличии иных обстоятельств, которые указывают на невозможность восстановления платежеспособности. При досрочном прекращении внешнего управления КФХ получает статус банкрота, и процедура переходит на этап конкурсного производства.

Отличительная черта внешнего управления КФХ прописана в ст. 220 127-ФЗ. Здесь сказано, что внешним управляющим можно назначить лицо, которое не соответствует требованиям к такой кандидатуре по 127-ФЗ. А в п. 3 ст. 220 127-ФЗ прописано право управляющего на осуществление полномочий внешнего управляющего непосредственно главой КФХ.

Конкурсное производство и особенности продажи имущества

На данном этапе формируется конкурсная масса, которая в дальнейшем подлежит переводу в денежную форму путем продажи ее на торгах и направляется на погашение требований кредиторов. Особенности формирования конкурсной массы КФХ перечислены в ст. 221 127-ФЗ.

В п. 1 ст. 221 127-ФЗ перечислено имущество, которое следует включить в конкурсную массу:

  • насаждения;
  • мелиоративные сооружения;
  • хозяйственные постройки;
  • молочный и рабочий скот;
  • племенной скот;
  • инвентарь;
  • сельскохозяйственные и иные техника и оборудование;
  • птица;
  • транспортные средства;
  • право аренды земельного участка;
  • иные имущественные права с денежной оценкой.

Земельный участок, который принадлежал КФХ на правах аренды, может отчуждаться и переходить к иному лицу, региону или муниципалитету в зависимости от особенностей оборота данной недвижимости.

Личное имущество членов КФХ и его главы, которое было приобретено не на доходы от КФХ, в состав конкурсной массы не включается (по п. 3 ст. 221 127-ФЗ).

Читайте также:
Закрытие ИП на ЕНВД - пошаговая инструкция + документы

При продаже имущества КФХ также должны учитываться определенные особенности по ст. 222 127-ФЗ. Данная статья содержит указание на необходимость соблюдения следующей последовательности при продаже конкурсной массы КФХ:

  1. Изначально на торги выставляется предприятие КФХ, как комплекс.
  2. В случае если предприятие в целом не было реализовано на данном этапе торгов, то управляющий выставляет единым лотом имущество КФХ, которое применяется в целях производства сельхозпродукции, ее хранения, переработки и реализации.
  3. Если второй этап торгов также закончился неудачно, то в дальнейшем применяется стандартная процедура продажи имущества должника. Обычно для реализации имущества должников используется формат электронного аукциона. Первоначально имущество выставляется по рыночной стоимости, а затем допускается снижение начальной цены на 10-20%. Имущество не дороже 100 тыс. р. по закону разрешено продавать через неторговые процедуры путем заключения прямых договоров купли-продажи (при согласии на это кредиторов).

Имущество, которое не удалось продать на торгах, предлагается кредиторам в счет погашения задолженности. Если они отказались принять его, то оно возвращается должнику.

Сформированная конкурсная масса направляется на погашение требований кредиторов с учетом установленной очередности. В первую очередь погашаются текущие платежи, которые возникли после начала процедуры банкротства, затем процессуальные издержки на погашение судебных расходов и оплату труда конкурсного управляющего. В рамках банкротства установлено три очереди кредиторов.

В первую очередь выплачиваются компенсации жизни и здоровью граждан, во вторую – зарплата и выходные пособия. В третью очередь погашаются требования конкурсных кредиторов и уполномоченных органов по обязательным платежам. Если остаются денежные средства, то они могут быть направлены на погашение требований кредиторов, которые остались за пределами реестра.

После получения статуса банкрота и введения этапа конкурсного производства госрегистрация КФХ, как предпринимателя, утрачивает юридическую силу. Для внесения отметки в ЕГРИП арбитражный суд направляет в налоговую инспекцию копию решения о признании КФХ банкротом. В установленные сроки налоговая служба делает отметку в ЕГРИП о прекращении работы.

Можно ли восстановить платежеспособность КФХ

Одной из задач процесса признания финансовой несостоятельности КФХ является восстановление ее платежеспособности и недопущение ликвидации компании. Для этого особое внимание в 3 параграфе Главы 10 127-ФЗ уделяется этапам реабилитации должника в статусе КФХ.

Судебная практика указывает на низкую эффективность этапов реабилитации должника. Обычно данные этапы не позволяют восстановить платежный баланс и в отношении должника вводится завершающий этап – конкурсное производство.

Таким образом, процедура банкротства фермерского хозяйства на всех этапах обладает важными особенностями. Необходимо соблюдать особый порядок признания главы КФХ банкротом уже с этапа по передаче заявления в арбитражный суд. Для подачи заявления необходимо предварительно заручиться согласием всех членов КФХ. Другими важными особенностями процедуры являются: установление сроков этапа внешнего управления или финансового оздоровления с учетом факторов сезонности; невозможность обращения взыскания на личное имущество главы и членов КФХ в ходе конкурсного производства; необходимость продажи КФХ первоначально, как имущественного комплекса, затем при неудавшейся реализации продажа имущества, как единого лота. Преимуществами при покупке будут обладать другие компании из числа сельхозпроизводителей, и если они не выразят интереса к покупке в течение месяца, имущество реализуется на открытых торгах.

Банкротство крестьянского фермерского хозяйства (КФХ): процедура, условия документы для банкротства и как его избежать

Здравствуйте! В этой статье сегодня расскажем о процедуре банкротства КФХ, которая начинается по причине неплатежеспособности хозяйства.

Если хозяйство не выполняет взятые на себя обязательства, процедуры избежать не удастся. Хотя юридически банкротом будет физическое лицо, возглавляющее КФХ, по факту процедура распространится на все фермерское хозяйство. Подробнее ее этапы рассмотрим далее.

Содержание

  • Кто может инициировать банкротство
  • Условия признания КФХ банкротом
  • Нюансы
  • Документы для начала процедуры
  • Описание процедуры по этапам
  • Как восстановить платежеспособность хозяйства
  • Что происходит с имуществом хозяйства-банкрота
  • Как избежать банкротства
  • Актуальные вопросы практики

Кто может инициировать банкротство

Инициировать процедуру могут как кредиторы, так и глава крестьянско-фермерского хозяйства.

Условия признания КФХ банкротом

  • У хозяйства имеется задолженность перед кредиторами, которая не погашена дольше чем 90 дней;
  • Задолженность составляет сумму, превышающую полмиллиона рублей.

Если эти условия выполнены,то процедура может быть инициирована и подано заявление в Арбитражный суд.

Нюансы

Процедура банкротства фермерского хозяйства на всех этапах обладает важными особенностями. Кроме того, обязательно должен соблюдаться особый порядок признания главы КФХ банкротом. Подать заявление о банкротстве он сможет только в том случае, если все члены хозяйства на это согласны.

Лицо, являющееся главой КФХ, может в двухмесячный срок предоставить план оздоровления своей организации и график, согласно которому он будет погашать возникшие задолженности.

Когда процесс банкротства уже запущен, все-таки стоит подождать того момента, когда будут окончены все полевые работы, например уборка урожая, так как по итогу их проведения хозяйство может получить серьезную прибыль, с помощью которой сможет выправить свое финансовое положение. Если эта сумма сможет закрыть долги перед кредиторами, судом вводится так называемая процедура для восстановления платежеспособности.

Если причиной спада производства стали обстоятельства, не зависящие от воли лица (различные природные катаклизмы, эпидемии болезней животных), КФХ будет предоставлен год на то, чтобы попытаться провести финансовое оздоровление.

Срок всей процедуры может быть продлен и на других этапах, если это будет необходимо.

Следующая особенность: если ведется конкурсное производство, продано будет только то имущество, которое принадлежит КФХ на праве общей собственности. Личное имущество главы хозяйства или членов хозяйства затрагиваться не будет. Когда имущество будет распродаваться, приобрести его в приоритетном порядке смогут лица, которые тоже ведут фермерское хозяйство. Если в течение месяца не появится желающих приобрести его, оно будет продано в общем порядке.

Читайте также:
Как перевести жилое помещение в нежилое: сколько стоит + порядок

Перед продажей имущество оценивают и желающим покупателям оно будет предложено по результатам оценки.

Документы для начала процедуры

Кроме правильно заполненного заявления следует предоставить пакет документации, включающий в себя:

  • Перечень всех лиц, которые являются должниками и кредиторами;
  • Перечень имущества;
  • Перечень лиц-участников хозяйства, с указанием всего имущества, принадлежащего им;
  • Протокол собрания наемных работников (если таковые трудятся в КФХ).

Поданное заявление должно быть поддержано участниками хозяйства.

Если заявление о банкротстве подает не действующий глава КФХ, а кредитор, либо пристав, перечисленные выше документы должны быть в наличии.

Описание процедуры по этапам

Вся процедура включает в себя несколько этапов. Рассмотрим и охарактеризуем их подробнее, а характеристику представим в виде таблицы:

№ п/п Наименование этапов Краткая характеристика
1 Этап наблюдения На этом этапе нужно учесть получение предприятием прибыли либо поступления каких-либо средств, а значит возможность решения проблем с кредиторами
2 Этап финансового оздоровления Продолжительность его может регулироваться. Он зависит от форс-мажорных обстоятельств, от сроков завершения различных работ, продолжаться может вплоть до 12 месяцев
3 Этап внешнего управления Устанавливают на период до 2 лет, может быть продлен еще на год при необходимости.

Как восстановить платежеспособность хозяйства

Попытаться восстановить платежеспособность КФХ вполне возможно. Рассмотрим, как же это сделать на практике. Прежде всего, стоит заняться реструктуризацией долгов. Реструктуризацией можно считать: отсрочку основного долга, заморозку процентов, увеличение срока выплат. Чтобы использовать эту возможность, нужно обратиться с заявлением в комиссию по финансовому оздоровлению сельскохозяйственной отрасли.

Результат рассмотрения может быть следующим:

  • Положительный;
  • Отрицательный (при этом четко обоснованный);
  • Положительный условно. То есть возможен, если будут выполнены некоторые условия.

Что происходит с имуществом хозяйства-банкрота

В том случае,когда все возможности финансового оздоровления хозяйства исчерпаны, арбитражный управляющий обязан реализовать имущество фермерского хозяйства. Вся организация будет полностью выставлена на торги. Если покупателя не нашлось, уже затем реализуются основные средства.

Как избежать банкротства

Как поступить, если кредиторы требуют погасить все долги в кратчайшие сроки, угрожая в противном случае стать инициаторами процедуры банкротства? Возможно несколько сценариев, по которым будут развиваться события дальше. Каким путем пойти, решает руководство хозяйства.

Итак, варианты следующие:

  • Реорганизовать предприятие и сменить юридический адрес. Эти действия, конечно, очень похожи на уклонение от уплаты задолженности и от ответственности вряд ли помогут уйти. Но в практике известны также случаи успешного применения данного метода;
  • Высказывание возражений требованиям кредиторов. Условие: возражения должны быть основаны на реальных фактах, а не выдуманные. Например, если были приобретены удобрения и они оказались ненадлежащего качества, можно оспорить сумму оплаты;
  • Погашение задолженности по заработной плате. Если таковая имеется, ее обязательно нужно погасить, чтобы избежать поддержки требований кредиторов своими же работниками;
  • Заключение с кредитором (кредиторами) мирового соглашения. Самый легальный и законный способ предотвращения банкротства. Кроме того, мировое соглашение позволит продолжить ведение дел и сохранить свою репутацию в деловых кругах.

Актуальные вопросы практики

В этой части нашего разговора обсудим некоторые вопросы, которые актуальны относительно тематики материала.

1. Куда будут направлены средства от реализованного имущества банкрота?

Этими средствами,прежде всего будет оплачен труд арбитражного управляющего, оставшимися средствами погасят кредиторскую задолженность.

2. Как погасить задолженности банкрота, если средств, полученных в результате реализации имущества на это не хватает?

Задолженность в таком случае погасится частями, которые пропорциональны предъявляемым требованиям;

3. По какой цене продается имущество банкрота?

Закон не определяет этого четко. Стоимость может быть как остаточной, так и назначенной арбитражным управляющим. Но она обычно ниже, чем рыночная;

4. В течение какого времени КФХ оздоравливают финансово?

Обычно до момента окончания сельхоз. работ либо до момента полной реализации продукции.

Завершая разговор, хотелось бы сказать, что вся процедура банкротства требует определенной подкованности в юридических вопросах. Ее нельзя назвать простой, она имеет много особенностей. Поэтому не стоит бояться потратить некоторые средства на обращение за помощью к профессионалам.

Ознакомьтесь также со статей о регистрации КФХ.

Федеральный закон от 6 декабря 2021 г. N 407-ФЗ “О внесении изменений в статью 19 Федерального закона “О крестьянском (фермерском) хозяйстве” и отдельные законодательные акты Российской Федерации”

Документ является поправкой к

Комментарии Российской Газеты

Принят Государственной Думой 25 ноября 2021 года

Одобрен Советом Федерации 1 декабря 2021 года

Статья 1

Статью 19 Федерального закона от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ “О крестьянском (фермерском) хозяйстве” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 24, ст. 2249) дополнить пунктом 4 следующего содержания:

“4. Фермерское хозяйство может реализовывать на используемом им для осуществления своей деятельности земельном участке из земель сельскохозяйственного назначения сельскохозяйственную продукцию собственного производства с использованием помещений, расположенных в объектах капитального строительства, некапитальных строениях, сооружениях, входящих в состав имущества фермерского хозяйства, или нестационарных торговых объектов при условии размещения таких объектов на данном земельном участке, не относящемся к сельскохозяйственным угодьям. Требования к помещениям, указанным в настоящем пункте, устанавливаются законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Размещение нестационарных торговых объектов на данных земельных участках допускается без проведения работ, связанных с нарушением почвенного слоя земельного участка.”.

Статья 2

Внести в пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ “О сельскохозяйственной кооперации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4870; 1999, N 8, ст. 973; 2003, N 24, ст. 2248; 2006, N 45, ст. 4635; 2017, N 31, ст. 4766; 2020, N 29, ст. 4506; 2021, N 15, ст. 2437) следующие изменения:

Читайте также:
Сроки больничного листа по заболеваниям, декрету и нетрудоспособности

1) дополнить предложением следующего содержания: “Сельскохозяйственный потребительский кооператив может реализовывать на используемом им земельном участке из земель сельскохозяйственного назначения сельскохозяйственную продукцию собственного производства с использованием помещений, расположенных в объектах капитального строительства, некапитальных строениях, сооружениях, строительство, реконструкция и эксплуатация которых допускаются на данном земельном участке в соответствии с законодательством Российской Федерации, или нестационарных торговых объектов при условии размещения таких объектов на данном земельном участке, не относящемся к сельскохозяйственным угодьям, без проведения работ, связанных с нарушением почвенного слоя земельного участка.”;

2) дополнить абзацем следующего содержания:

“Требования к помещениям, указанным в настоящем пункте, устанавливаются законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.”.

Статья 3

Пункт 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4147; 2006, N 23, ст. 2380; N 50, ст. 5279; 2008, N 30, ст. 3597; 2014, N 26, ст. 3377; N 30, ст. 4235; 2017, N 27, ст. 3940; 2019, N 52, ст. 7795; 2021, N 27, ст. 5127) изложить в следующей редакции:

“2. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, мелиоративными защитными лесными насаждениями, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми в целях осуществления прудовой аквакультуры), объектами капитального строительства, некапитальными строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции, в случаях, предусмотренных федеральными законами, нестационарными торговыми объектами.”.

Статья 4

В статье 1 Федерального закона от 2 июля 2021 года N 299-ФЗ “О внесении изменений в статью 77 Земельного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 27, ст. 5127) слова “слова “а также зданиями” заменить словом “зданиями”,” исключить.

Президент Российской Федерации В. Путин

ВС защитил право КФХ на преимущественный выкуп земли организации-банкрота

12 марта Верховный Суд вынес Определение № 302-ЭС19-17986 по делу об оспаривании главой КФХ результатов открытых торгов по продаже земельного участка сельскохозяйственной организации-банкрота, граничащего с землей, которую он арендует.

В декабре 2014 г. ООО «Нечаевское» было признано банкротом, его конкурсным управляющим стал Александр Шерстнев. Спустя два с половиной года несколько земельных участков и сельскохозяйственных объектов организации-банкрота были реализованы на открытых публичных торгах, признанных впоследствии состоявшимися, главе КФХ Александру Будякову по соответствующему договору купли-продажи.

В июне 2018 г. глава другого КФХ Андрей Киреев обратился в арбитражный суд с иском к Александру Будякову и потребовал перевести на себя права покупателя по вышеуказанному договору. В обоснование своих исковых требований гражданин заявил, что он арендует земельный участок, непосредственно прилегающий к проданному на торгах участку должника. По мнению истца, конкурсный управляющий не предложил ему воспользоваться преимущественным правом покупки спорного имущества вопреки требованиям ст. 179 Закона о банкротстве.

Суды трех инстанций отказали в удовлетворении иска под предлогом выбора истцом ненадлежащего способа правовой защиты. По их мнению, Андрею Кирееву следовало оспорить сами торги. Свою правовую позицию они обосновали ссылками на ст. 449 ГК РФ, ст. 139, 179 Закона о банкротстве, а также Определение КС РФ от 21 декабря 2004 г. № 440-О и п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 23 декабря 2010 г. № 63 о некоторых вопросах, связанных с применением главы III.1 Закона о банкротстве.

В своей кассационной жалобе в Верховный Суд Андрей Киреев сослался на существенное нарушение нижестоящими инстанциями норм права. Доводы заявителя сводились к тому, что он выбрал правильный способ защиты, поскольку тот ведет к восстановлению нарушенного права и соответствует общему правовому подходу, установленному законодательством в аналогичных правоотношениях, а также разъяснениям Постановления Президиума ВАС РФ от 9 июля 2009 г. № 1989/09 по делу № А14-1423/2008. Кроме того, гражданин отметил отсутствие у него возможности оспорить результаты торгов, поскольку он не был их участником.

После изучения материалов дела № А19-12879/2018 высшая судебная инстанция отметила, что предметом рассмотрения Судебной коллегии по экономическим спорам по данному делу является вопрос о надлежащем способе защиты преимущественного права приобретения имущества должника – сельскохозяйственной организации, реализованного на торгах, лицом, заявляющим о наличии у него такого права на основании ст. 179 Закона о банкротстве.

Как пояснил Верховный Суд, осуществление сельскохозяйственной деятельности предполагает использование земельного участка. В целях защиты прав владельцев соседних земельных участков, заинтересованных в укрупнении своих владений, Закон о банкротстве в своей ст. 179 предоставил этим владельцам преимущественное право приобретения имущества должника. «Смысл преимущественного права приобретения, как правило, заключается в том, что какое-то имущество продается третьему лицу (потенциальному покупателю), и только в этом случае обладатель преимущественного права может им воспользоваться на тех же условиях, что и потенциальный покупатель. Согласно п. 2 данной статьи прежде всего преимущественным правом приобретения имущества должника обладают лица, занимающиеся производством или производством и переработкой сельскохозяйственной продукции и владеющие земельными участками, непосредственно прилегающими к земельному участку должника», – отметил Суд.

Реализация такого права, как подчеркнул ВС, возможна при продаже имущества должника путем открытых торгов. Для этого арбитражный управляющий (помимо опубликования соответствующей информации о продаже имущества должника с торгов в печатном органе с указанием начальной цены продажи имущества) должен также уведомить об этом потенциальных покупателей, имеющих преимущественное право приобретения такого имущества.

Читайте также:
Медицинские осмотры работников – виды и порядок проведения

«Таким образом, занимающиеся сельскохозяйственной деятельностью владельцы смежного с участком должника земельного участка, который выставлен на продажу (смежные землепользователи), должны быть персонально извещены арбитражным управляющим о проводимых торгах. После проведения публичных торгов арбитражный управляющий обязан предложить смежным землепользователям выкупить имущество должника по цене, сформированной на этих торгах. При этом, даже не будучи участниками торгов, смежные землепользователи вправе воспользоваться их результатом для реализации своего преимущественного права приобретения имущества должника. Вопрос о конкуренции смежных землепользователей разрешается в пользу того, чье заявление поступило арбитражному управляющему первым», – отмечено в определении.

Верховный Суд добавил, что Андрей Киреев избрал надлежащий способ защиты, так как оспаривание результатов торгов и признание их недействительными не приведет к восстановлению нарушенного преимущественного права приобретения имущества должника. Он пояснил, что недействительность торгов повлечет недействительность как установленной на них рыночной цены, так и договора купли-продажи, что фактически заблокирует возможность реализации преимущественного права приобретения. В то же время перевод прав и обязанностей покупателя не посягает на действительность (законность) торговой процедуры и дает возможность заявителю, признающему результаты торгов законными, воспользоваться их результатом. В связи с этим ВС РФ отменил судебные акты нижестоящих судов и отправил дело на новое рассмотрение в первую инстанцию.

Управляющий партнер юридической компании «Генезис» Артем Денисов считает, что в данном определении ВС РФ расшифровал поведение и мотивы истца с точки зрения применения ст. 179 Закона о банкротстве. «Более чем логична мотивация истца не разрушить торги (это предполагает признание недействительным не только результата торгов, но и процедуры проведения, в ходе которой устанавливается продажная цена), а лишь признать недействительной только их часть в виде определения покупателя. Именно данная правовая природа и логика предусмотрена в специальном способе защиты аналогичного преимущественного права покупки того или иного имущества в виде иска о переводе на себя прав и обязанностей стороны по сделкам в корпоративном законодательстве», – отметил он.

Эксперт добавил, что перевод прав и обязанностей покупателя не посягает на действительность (законность) торговой процедуры и дает возможность истцу, признающему результаты торгов законными, воспользоваться их результатом. «Ввиду того что процессуальный момент реализации преимущественного права в случае его нарушения не был урегулирован Законом о банкротстве, данное определение Верховного Суда вносит ясность в указанные правоотношения. Стоит отметить, что ВС РФ постоянно восполняет пробелы правового регулирования вышеуказанного закона», – отметил Артем Денисов.

Партнер юридической фирмы MGP Lawyers Денис Быканов полагает, что в рассматриваемом деле ВС исследовал два вопроса, имеющих важное значение для участников гражданского оборота. «Первый из них – это обязанность арбитражного управляющего в обязательном порядке уведомлять владельцев смежных с реализуемым на торгах земельных участков об условиях продажи и результатах состоявшихся торгов в соответствии со ст. 179 Закона о банкротстве. Если владелец смежного участка, имеющий приоритетное право, в течение месяца со дня уведомления согласится приобрести участок банкрота по цене, которую готов заплатить за нее покупатель (третье лицо), то договор купли-продажи должен быть заключен с владельцем смежного участка. Исключение – если сам победитель торгов не является владельцем смежного участка, в этом случае он тоже обладает приоритетом», – пояснил он.

По словам эксперта, второй вопрос сводится к тому, какой иск должен подать владелец смежного участка, для того чтобы восстановить нарушенные права. «СКЭС Верховного суда РФ обоснованно указывает, что иск о переводе прав и обязанностей покупателя направлен на защиту прав владельца смежного земельного участка. Ее позиция правильная, потому что во главу угла ставится соблюдение интересов лиц, обладающих приоритетным правом на заключение договора перед другими участниками гражданского оборота», – резюмировал Денис Быканов.

Ведущий юрист юридической фирмы INTELLECT Марина Байкова убеждена, что изложенный Верховный Судом подход вполне соответствует сложившейся судебной практике. «Если нарушено преимущественное право покупки имущества должника – сельскохозяйственной организации, то надлежащим способом защиты является перевод прав и обязанностей по договору купли-продажи. С моей точки зрения, здесь очевидна необходимость применения по аналогии других норм права. В данной ситуации нет никакого смысла в оспаривании торгов – цена продажи имущества все равно должна быть определена на торгах в силу прямого указания на это в Законе о банкротстве», – полагает она.

Банкротство крестьянского фермерского хозяйства (КФХ) – 3 этапа

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

О крестьянском (фермерском) хозяйстве

(с изменениями на 6 декабря 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Федеральным законом от 25 декабря 2012 года N 263-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 26.12.2012);

Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 446-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.12.2013) (вступил в силу с 1 января 2014 года);

Федеральным законом от 29 декабря 2020 года N 474-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.12.2020, N 0001202012290114);

Федеральным законом от 6 декабря 2021 года N 407-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 06.12.2021, N 0001202112060042).

Принят
Государственной Думой
23 мая 2003 года

Одобрен
Советом Федерации
28 мая 2003 года

Настоящий Федеральный закон определяет правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств.

Настоящий Федеральный закон гарантирует гражданам право на создание крестьянских (фермерских) хозяйств и их самостоятельную деятельность.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства

1. Крестьянское (фермерское) хозяйство (далее также – фермерское хозяйство) представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

Читайте также:
Приостановление деятельности ИП: порядок и последствия

2. Фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином.

3. Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

К предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правовых отношений.

4. Фермерское хозяйство может признаваться сельскохозяйственным товаропроизводителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 2. Государство и фермерское хозяйство

1. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления содействуют созданию фермерских хозяйств и осуществлению ими своей деятельности, оказывают поддержку фермерским хозяйствам, в том числе посредством формирования экономической и социальной инфраструктур для обеспечения доступа фермерским хозяйствам к финансовым и иным ресурсам, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации о малом предпринимательстве.

2. Вмешательство федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в хозяйственную и иную деятельность фермерского хозяйства не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Глава 2. Создание фермерского хозяйства

Статья 3. Право на создание фермерского хозяйства

1. Право на создание фермерского хозяйства имеют дееспособные граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

2. Членами фермерского хозяйства могут быть:

1) супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем из трех семей. Дети, внуки, братья и сестры членов фермерского хозяйства могут быть приняты в члены фермерского хозяйства по достижении ими возраста шестнадцати лет;

2) граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства. Максимальное количество таких граждан не может превышать пять человек.

Статья 4. Соглашение о создании фермерского хозяйства

1. В случае создания фермерского хозяйства одним гражданином заключение соглашения не требуется.

2. Граждане, изъявившие желание создать фермерское хозяйство, заключают между собой соглашение.

3. Соглашение о создании фермерского хозяйства (далее – соглашение) должно содержать сведения:

1) о членах фермерского хозяйства;

2) о признании главой фермерского хозяйства одного из членов этого хозяйства, полномочиях главы фермерского хозяйства в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона и порядке управления фермерским хозяйством;

3) о правах и об обязанностях членов фермерского хозяйства;

4) о порядке формирования имущества фермерского хозяйства, порядке владения, пользования, распоряжения этим имуществом;

5) о порядке принятия в члены фермерского хозяйства и порядке выхода из членов фермерского хозяйства;

6) о порядке распределения полученных от деятельности фермерского хозяйства плодов, продукции и доходов.

4. К соглашению прилагаются копии документов, подтверждающих родство граждан, изъявивших желание создать фермерское хозяйство.

5. Соглашение подписывается всеми членами фермерского хозяйства.

6. По усмотрению членов фермерского хозяйства в соглашение могут включаться иные не противоречащие гражданскому законодательству условия.

7. Изменения, касающиеся состава фермерского хозяйства, должны быть внесены в соглашение, заключаемое членами фермерского хозяйства.

Статья 5. Государственная регистрация фермерского хозяйства

Фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Глава 3. Имущество фермерского хозяйства

Статья 6. Состав имущества фермерского хозяйства

1. В состав имущества фермерского хозяйства могут входить земельный участок, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственные и иные техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и иное необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства имущество (пункт в редакции, введенной в действие с 8 декабря 2006 года Федеральным законом от 4 декабря 2006 года N 201-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).

2. Плоды, продукция и доходы, полученные фермерским хозяйством в результате использования его имущества, являются общим имуществом членов фермерского хозяйства.

3. Имущество фермерского хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если соглашением между ними не установлено иное.

Доли членов фермерского хозяйства при долевой собственности на имущество фермерского хозяйства устанавливаются соглашением между членами фермерского хозяйства.

4. Перечень объектов, входящих в состав имущества фермерского хозяйства, порядок формирования имущества фермерского хозяйства устанавливаются членами фермерского хозяйства по взаимному согласию.

Статья 7. Владение и пользование имуществом фермерского хозяйства

Члены фермерского хозяйства сообща владеют и пользуются имуществом фермерского хозяйства. Порядок владения и пользования имуществом фермерского хозяйства определяется соглашением, заключенным между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона.

Статья 8. Распоряжение имуществом фермерского хозяйства

1. Порядок распоряжения имуществом фермерского хозяйства определяется соглашением, заключенным между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона.

2. Распоряжение имуществом фермерского хозяйства осуществляется в интересах фермерского хозяйства главой фермерского хозяйства.

3. По сделкам, совершенным главой фермерского хозяйства в интересах фермерского хозяйства, отвечает фермерское хозяйство своим имуществом, определенным в статье 6 настоящего Федерального закона. Сделка, совершенная главой фермерского хозяйства, считается совершенной в интересах фермерского хозяйства, если не доказано, что эта сделка заключена главой фермерского хозяйства в его личных интересах.

Статья 9. Раздел имущества фермерского хозяйства

1. При выходе из фермерского хозяйства одного из его членов земельный участок и средства производства фермерского хозяйства разделу не подлежат.

2. Гражданин в случае выхода его из фермерского хозяйства имеет право на денежную компенсацию, соразмерную его доле в праве общей собственности на имущество фермерского хозяйства. Срок выплаты денежной компенсации определяется по взаимному согласию между членами фермерского хозяйства или в случае, если взаимное согласие не достигнуто, в судебном порядке и не может превышать год с момента подачи членом фермерского хозяйства заявления о выходе из фермерского хозяйства.

Читайте также:
Ни один бизнес при переходе на онлайн-кассы не пострадал - Саушкин В.В.

3. Гражданин, вышедший из фермерского хозяйства, в течение двух лет после выхода из него несет субсидиарную ответственность в пределах стоимости своей доли в имуществе фермерского хозяйства по обязательствам, возникшим в результате деятельности фермерского хозяйства до момента выхода его из фермерского хозяйства.

4. При прекращении фермерского хозяйства в связи с выходом из него всех его членов имущество фермерского хозяйства подлежит разделу между членами фермерского хозяйства в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Статья 10. Наследование имущества фермерского хозяйства

Наследование имущества фермерского хозяйства осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Глава 4. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для осуществления фермерским хозяйством его деятельности

(Наименование в редакции, введенной в действие с 1 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 446-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

Статья 11. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для осуществления фермерским хозяйством его деятельности

(Наименование в редакции, введенной в действие с 1 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 446-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

1. Для осуществления фермерским хозяйством его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 446-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

2. Для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 446-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

3. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, формируются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 446-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

Статья 12. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления фермерским хозяйством его деятельности

(Наименование в редакции, введенной в действие с 1 марта 2015 года Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

1. Порядок предоставления земельных участков для осуществления фермерским хозяйством его деятельности устанавливается Земельным кодексом Российской Федерации.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 марта 2015 года Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

6. Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка для осуществления фермерским хозяйством его деятельности может быть оспорено в судебном порядке.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 446-ФЗ. – См. предыдущую редакцию)

6_1. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставляемых для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

(Пункт дополнительно включен с 1 марта 2015 года Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ)

7. Минимальные размеры земельных участков не устанавливаются для фермерских хозяйств, основной деятельностью которых является садоводство, овощеводство защищенного грунта, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, товарное рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее минимальных размеров земельных участков, установленных законами субъектов Российской Федерации (пункт в редакции, введенной в действие с 11 января 2011 года Федеральным законом от 28 декабря 2010 года N 420-ФЗ, – см. предыдущую редакцию).

Налоговый и бухучет КФХ в 2021 году

КФХ могут работать на УСН, ОСНО и ЕСХН (единый сельскохозяйственный налог). Статус крестьянского хозяйства также присваивается предприятиям, которые занимаются производством, переработкой и реализацией продуктов животноводческой и/или сельскохозяйственной отрасли.

Нюансы первичной документации

Бухучет в данной сфере подразумевает составление регистров, обработку отчетности и первичных бумаг, фиксацию различных операций в базе, сдачу документации в налоговую службу и фонды. Рассмотрим подробнее нюансы обработки первички.

Бухучет в сельскохозяйственной сфере дополняется перечнем специфических отчетов. Например, бухгалтер работает с реестрами перевозки зерновой продукции с полей, документацией на просушку и сортировку, занимается фиксацией путевых листов вида Ф412 АПК, заполняет бумаги поступления и размещения урожая в зернохранилищах. Также отчетность дополняется специфическими актами для животноводческой сферы, отчетами использования материалов.

Без соответствующих компетенций и опыта ведения отчетности ошибки в бухучете неизбежны. Они приводят к проблемам с органами надзора, сказываются на репутации фермерской компании.

Основы учета

Бухучет в сельскохозяйственной организации строится вокруг материальных ценностей и товарооборота. Бухгалтеры фиксируют в отчетах, сколько материалов поступило, сколько использовали. Большую часть занимают оценка себестоимости товаров, расчет затрат на производство и реализацию. В отчетности также фиксируют убыль с/х продукции, скота или сырья по естественным причинам.

Вся информация отражается в количественных единицах измерения. Свои нюансы есть у бухучета в животноводстве, растениеводстве и перерабатывающей сфере.

Налогообложение

При определении режима налогообложения в учет берут специфику сельскохозяйственной деятельности, прогнозируемую доходность бизнеса, оборот и прочие факторы. В большинстве случаев фермеры подключают УСН или ЕСХН. К общей системе налогообложения (ОСНО) прибегают при утере права на упрощенку или специфический режим для отрасли.

Читайте также:
Публичные и непубличные акционерные общества (НАО и ПАО)

При регистрации деятельности ОСНО выбирается автоматически – это базовый режим в РФ. Для перевода на УСН или ЕСХН фермер подает заявление по установленной форме в налоговую в течение 1 месяца.

Специальные режимы доступны всем КФХ, которые соответствуют заданным параметрам. Например, УСН предусматривает ограничения по обороту, размеру ОС, численности штата. Единый сельхозналог устанавливает определенный долевой размер с/х продукции.

Доходы и расходы при ЕСХН и УСН высчитываются кассовым способом. На ОСНО можно применять метод начисления. На упрощенке уплачивается НДС, который заменяет налог на прибыль, при ЕСХН хозяйство вносит сельхозналог. Компании на ОСНО уплачивают налог на прибыль и делают ряд других взносов.

При УСН налог может рассчитываться двумя способами: учет доходов (6%) или разница между доходами и расходами (15%). Единый сельхозналог и ОСНО рассчитываются по методике «доходы минус расходы».

В большинстве случаев с/х компании подключают ЕСХН, если есть такая возможность. Эта система дает ряд преференций при уплате налогов и других сборов. Ещё один плюс режима – упрощенная система работы с отчетностью по сравнению с ОСНО.

Отличия ЕСХН

Налог применяется хозяйствами, у которых доля от продаж с/х продукции составляет 70% и более. Иными словами, сельскохозяйственная деятельность является главной. Если фермеры работали на общей или упрощенной системе, то на единый с/х налог они могут перейти только со следующего года. При регистрации нового бизнеса желательно сразу выбрать упрощенку или ЕСХН. Для этого подается заявление на смену системы налогообложения.

Декларация при ЕСХН подается ежегодно в марте. В документе указывают данные по тратам и прибыли с учетом имеющихся у предприятия лимитов. Ставка по налогу – 6%. Выплаты осуществляются в два подхода: аванс, который вносится до 25 июля этого года, и фактический налог. Его нужно уплатить до 1 апреля года, следующего за отчетным. Просрочка платежа штрафуется, начисляется пеня. Также предусматриваются санкции за неуплату сборов, несвоевременную подачу декларации. В этих случаях штраф достигает 20% от общей суммы налога.

Специфика бухучета

Если фермерская компания работает на УСН или ЕСХН, то вносить в отчетность сводную информацию по имуществу не нужно. При общей системе бухгалтер формирует подобную ведомость для сдачи в ИФНС.

Для учета имущественных активов используют специальные бухгалтерские формы. В этих документах фиксируют информацию по материальным и нематериальным активам компании. В книги учета вносят данные о поголовье рабочего скота, животных на откорме, продукции.

Нематериальные активы (НМА) также учитываются. Стоимость НМА рассчитывается по той же методике, что и ОС. К таким активам относят инновационные разработки для сферы, селекционные патенты на виды сортов растений, авторские права, разрешения на эксплуатацию природных ресурсов. Нематериальные активы являются амортизационными расходами, период их действия зависит от срока ожидания дохода.

Бухгалтер также составляет кадровую отчетность по нанятым в штат специалистам. Сотрудников принимают на работу по Трудовому кодексу РФ. Для расчета зарплат, премий задействуют первичные бумаги – табель выработки, путевые листы, наряды на выполнение работ, реестры.

ИП и юрлица могут нанимать работников. В бухучет при этом вводится первичка по сотрудникам и их трудовой деятельности:

  • табели для фиксации рабочих смен, времени;
  • наряды на производство работ сдельного типа;
  • путевые листы на транспорт;
  • учетные ведомости и реестры;
  • документация для начисления и выдачи з/п.

Денежные средства, выплачиваемые сотрудникам, облагаются налогом. Фермерская компания имеет право удерживать взносы для оплаты в казну РФ.

Страховые выплаты

С зарплат уплачиваются страховые отчисления в пенсионный и внебюджетные фонды. Процент отчислений определяется по выбранному режиму уплаты сборов. Отчетность подается в ИФНС. Отчисления по случаям травматизма, профессиональным заболеваниям направляются в ФСС в виде сокращенного отчета.

Рассмотрим типы отчетности и место предоставления:

  • итоговый отчет подается в ФСС;
  • данные по отчислениям за травматизм и профессиональные недуги предоставляются в ФСС;
  • расчет РСВ-1 подается в ПФР;
  • отчет типа СЗВ-М предоставляется в пенсионный фонд каждый месяц.

Сегодня все отчеты принимаются налоговой службой поквартально.

Инвентаризация

Бухучет в сельскохозяйственных компаниях затрудняется постоянной циркуляцией активов, перерасчетом себестоимости продукции, естественной убылью имущества. Чтобы получить актуальные сведения о состоянии активов, проводят инвентаризацию. Список проверяемого имущества, частота проверок определяются фермером с учетом характера деятельности.

Обычно проверяют состояние:

  • имущественных активов в составе основных/оборотных средств;
  • скота в основном стаде и молодняке;
  • зерновых культур, семян для посева;
  • отчетности по сделкам с контрагентами;
  • других активов компании.

Инвентаризацию проводит специальная комиссия, которая утверждается руководством организации. Данные, полученные в процессе проверки, отмечаются в инвентаризационной описи.

Частые вопросы

  1. Какой статус будет у фермера после госрегистрации?

Компанию, работающую в с/х сфере, можно зарегистрировать как ИП или юрлицо. Статус присваивается сразу после госрегистрации бизнеса.

  1. Можно ли фермерской организации использовать упрощенную систему бухучета?

Да, компания может задействовать минимальный объем регистров при ведении налоговой и бухгалтерской отчетности.

  1. Нужно ли учитывать средства по кассовым операциям?

Фермерское хозяйство обязуется выполнять законодательные нормы. Если имеются кассовые расчеты, то эти операции нужно документировать.

  1. Если по итогам отчетного периода получился убыток, налагается ли штраф при ЕСХН?

Доходность или убыточность предприятия не влияет на обязательства налогоплательщика уплачивать авансовые и основные платежи в ИФНС. Если деньги не поступают, то налагается штраф (пеня).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: